В годы Великой Отечественной войны дзержинские медики показали пример самопожертвования и мужества. Наши врачи, медсестры в короткие сроки успешно освоили методы военно-полевой хирургии, ухода за больными бойцами и командирами. Госпитали Дзержинска без малого на 3000 коек с помощью шефствующих организаций, горожан обеспечили качественное лечение и восстановление тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии. Архивные документы, воспоминания очевидцев позволили нам наглядно и зримо представить будни дзержинских тыловых госпиталей, прикоснуться к повседневному подвигу медицинских работников военного времени.
Дзержинские госпитали
С началом войны здания школ в Дзержинске покинули ученики, их заселили новые «жильцы» – медперсонал и пациенты, которых медики называли «ранбольные». Учительские стали операционными, классные комнаты – палатами. Госпитали также разместили в больницах, домах культуры, в общежитии, санаториях. Эвакуационный госпиталь №2849 в горбольнице на 230 коек стал базовым для тяжелораненых, №2850 на 300 коек расположили в больнице Калининского поселка и в Доме культуры ЧХЗ, №2851 (объединили позже с Решетихинским – №2859) – в Горбатовском санатории, №2852 обустроили в школе №3 (ныне №10) на 500 коек. В здании школы №4 (пл. Дзержинского) поселили госпиталь №2853 на 500 мест, №2854 – в школе №5 (ул. Октябрьская) на 500 коек, №2855 – в ДК завода им. Свердлова на 200 коек, эвакогоспиталь №2856 – в студенческом общежитии на ул. Клюквина на 400 мест. При станции Желнино – №2859 в помещении противотуберкулезного санатория на 350 коек. Госпиталь №2860 обосновался в санатории «Горбатовский» на 350 койко-мест. Действовали небольшие по количеству коек эвакогоспитали – №5818 и 5819. Они, предположительно, располагались в бараках поселка завода им. Я.М. Свердлова. Госпитали №1906 (начальник – военврач Новожилова) и 2882 (начальник – военврач Дубровская) находились в бараках в районе заводов «Ява», «Ока». Они работали кратковременно с августа 1943 года, и вскоре были реорганизованы, утратив номера.
Родные сыны города
11 июля 1941 года военно-санитарный поезд №347, следовавший в Горький, доставил первых раненых в дзержинский госпиталь №2850. Затем эшелоны с ранбольными прибывали в город один за другим, причаливали пароходы с Оки: только за месяц город принял более полутора тысяч солдат и офицеров. На станции их ожидали грузовые и санитарные машины, подводы, собранные со всего города. Нередко санитарные поезда загоняли не на запасной путь завода Свердлова или железнодорожную ветку силикатного завода, а ставили на четвертый путь у канатной фабрики – позади товарных составов. И тогда разгрузка тяжелораненых («носилочных»), да еще в гипсе, становилась для молоденьких сестричек тяжким испытанием.
Тащить бойца на носилках триста метров до места подводы, особенно зимой, было нелегко. И прием больных вместо полутора часов, по норме, занимал около шести. В госпитале раненых ожидала стрижка, мытье, обработка мыльно-керосиновой эмульсией волосяных покровов, в ванно-душевом отделении переодевали в чистую госпитальную одежду. С ее пошивом помогли дзержинцы. В 1942-1943 гг. женщины-домохозяйки, объединившись в бригады, изготовили раненым за год 10100 комплектов нательного белья, 3000 шаровар. Местные мастера обувного дела безвозмездно отремонтировали 4246 пар солдатской обуви. Раненые бойцы и офицеры стали поистине родными сынами нашего города.
Врачи осваивали хирургию
В госпиталях не хватало квалифицированных хирургов. Почти все они ушли на фронт. Врачам узких специальностей пришлось срочно переквалифицироваться. Для них в Дзержинске открыли курсы военно-полевой хирургии на базе госпиталя №2849. Его начальник – хирург Н.А. Калашникова – стала ведущим специалистом. Практику курсанты осваивали с хирургом Толченовым в госпитале №2853.
Теорию давали ученые Горьковского медицинского института: профессор Ожерельев, кандидаты медицинских наук Березов, Цимхес, Кожевников, Лебедев, Болдин.
