На своей пресс-конференции, которая, напомним, состоялась две недели назад, директор МУП «Экспресс» Роман Патрин не раз ссылался на программу развития муниципального пассажирского транспорта, рассчитанную на ближайшие пять лет до 2017 года. Она наконец-то создана, но пока не утверждена депутатами и находится в стадии общественного обсуждения. С этим проектом, опубликованным на сайте городской администрации, руководитель муниципального транспортного предприятия настоятельно рекомендовал познакомиться журналистам. И мы обещали это сделать. Слово свое держим. Конечно, долгосрочная целевая программа – это далеко не концепция развития, которую ждали от муниципальных транспортников народные избранники, да и жители города тоже. Но это все равно лучше, чем вообще ничего. Сразу оговоримся, что свое мнение о программе за экспертное выдавать не собираемся. Посмотрим на нее глазами жителей города, которых, кстати, разработчики документа привлекают в соавторы, приглашая высказать свои пожелания и предложения. Итак, стоимость программы – без малого 734,5 миллиона рублей, которые практически равными долями раскиданы на пятилетку. И почти все эти миллионы предлагается возложить на плечи городского бюджета. Лишь малая толика затрат – чуть больше 45 миллионов рублей – означена как внебюджетные средства. И только в отношении 20 миллионов понятно, о каких источниках идет речь – именно столько готов взять на себя МУП «Экспресс». Отношение к такому раскладу неоднозначное. Участие самого предприятия в своем собственном развитии минимально – как ясно из приложения к программе, оно готово вложиться лишь в капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Понятно, что сейчас МУП переживает не самые лучшие времена. Но если судить по проекту, оно и не надеется на дальнейшее улучшение своего финансового положения – целиком и полностью полагается на местный бюджет в реализации программы. На что же, собственно, «Экспресс» и управление транспорта и связи предлагают городу потратить такую выразительную сумму? Прежде всего, на борьбу с «недопустимо высоким уровнем износа муниципального парка горэлектротранспорта». Авторы программы подчеркивают, что с превышением нормативного срока службы в 15 лет сегодня в «Экспрессе» эксплуатируется 31 вагон – 81 процент всего трамвайного парка города. Третья часть трамвайных путей – 20,5 км и больше половины контактной сети – 31,4 км сильно изношены и требуют капитального ремонта. С троллейбусами ситуация тоже не лучше: 39 машин из 76 уже перешагнули отпущенный им предел в 10 лет, а 61,5 процента проводов (43,7 км) дышат на ладан. Итогом пятилетней программы развития гортранспорта должна стать покупка… 4 троллейбусов и 10 трамваев. Собираются также отремонтировать 20,5 км трамвайных путей и столько же трамвайной контактной сети. А вот «паутину» троллейбусных проводов заменят лишь на участке, протяженностью всего 5,6 км. По сему видно, что городская администрация так и не отказалась от идеи сохранить в Дзержинске трамваи и с завидным упрямством ее продвигает в жизнь. При этом трамваи перевозят за год почти в два раза меньше пассажиров, чем их рогатые товарищи – 11,5 миллиона против 23,5 миллиона. Но на их покупку в лизинг, согласно проекту программы, придется потратить 208 миллионов рублей. Новые же троллейбусы обойдутся городской казне в 25,5 миллиона целковых. Правда, троллейбусному парку еще кое-что перепадет – почти 33 миллиона. Столько «Экспресс» в складчину с городским бюджетом потратит на капитальный ремонт 22 троллейбусов, который МУП будет делать своими силами. Итого муниципальное предприятие в результате пятилетних стараний и вложений получит 26 «дееспособных» машин. И это хорошо. Но бывали, признаться, результаты у долгосрочных городских программ развития транспорта и получше. В рамках пятилетнего плана муниципальное предприятие собирается также решить еще одну свою серьезную проблему – убытки от поездок с предоставлением льгот, на которые приходится 67 процентов от общего объема перевозок. Исправить ситуацию, считают авторы программы, поможет внедрение системы транспортных карт – они позволят точно подсчитать, сколько раз льготники в течение месяца пользуются муниципальным транспортом. На основании этой арифметики, транспортники надеются добиться от области увеличения субсидий на покрытие убытков от перевозок льготников. Признаться, в это верится с трудом. Едва ли областное правительство не догадывается, что реальный «льготный» пассажиропоток в разы превышает установленный им норматив. И все же правдой и неправдой стремится сократить компенсационные выплаты перевозчикам льготников. А тут вдруг столкнется с реальными цифрами, устыдится и расщедрится… Между тем на внедрение «карточной» системы уже в 2013 году в программе запланированы расходы в размере 25 миллионов рублей – те самые безымянные внебюджетные средства. Экономисты, работавшие над программой, просчитали, что ее результатом станет сокращение затрат на эксплуатацию и техобслуживание одной единицы обновленного состава на 20 процентов, а содержания 1 км капитально отремонтированной инфраструктуры – на 50%. Экономия электроэнергии по трамвайному парку составит 10 процентов, а пассажиропоток увеличится на 30 процентов. Видимо, предполагается, что когда городской электротранспорт станет «комфортным, стабильным и безопасным», дзержинцы пересядут с маршруток на трамваи и троллейбусы. Хотя эта социальная составляющая едва ли может повлиять на выбор горожан – они и так в большинстве своем (60 процентов) предпочитают ездить на «рогатых», а автобусы им интересны тем, что их маршруты более разнообразны. Хороша ли, плоха программа развития городского пассажирского транспорта – решать будут депутаты. И есть предчувствие, что она их не устроит. Хотя бы потому, что среди них немало противников сохранения в городе трамвайного движения. К тому же назвать этот план действий программой развития можно разве что с натяжкой – речь в ней идет не столько о развитии, сколько о стабилизации положения в муниципальной транспортной сфере. А по большому счету – латании дыр.
Елена Серова