Только-только дзержинцам стало известно о новом способе передачи показаний счетчиков электроэнергии, а страсти уже накалились добела. На прошлой неделе пенсионеры штурмом брали «Энергосбыт», чтобы сообщить о своих киловаттах строго в положенный срок – с 23 по 25 октября. Пару недель назад в «Дзержинском времени» вышла заметка «За свет – по-новому». В ней мы рассказали своим читателям, как, почему и зачем им придется передавать данные своих счетчиков электроэнергии раньше прежнего да к тому же без квитанций, как они привыкли. Такие перемены продиктовал россиянам закон, а именно «Правила предоставления коммунальных услуг…», утвержденные Постановлением правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года. В пресс-релизе ОАО «Нижегородская сбытовая компания», разосланном незадолго до наступления срока передачи данных за электричество по новой системе, все выходило сладко да гладко. Жителям предлагалось в указанный срок сообщать показания своих счетчиков по телефонам, электронной почте, с помощью сайта или через почтовые ящики на абонентских пунктах. Однако сердце подсказывало, что так ловко, как предполагали энергосбытчики, весь город сделать это не сможет. Все три дня – с 23 по 25 октября «Энергосбыт» сотрясали волнения пенсионеров. «Там идет сражение на клюшках», – обрисовали ситуацию очевидцы. Честно сказать, сами в «Энергосбыт» в то горячее время мы не попали. Но остаться в стороне не смогли. В редакцию без конца звонили пожилые люди и жаловались, что они не могут дозвониться, доехать до «Энергосбыта» и некому отправить их сведения через Интернет. «Вы написали, что можно позвонить по телефонам, указанным на квитанциях, и передать цифры по ним. А надо было сразу честно сказать: по телефонам не звоните, все равно не дозвонитесь», – пожаловался в редакцию одинокий 83-летний инвалид Борис Михайлович с улицы Клюквина. Действительно, все попытки дозвониться по известным телефонам «Энергосбыта» в эти дни не привели к успеху и нас, журналистов. Линия была хронически занята с утра до позднего вечера. Потому пенсионеры и поспешили в абонентский пункт. Но и тут столкнулись с затруднениями. «Я приехала на другой конец города, потому что живу на бульваре Космонавтов. Стояла в очереди, чтобы получить бланк, в который нужно вписать показания. От окошка меня тут же отогнали стоящие сзади, а я плохо вижу и не смогла бы сама заполнить бланк. Еле-еле уговорила женщину помоложе помочь мне. Ее потом все просили записать их данные, потому что никто не знал, как это делать», – рассказала позвонившая в редакцию Евгения Станиславовна. «Почему над нами издеваются? Мы ведь тоже когда-то были людьми: строили город, растили и учили детей, лечили людей. Лучше бы нас всех расстреляли прямо в «Энергосбыте», чем заставлять стариков страдать», – плакала в трубку Людмила Петровна. Так хотелось сказать пожилым людям, вложившим в эти три дня весь смысл своей жизни, что не стоило переживать так сильно. Даже если не будет в «Энергосбыте» чьих-то показаний, за свет им выставят среднюю сумму, только и всего. А к квитанции в следующем месяце уже будет приложен бланк, который можно бросить в ящик, не давясь в очередях. Хотя ездить в преклонном возрасте в абонентский пункт все равно неудобно, тратить драгоценные талоны на поездку опять же… Только в апреле в дзержинском «Энергосбыте» был «аншлаг» после невесть откуда взявшихся сумм за ОДН по электричеству. Рассылая такие квитанции, никто, вероятно, и не подумал, какая может последовать реакция и как к ней подготовиться. В итоге социальный взрыв вынудил временно отказаться от оплаты ОДН. И вот очередное нововведение – и уже знакомая картина. Никто не готовился встретить взволнованных пенсионеров. А можно было предугадать, что ажиотаж будет, и подготовиться. В абонентских пунктах энергосбытовых компаний Тулы, Орла, Ижевска, к примеру, специально к новым срокам передачи данных за свет открыли смс-сервисы и распространили среди абонентов номера сотовой связи. Пусть компьютеров у стариков нет, но мобильники большинству из них доступны. Отправил по сотовому телефону сообщение с номером лицевого счета, своими показаниями – и дело в шляпе. В Красноярске сделали еще проще. Ящики, куда можно было положить свои данные по электроэнергии, развесили в почтовых отделениях. Для пенсионеров гораздо удобнее дойти до почты, чем до абонентского пункта, расположенного, порой, далеко от их места жительства. Вот, оказывается, как просто пусть не решить проблему, но снизить напряжение, дать людям возможность не переживать понапрасну. Конечно, со временем и эти страсти улягутся, люди покричат, поворчат да и смирятся с очередным неудачным экспериментом над собой. Вот только не слишком ли много испытаний выпало в последнее время на долю стариков? Сначала проезд, потом свет, а скоро установка общедомовых счетчиков лишней кабалой ляжет на их плечи. Так, может, исполняя законы в своих интересах, пора хоть немного подумать об интересах тех, чье терпение, здоровье и силы давно на пределе?.. Елена Миронова