Архивные новости Ночной режим

С «приговором» поторопились

В конце прошлой недели многие СМИ, опираясь на публикацию в газете «Известия», предрекли скорый конец пенсионной программе софинансирования. При этом центральное издание ссылалось на итоги совещания, которое 25 октября прошло в кабинете вице-премьера Ольги Голодец и было посвящено грядущей пенсионной реформе. На нем, по утверждению «Известий», и был вынесен приговор программе «рубль за рубль» - с 1 октября следующего года она закроется. 

 

И хотя уважаемая газета вроде бы и не погрешила против истины, однако с выводами явно поторопилась. Стать участником государственной программы софинансирования  пенсий действительно можно до 1 октября 2013 года. Однако этот конечный срок ее действия был определен не на недавнем совещании у Голодец, а изначально, в 2009 году, когда она начала действовать. Так что, несмотря на результаты проекта «рубль за рубль», спустя пять лет с момента его запуска правительству пришлось бы решать, что с ним делать дальше.


Напомним, что программа софинансирования предполагает равное участие государства и граждан в формировании их добровольных пенсионных накоплений: каждый «гражданский» рубль в течение 10 лет дополняется государственным. Однако при условии, что взносы работника в рамках программы в течение года составляют не меньше 2000 рублей и не больше  12000.


По информации ПФР, за четыре года на это предложение откликнулось без малого 9,5 млн россиян. Много это или мало? По словам директора института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергея Смирнова, в экономике страны задействовано около 70 миллионов человек. Выходит, сторонников у программы софинансирования чуть больше 13 %.


В Дзержинске таковых около 2,5 тысяч (1,5 % от общего числа работающих горожан). Однако, по словам начальника местного управления ПФР Владимира Сипрова, интерес дзержинцев к программе в последнее время медленно, но верно растет - плюс 300 человек за этот год. Возможно, тому причиной стало изменение порядка наследования пенсионных накоплений. Раньше они выплачивались наследникам только в том случае, если их владелец не дожил до пенсионного возраста и не успел раскупорить свою «копилку». А с прошлого года в «пенсионное» наследство можно вступить даже при условии, что она уже частично опустошена.


В этому году  к программе софинансирования с большей симпатией отнеслись, похоже, все россияне. Как говорят в ПФР, из 12 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета с момента ее действия, за этот неполный год на софинансирование пенсий было направлено более 3 млрд рублей - это почти на 650 млн рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Значит, именно столько добровольно «пожертвовали» на накопительную часть своей будущей пенсии и граждане. В Дзержинске за 9 месяцев этого года сумма платежей в рамках программы выросла на 32 процента.


В стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, которую Минтруда подготовил к нынешнему 1 октября, содержится предложение пролонгировать программу, предполагающую равное участие государства и граждан в формировании их пенсионных накоплений. Однако, как следует из стратегии, ее рамки должны стать шире: механизм софинансирования Минтруда готов применить не только в случае добровольного пенсионного страхования, но и к участникам корпоративных программ, в том числе и работникам, которые трудятся на вредных производствах и в связи с этим досрочно выходят на пенсию.


Говорить о том, что программа софинансирования, по выражению «Известий», «умрет» 1 октября 2013 года, так и не дотянув до своего пятилетия», наверное, пока рано. На уже упомянутом совещании у Голодец предложения Минтруда решено - нет, не зарубить - попридержать. И не по причине провала программы, как пишут «Известия». По крайней мере, так утверждает чиновник из команды зампреда российского правительства, имя которого по каким-то причинам издание «Ведомости» не называет. По его словам, «отменять программу никто не собирался», и «как только примут решение по накопительному компоненту, будет рассматриваться вопрос о софинансировании».  


О будущем накопительной части пенсии сегодня действительно много спорят. Минтруда предлагает снизить отчисления на нее с теперешних 6-ти до 2%, а разницу в 4%  направить на финансирование страховой части пенсии. Проект, содержащий соответствующую поправку, уже направлен в Госдуму. Однако станет ли он законом - еще вопрос. Против такой поправки возражают Мин-экономразвития и Минфин - ведомства, имеющие в правительстве особый вес. В рядах несогласных, разумеется, и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов - ее руководство направило протестное письмо президенту страны.


Спор этот возник не с потолка. Противники сохранения отчислений на накопления в прежнем размере указывают на то, что доход от их инвестирования низок и не покрывает даже инфляцию. Да и вообще, констатируют они, идея управления своими пенсионными накоплениями с трудом приживается в России - около 80% экономически активного населения страны не распоряжаются накопительной частью своей пенсии, это так называемые «молчуны».  


У сторонников накопительной системы свои аргументы. К примеру, они считают, что именно она сможет противостоять негативным демографическим последствиям.


Вопрос о судьбе накопительного компонента пенсии должен решиться, похоже, на этой неделе - 16 ноября Госдума во втором чтении рассмотрит соответствующие поправки в проект бюджета Пенсионного фонда на следующий год. Потом стоит ждать корректировки программы софинансирования. Но как бы ее ни переформатировали, государство в любом случае не отказывается от своих обязательств перед гражданами, которые вступили в программу или сделают это в ближайший год: в течение 10 лет оно будет удваивать их добровольные взносы на накопительную часть пенсии.  

Елена Серова

ПОПУЛЯРНОЕ
Мобилизация продолжится
Комплект мобилизованного
Подготовили за неделю
Постарайтесь вернуться назад
БД Банк
БД Банк
На детей - больше
В 2023 году вырастут выплаты на детей.
В час пик — без простоев
В Нижегородской области изменится расписание движения транспорта.
Расскажут о маршрутах
Дзержинцы могут обсудить новые маршруты транспорта.
Поедем раньше