Дзержинское время

19 августа в теплый, но ветреный и облачный полдень на аэродроме Бабино совершил посадку самолет малой авиации Cessna-150. Пилоты Андрей Иванов и Олег Нехорошев повторили легендарные полеты военного времени по маршруту Аляска-Сибирь и спустя 70 лет проложили свою воздушную трассу от Камчатки до Москвы.    Бабино-старт «Борт 1327, Бабино-старт! Ветер плотный, видимость нормальная, посадка в квадрате два», – передают по рации с вышки аэродрома Бабино. На языке летчиков эти слова означают и приветствие, и разрешение на посадку, и предупреждение о непогоде. Слова улетают в небо. Туда, где через несколько минут в самой гуще бурлящих облаков появляется маленький, словно игрушечный, самолет. «Вот ребят наверное от ветра болтает», – переживают дзержинские пилоты. Но, несмотря на ветер, садится самолет быстро и плавно, точно выбрав нужный участок на земле. Американский самолет с российскими летчиками рядом с Дзержинском делает предпоследнюю остановку на своем маршруте Петропавловск-Камчатский – Москва. О том, как родилась идея этого перелета, можно узнать из дневника, который пилот Андрей Иванов начал вести незадолго до него, выкладывая в Интернете свои мысли по поводу предстоящего воздушного приключения. Эти записи Андрей продолжил и на самом маршруте, назвав свой дневник «Камчатка-2012 или Алсиб для малой авиации». Из дневника Андрея Иванова: «Помню, как в юношестве, читая рассказы путешественников, много раз мечтал оказаться вместе с ними, увидеть своими глазами новые страны и континенты, стать первооткрывателем. Постепенно в школе это желание притупилось – ведь уже всё открыли, весь земной шар исследовали… Чем становился старше, тем сильнее затягивала рутина, и только небо и полеты оставались той отдушиной, которая заставляет сжиматься сердце и мечтать. Одной такой мечтой я хочу поделиться с вами. Этим летом я планирую совершить перелет по трассе «Алсиб», своими глазами увидеть Дальний Восток, Якутию, Урал, побывать на Камчатке».    «Алсибу» посвящается Свой перелет через всю Россию Андрей Иванов и Олег Нехорошев посвятили 70-летию первого полета советских и американских летчиков воздушным путем «Алсиб». Так в годы Великой Отечественной войны называли воздушную трассу между Аляской (США) и Сибирью (СССР), которая начала действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Помимо прочего по трассе перевозили различные грузы, дипломатическую почту и самих дипломатов. «Конечно, мы летим не из Америки, а только с Камчатки. Но, начиная с Магадана, наш путь один в один совпадает с военной трассой «Алсиб». Почти 8 тысяч километров пути. Символично, что мы летим на американском самолете, очень похожем на те, что летали по этому пути в годы войны», – рассказал Олег Нехорошев. Из дневника Андрея Иванова: «Нам хочется увидеть не только большие города Сибири, но и глубинку. Посмотреть, как люди живут, почувствовать природу в разных уголках страны. Ну и, конечно же, окунуться в атмосферу полетов 30-40-х годов прошлого столетия».    Самолет, маршрут, друзья Из дневника Андрея Иванова: «Для осуществления перелета маршрутом Алсиб нужны три составляющих – самолет, маршрут, друзья. Самолет есть. Маршрут – разработан. Друзья есть, но не везде. Друзей ищем!» Самолет арендовали в частной фирме в Москве. Деньги помогли найти спонсоры. И друзья у новых Чкаловых нашлись повсюду. При разработке маршрута летчики заранее договаривались о посадке на больших и малых аэродромах, доставке топлива для своего самолета, возможности отдохнуть. «На нашу просьбу помочь в этом перелете откликнулись многие, – рассказывают Андрей и Олег, – разные организации нам сшили форму, обеспечили сухим пайком, средствами спасения, запасом топлива». Вот и на бабинском аэродроме, значившимся в маршруте как Нижний Новгород, добро на посадку и помощь дали сразу.    