Огромные колоссы из стекла и бетона, за стенами которых располагаются торговые центры, меняют не только облик города, но и наше представление о торговле. Вот только многоэтажные здания все чаще занимают крупные сетевые компании. О том, что несут они нашему городу, мы беседуем с начальником управления предпринимательства, потребительского рынка и услуг городской администрации Ольгой Касьяновой.
alt– Ольга Николаевна, сколько сетевых компаний работает в Дзержинске?
– На 15 июля 2008 года в городе работает семь крупных сетевых компаний, как федеральных, так и региональных. У них есть 27 магазинов , на долю которых приходится 21% товарооборота. За 1-е полугодие 2008 года товарооборот сетевых компаний по  сравнением с прошлым годом увеличился в 1,8 раза.  Сравните: за весь 2007 год – только 164,4 млн рублей. И количество сетевых магазинов тоже увеличилось. Если в 2007 году «сетевики» занимали 11,2% торговых площадей, то в этом году – уже 18,2%, то есть семипроцентный прирост произошел менее чем за полгода. За счет крупных предприятий обеспеченность жителей города торговыми площадями очень скоро перешагнет норму в два раза.  В ближайшее время будет открыто еще два гипермаркета – «ЕвроСпар» на площади Дзержинского и универмаг «Олсон» на улице Петрищева. Кроме крупных торговых точек откроются и небольшие сетевые магазины так называемой «шаговой доступности», в основном расположенные в «спальных» районах. Этим займутся компании «Райцентр» и «Калинка». Стабильно работает на нашем рынке «Пятерочка». Так что «сеть» действительно наступает.
– Как сообщает агентство НТА, 16 июля инвестиционный совет при губернаторе одобрил выделение еще одного земельного участка 80 тыс. м2 для строительства торгово-развлекательного комплекса в микрорайоне «Западный-2». Проект реализует ГК «ТАШИР». Оправдано ли столь значительное присутствие в городе «сетевиков»?
– По отзывам жителей Дзержинска, крупные магазины как прогрессивная форма обслуживания нравятся большинству потребителей. Это значительно экономит время горожан, позволяет выбрать товар из большого ассортимента. В отличие от «шаговых» магазинов, где представлено 2-6 тысяч наименований товаров, сетевые компании предлагают покупателям от 3,5 до 40 тысяч различных видов продукции. Выкладка товаров соответствует всем современным нормам.
Еще один плюс – проводимые магазинами акции социальной направленности. Например, в «Копейке» для ветеранов Великой Отечественной войны действует постоянная скидка 10% на 23 наименования товаров и еженедельные скидки от 10 до 18% на 50 видов товаров для всех посетителей. В магазинах «Перекресток» ежедневно с 8 до 13 часов, кроме выходных дней, пенсионеры и инвалиды могут отвариться со скидкой 5%. А в пятницу, субботу и воскресенье «Перекресток» продает собственную продукцию (мясо, овощи) по себестоимости. В магазинах «Магнит» каждый месяц 20 продовольственных товаров можно приобрести на 15-20% дешевле среднегородских цен. В «Карусели» каждые две недели 500 продовольственных и промышленных товаров продаются со скидкой от 10 до 30%. «Райцентр» предлагает скидку до 25% на 20-30 товаров.
– У нас в области проходит кампания под лозунгом «Покупай нижегородское». Можно ли будет купить в гипермаркетах продукцию дзержинских и других предприятий Нижегородской области?
– Да. Наше управление в 2007 году проводило большую работу по представлению «сетевикам» продукции дзержинских предприятий. Это было довольно сложно, поскольку сети принимают продукцию регионов неохотно, предпочитая продвигать свой товар. Переговоры проводились как в администрации Дзержинска, так и на уровне правительства Нижегородской области, в управлении поддержки и развития предпринимательства и Министерстве сельского хозяйства области. Сетевые компании ставили очень жесткие, неприемлемые условия для местных производителей, сводившие их рентабельность к нулю. Но все же договориться сумели, и сегодня продукцию практически всех предприятий Нижегородской области, в том числе и Дзержинска, можно увидеть на прилавках гипермаркетов. Это хлеб, рыба, пиво, мороженое, мясо-колбасная продукция. Ставится задача разместить на полках сетевых компаний до 60% нижегородских продуктов от общего объема ассортимента… (полный текст  статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 24 июля 2008 года)
Кира ТИТОВА