Дзержинское время

Ни разу в жизни не довелось мне отдохнуть в пионерлагере. А тут такой случай представился: отправиться в лагерь, пусть и не пионерский, зато не в какой-нибудь, а в самый настоящий «Орленок»! В виртуальное «путешествие», этакий вояж по воспоминаниям об отдыхе, меня позвали ученики 27-й школы – недавно они вернулись из «Орленка» со смены «Юных журналистов». И впечатлений привезли сто-о-о-лько, что не поделиться ими не могли – за тем, собственно, и пригласили. Мне, если честно признаться, после встречи с коллегами было трудно решить, о чем же все-таки рассказать – об их отдыхе или о самих журналистах. Очень уж интересно было с ними общаться. Но давайте обо все по порядку. Конечно, приехать на смену «Юных журналистов» учеников 27-й дзержинской школы пригласили не просто так. Журналистика, газетное дело – давнее увлечение ребят, которые здесь учатся. Пятый год подряд вместе с учительницей русского языка и литературы Мариной Николаевной Плотниковой они выпускают собственную газету. Их «Переменка» рассказывает ученикам, родителям, преподавателям школы о том, что происходит в стенах родного учебного заведения. И не только. На страницах школьного издания можно запросто найти материал о городских событиях, о том, что происходит в стране и даже в мире. К счастью, Марина Николаевна не ограничивает своих подопечных определенными темами – считает, все, что нашло отклик в душе юного корреспондента, ценно. Так же значимо, как желание, а вместе с этим журналистская смелость, дерзость, если хотите, поделиться своими размышлениями с миром. Не раз корреспонденты «Переменки» становились участниками городских и областных конкурсов среди начинающих журналистов, и не было, кажется, случая, чтобы их работы остались незамеченными… Вот «Орленок»-то их и заметил. Правда, откуда Всероссийский детский центр узнал о юных газетчиках из дзержинской школы, никому не известно (и впрямь, видать, земля слухами полнится). И, как рассказывает Марина Николаевна, электронное предложение от «Орленка» отдохнуть в смене «Юных журналистов» стало и для школы, и для самих корреспондентов полной неожиданностью. Весьма, надо сказать, приятной. Во Всероссийский детский центр «Орленок» редакция «Переменки» отправилась в самом начале учебного года – журналистская смена длилась с 1 по 5 сентября. Вот так в самом начале осени, пусть на недельку, да продлили ребятне лето! И теперь впечатлений, привезенных с отдыха, хватит мальчишкам и девчонкам не то что на целый учебный год – на всю жизнь. Тем более что в жизни корреспондентов помладше – учеников 8-х и 9-х классов – такое приключение, может, еще и повторится – например, следующей осенью, потом еще через год. А вот юным журналистам, которые в этом году оканчивают школу, попасть в «Орленок» вряд ли удастся – лагерь-то детский… На вопрос: что больше всего запомнилось о поездке, мои коллеги ответили дружным хохотом: «Как двое суток в поезде тряслись – чуть не сдохли!». (Вот это я понимаю, журналисты – умеют найти нужные слова, и, главное, ведь, прямо в точку попали. Те, кто хоть раз отважился отправиться в путешествие железной дорогой, наверняка согласятся с ними.) Это было только начало поездки – пусть не самое удачное, зато запомнившееся юнкорам не хуже самого «Орленка». Но ведь журналист, на то и журналист, чтобы замечать то повседневное-неприглядное, что окружает нас. И чем, скажите, это не повод для критической заметки в школьной газете?! Судя по рассказам ребятни, каждый день в «Орленке», буквально напичканный событиями и мероприятиями, достоин того, чтобы ему посвятили настоящий репортаж. За смену, то есть чуть меньше, чем за неделю, юнкорам преподали основы журналистики, рассказали о том, чем фотография для печатного издания отличается от обычной «фотки» в социальной сети, посвятили в тонкости репортажной съемки. Отдельные дни организаторы отвели мастер-классам по «Туризму» и «Лидерству». Кстати, последнее направление школьникам понравилось особенно. «Знаете, как увлекательно, – делится молодежная редакция, – и правда, увереннее в себе становишься. Для журналиста это важно». Сразу задаю юнкорам встречный вопрос: «А кроме этого, что еще важно для журналиста? Каким он должен быть?». «Грамотным, активным, коммуникабельным и должен не бояться писать правду…» – отвечают они. Вот вам и юнкоры, не смотри, что еще в школе учатся! Разве можно после этого к школьной газете относиться несерьезно, когда здесь все по-настоящему, если для них самих, юных журналистов, дело, которым они занимаются, вовсе не игрушка, не забава. Важное и значимое занятие. Если юнкоры верят, что после их критических публикаций в школе начинают лучше кормить, меняют двери, красят стены и учителя становятся внимательнее к ученикам и добрее, значит, так оно и есть… Труд их тем ценнее, что большинство современных подростков не то что не читают газет, кажется, в глаза их не видели. А здесь, в 27-й школе, не только читают, а самостоятельно издают. Вырастут или нет из них профессиональные журналисты – еще вопрос. В конце концов, непрофессиональная молодежная журналистика, юношеская пресса нужна не для того, чтобы воспитать из ребят журналистов-профессионалов. Газетная журналистика, даже если юный корреспондент трудится всего лишь в школьном издании, учит думать, размышлять. И пусть в будущем ни один из юных корреспондентов не пойдет в профессиональную журналистику, опыт, полученный в школьной газете, им обязательно пригодится.

Елена Богомазова