Дзержинское время

Первые указы нового – старого президента, требующие от правительства существенно повысить продолжительность жизни, улучшить качество и доступность медицинского обслуживания, заронили в души россиян пусть слабую, но все-таки надежду на то, что бесплатная медицина наконец-то начнет возрождаться из пепла. Однако уже к началу октября, когда свет увидели правила оказания платных медуслуг, иллюзий поубавилось. Ну а после заседания правительства, состоявшегося на прошлой неделе, 15 ноября, они и вовсе растаяли, как мороженое в жаркий день. Минздрав подготовил программу развития отечественного здравоохранения до 2020 года. Причем в двух вариантах: бюджетном, основанном на выкладках включившего режим жесткой экономии Минфина, и инновационном, который отражает взгляды чиновников от медицины на ее будущее и позволяет выполнить президентские поручения. Обе программы на заседании правительства озвучила глава медицинского ведомства Вероника Скворцова. Сценарий, написанный под диктовку финансистов, предполагает постепенное и верное снижение расходов на здравоохранение с 3,4% ВВП в 2014 году до 2,5% в 2020-м. Программа же, созданная в недрах ведомства Вероники Скворцовой и продиктованная реальными потребностями отрасли, напротив, нацелена на увеличение финансирования здравоохранения с тем, чтобы затраты на него к тому же 2020 году составили 4,7% ВВП. (Для сравнения: Америка тратит на здравоохранение 14-16% ВВП.) В денежном выражении эти проценты выглядят более выразительно: «бюджетные» 3,4 трлн рублей против «инновационных» 6,5 трлн рублей. Но истинную цену этих двух программ, пожалуй, стоит измерять не в целковых, ведь речь идет о здоровье нации. Сокращение расходов на здравоохранение почти в половину от необходимого, по оценке Минздрава, может стоит жизни 1 миллиону 100 тысячам россиян. Однако Минфину такая единица измерения не знакома. И, пропустив мимо ушей информацию о возможных потерях, глава этого ведомства Антон Силуанов пошел в «наступление» на Минздрав. Обвинил его в том, что он даже не пытается исполнить президентские приказы, исходя из реальных возможностей бюджета, и тем самым расписывается в своей беспомощности. Для главного финансиста страны все очень просто: «Нам нужно бюджетный сценарий взять за базу, подкорректировать показатели программы с учетом необходимости реализации задач, поставленных в указах президента, и на нем базироваться». Проще говоря, из двух программ состряпать одну: скромное финансирование «взять» из бюджетной, а амбициозные задачи – из инновационной. Подобные предложения напоминают расхожую шутку: «Вот тебе 10 рублей, и ни в чем себе не отказывай». Совершенно очевидно, что Минфин намерен и дальше придерживаться политики тотальной экономии. Но только по отношению к здравоохранению. Так, по данным ВОЗ, в 2008 году его доля в общих расходах государства составляла более 9%, а к 2010-му снизилась примерно до 8%. Тот же курс прослеживается и в проекте бюджета на 2013–2015 годы. Для «денежного» ведомства здоровье граждан – явно не приоритетное направление. Чего не скажешь про оборону и национальную безопасность – расходы на эти статьи, которые растут год от года, оно не оспаривает. Все как в старые добрые советские времена – первым делом самолеты… Как ни странно, но у Минздрава в правительстве нашлись сторонники, в том числе в лице вице-премьера по промышленности. «Я не знаю, действительно ли нужны такие средства, как предлагает Минздрав, для реализации модернизационного сценария, – заявил Аркадий Дворкович, – но что бюджетного сценария не хватит для достижения таких ориентиров, я в этом уверен полностью». По его мнению, «расходы на здравоохранение в процентах к ВВП снижать нельзя ни в коем случае, более того, их надо наращивать прежде всего в ближайшие годы за счет частных расходов, но бюджет снижать никак нельзя». Пугает в этом высказывании только одно – уверенность чиновника в том, что необходимо и дальше укреплять позиции платной медицины. При этом в расчет не берутся прогнозируемые Минздравом потери, которые ясно дают понять: если бы мы имели возможность платить за свое здоровье из собственного кармана, то бюджетный вариант программы развития отрасли не стоил бы жизни одному миллиону россиян. Как ни крути, а решающее слово во всех правительственных спорах чаще всего остается за премьером. В этот раз «слово» Дмитрия Медведева было лишено твердости и однозначности. Глава правительства предпочел занять сразу два стула: и Минфину потрафил, и Минздраву угодил. По его мнению, надо ориентироваться на модернизационный вариант развития здравоохранения, потому что «иного наши люди не поймут», однако также надо «смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников финансирования», цитирует Медведева «Независимая газета». Практически то же самое, что задумал Минфин, но с надеждой на лучшее. Словом, здравоохранению предложили жить на грешной земле и при этом указали на путеводную звезду, ярко и призывно горящую где-то там, высоко в небе. Но есть ли шанс до нее дотянуться? Что бы ни говорили чиновники о нынешней устойчивости российской экономики, но вторая волна кризиса уже дает о себе знать. С учетом этого перспективы отечественного здравоохранения становятся еще более туманными. Примечательно, что глава правительства не дал Минфину поручения уже сейчас начинать поиски этих «дополнительных источников». Так что финансирование здравоохранения на 2013 год останется на уровне, запланированном бюджетным сценарием. Министерство финансов одержало пусть маленькую, но победу. Впрочем, в аппарате правительства не скрывают, что «последующие затраты можно будет снова оспорить при подготовке бюджета на 2014 год». В политике это обычное дело: пообещать, вселить надежду, потянуть время, изобразить бурную деятельность… и сообщить, что ничего не получилось. Да здравствует платная медицина? Елена Серова