Дзержинское время

6 декабря в Дзержинском театре кукол прошел бенефис. В роли бенефициантки – ведущая актриса-кукольница Ольга Земскова. Поводом для торжества стала круглая дата – сорок лет, отданные актрисой сцене… Собственно, на сцене сама Ольга Николаевна появляется не так часто. Как каждый кукольник, Земскова – актер невидимого фронта, и зрители чаще видят не ее, а только кукольных героев, оживающих в руках мастерицы… Четыре десятилетия на сцене – это много. А еще очень трудно. Если не верите, можете попробовать на себе – постоять с поднятыми вверх руками хотя бы несколько минут. Сначала надоест, потом будет неудобно – затекут руки, заноет шея… Когда станет совсем невмоготу, можете с легкостью выдохнуть и… порадоваться, наконец, тому, как вам повезло с работой – вы не кукловод! И пожалеть об этом, позавидовав актеру, руки которого приручили сказку. Без актера кукла безжизненна. Но справиться с ней – сделать из нее не просто послушную, податливую игрушку, а на самом деле оживить – не всякому под силу. Актрисе Земсковой это удается. Чего больше в этом умении управляться с куклой, руководить ею, опыта или таланта? Ни того, ни другого Ольге Николаевне, действительно, не занимать – на счету актрисы сотня спектаклей и несчетное количество ролей в них. Что и говорить, если ради таланта актрисы в день бенефиса на сцену театра кукол спустились даже олимпийские боги – Зевс и Гера. Божественные роли взяли на себя актеры Сергей Зицер и Татьяна Буслаева. И им удалось справиться с поистине сложнейшей задачей. Потому что, какими бывают бенефисы у актеров драматических, известно. Актерам-кукольникам в этом смысле гораздо сложнее. Зрители, почитатели их таланта, еще в том нежном возрасте, когда слово «бенефис» им ни о чем не говорит… Поэтому коллеги Ольги Николаевны, да и сама актриса, постарались сделать все для того, чтобы бенефис запомнился не столько маленьким театралам (кстати, малышни в зале почти и не было), сколько взрослому зрителю. Ради этого свое всегдашнее амплуа «театра для детей» кукольный на время сменил на роль театра «взрослого», в смысле драматического. Но и без кукол, конечно, не обошлось – какой бенефис, если виновник торжества не появится на сцене в своих главных ролях? И Ольга Николаевна, конечно, появилась. Те, кому посчастливилось видеть все работы бенефициантки, наверняка узнали ее в каждом из персонажей: вот она добрая и одновременно строгая Фея из «Золушки», а вот – капризный неслух из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», тут же вредная Крапивишна («Золотое перо»), а здесь уже грубоватая Барменша, игривая Вакханка («Прелестная Галатея»)… Сколько раз пришлось по ходу действия перевоплотиться актрисе Земсковой – не сосчитать. И как, вероятно, волновалась виновница торжества, так же, казалось, смущены были и ее куклы… И от этого они становились еще более трогательными. Кончился спектакль, и актриса предстала перед зрителями в главной в тот вечер роли – ведущей актрисы театра кукол, бенефициантки Ольги Земсковой. Для нее были цветы, поздравления, подарки… Жаль только, что и этим таланта не измеришь. Потому что объяснить его невозможно – нет той системы координат, которая помогла бы измерить его. Его многие ищут, но достается он лишь избранным. Может, он таится в ее скромной улыбке, застенчивом взгляде… А может, в щедром сердце Ольги Николаевны, о котором так много говорили ее коллеги и родные. Елена Богомазова