Навстречу ветру Самолет Cessna-150 – двухместная одномоторная машина. Ее бензобак вмещает 100 литров топлива, которого хватает примерно на 500 километров воздушного пути. Грузоподъемность самолета – около 300 кг. Два летчика, полный бак, три канистры с бензином для дозаправки в случае аварийной посадки, и перегруженный самолет с трудом поднялся в воздух для пробного полета над Камчатским краем. Из дневника Андрея Иванова: «Учебный полет проходил через долины и ущелья. Уверенности, что мы сможем его пройти, не было, так как облака могли закрыть горы. Но погода позволила нам это сделать! Какая же тут красота! Вы знаете, Камчатка – это одно их самых замечательных мест на планете. Если вы тут не побывали, то зря прожили жизнь». Одного вылета было вполне достаточно, чтобы проверить своего воздушного коня в деле. Помимо топлива, воды и пищи пилоты взяли в непростое путешествие основные запчасти для самолета, набор инструментов, средства связи, минимум личных вещей. И вот 7 июля 2012 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Петропавловске-Камчатском, Андрей Иванов и Олег Нехорошев начали свой полет. Так была открыта современная воздушная трасса Алсиб. Пилоты вспоминают, что сразу связались с аэродромом в Усть-Харюзово, куда планировали прибыть через четыре часа полета. Из дневника Андрея Иванова: «Оказывается, нас там уже ждали. Заранее приготовили топливо, несколько раз уточняли, какой плотности грунт нас устраивает. Потом проводили его измерения. Ради нашего прилета столько дел переделано!». Конечно, условия полета российских летчиков Андрея Иванова и Олега Нехорошева, по их словам, далеки от перелетов военного времени. Тогда, 70 лет назад, летя из Америки в Советский Союз над водной стихией, через тундру и тайгу, в 60-градусный мороз с единственным ориентиром – компасом, пилотам приходилось постоянно рисковать жизнью. Но и для наших летчиков полет Камчатка-2012 оказался непростым. Встречный ветер иногда был такой силы, что самолет с трудом преодолевал сопротивление. Из-за непогоды пришлось сделать несколько незапланированных остановок и ждать, когда ветер, буря или сильный дождь стихнут. Через несколько километров пути летчиков ждали новые испытания. В Якутской области горели леса, и самолету пришлось преодолевать многокилометровую дымовую завесу. «Видимость ноль, иду по приборам», – нам приходилось постоянно передавать диспетчерам на землю», – рассказывают на стоянке в Бабино Андрей и Олег. Чтобы снизить концентрацию дыма за бортом, пилотам приходилась поднимать маленькую Цесну, как они называют свой самолет, на запредельную для него высоту – 3000 метров над землей. Из дневника Андрея Иванова: «Летим по графику, но сильно устаем. В Якутске обнаружили небольшую поломку в самолете и встали на первый полевой ремонт на маршруте. Устраняем зависание выпускных клапанов на трех цилиндрах. Проблема не фатальная, но повозиться придется. Наш встречающий в Якутске бегает по всему городу в поисках нужных сверла и развертки».    Не герои, но патриоты На аэродроме в Бабино летчики пробыли всего час. Впереди их ждала конечная точка маршрута – Москва, и ее хотелось достичь в тот же день – 19 августа. Правда, как стало известно позже, свой перелет с Камчатки Андрей Иванов и Олег Нехорошев на самом деле завершили 20 августа, долетев еще и до Санкт-Петербурга – родины одного из пилотов. В тот один-единственный час на бабинском аэродроме пилоты сказали журналистам, что героями нашего времени они себя не считают, а хотят лишь привлечь внимание к военной истории нашей страны, открыть для себя что-то новое, полюбоваться красотами родной природы и получить от этого удовольствие. Этот перелет, надеются летчики, будет иметь и прикладной, если можно так выразиться, результат. Отправляя запас топлива для своего самолета из Якутска в Усть-Маю, они выяснили, что по земле груз пришлось везти 7 часов, это же расстояние по воздуху они преодолели за полтора часа. То, что в Сибири рейсы малой авиации являются оптимальными путями сообщения, стало ясно не только Андрею Иванову и Олегу Нехорошеву, но и местным жителям. Из дневника Андрея Иванова: «Считаю, что этот перелет нужен нашей стране и развивающейся авиации общего назначения. Очень надеюсь, что скоро по открытой нами трассе будут регулярно летать российские самолеты. Моя мечта сбылась».

Елена Родионова