Одновременно с врачами выхаживать раненых учились медицинские сестры. Ветеран войны и труда Александра Викторовна Карлова вспоминала: «Мы сдали экзамены после курсов медсестер, приняли присягу. И вот первый день моей работы в госпитале. На приеме молодой парень, раненый в легкое.
В грудной клетке сильное воспаление, абсцесс. Из груди выведена трубочка. Он сидит на табурете, мы – новички, врач и сестры стоим напротив. «Покашляй», – говорит врач. Кашлянул. Трубочка вылетела, а из отверстия вырвался фонтан зловонного гноя. От этой картины и невыносимого запаха я потеряла сознание. А врачу не до меня, ему больным надо заниматься. Как в тумане слышу его голос: «Что за медсестры пошли! Выведите ее, дайте покурить, что ли. Вывели меня в коридор, дают затянуться махоркой. А мне восемнадцати нет, закашлялась – отошла. Потом постепенно привыкла к ранам, страданиям людей. Всякое приходилось видеть». Слезы беспомощности сменялись умением и навыками.
Подчинялись слову «надо!»
Неимоверная усталость, когда не было сил поднять руки, сменялась радостью, если раненые делали первые шаги к выздоровлению. У медперсонала госпиталь забирал все силы: приходилось сдавать кровь напрямую переливанием раненому бойцу. Этот метод был тогда самым эффективным в лечении, и к нему прибегали часто. Никаких перерывов, выходных, отпусков. Все подчинялось одному слову «надо!». На каждую медсестру, санитарку приходилось несколько палат, в основном с лежачими больными. «Сестричка, помоги»! – просили еще недавно крепкие, сильные мужчины, и хрупкая смешливая девчонка бросалась на помощь. Отзывчивость и душевность медперсонала при лечении, уходе за ранеными вызывали ответное чувство у подопечных. Возникала дружба, симпатии, любовь, которые порой сохранялись на всю жизнь. В госпиталях Дзержинска раненые воины получали достойный приют и необходимое лечение.
Ранбольные из Франции
В июне 1941 года санаторий «Горбатовский» одним из первых реорганизовали в эвакогоспиталь №2860. В окружении соснового бора, в царстве тишины и покоя особенно хотелось жить. После лечения многие вновь уходили на фронт, другие, став инвалидами, уезжали домой, жизнь третьих спасти не удавалось…
С 1941 г. по май 1946-го девятистам пятидесяти трем защитникам Отечества – ранбольным госпиталя №2860 – не суждено было увидеть светлого дня, они навечно остались в братской могиле на кладбище северной окраины деревни Голышево. Среди солдат разных национальностей на погосте покоятся рядовые французской армии: Раймонд Буиссон, Эдмонд Дютартр, Ришард Вале-Бразе, Жоаннэс Вэртола. Они попали в плен к немцам в 1940 году, их поместили в лагерь г. Мальборг в Польше. После освобождения города Красной Армией в 1945 году французы были эвакуированы. Ослабленных болезнями французов доставили в горбатовский эвакогоспиталь, где они вскоре скончались.
Изо дня в день медики переживали мучения больных от тяжелых ранений, как свои собственные. Привыкали, но не черствели. Всей душой, всеми силами старались облегчить эти муки! Залечивали раны, вытаскивали с того света не просто бойцов, солдат и офицеров, а чьих-то сыновей, мужей, отцов. Кто они, люди в белых халатах, отдавшие себя без остатка ради выздоровления и возвращения в строй сотен солдат в дзержинских эвакогоспиталях?
На переднем крае
За свой героический труд в 1942 году лучших врачей госпиталей города наградили почетным знаком «Отличник здравоохранения». Среди них – военврач, начальник хирургического отделения эвакогоспиталя №5818 Софья Самуиловна Сорокина. По специальности врач-педиатр, она овладела техникой хирургических операций.
Марина Ивановна Новожилова, начальник медслужбы эвакогоспиталя № 5819, в мирной жизни врач-терапевт, служила в госпитале с 1941 года. Она возглавляла госпитальную военно-врачебную комиссию, обучала молодых врачей комиссованию раненых.
Добрым словом больные не раз отзывались о враче-фтизиатре Л.М. Евсюковой. В мирной жизни Людмила Михайловна с 1938 года работала в дзержинской горполиклинике. С 1943 года – в эвакогоспитале №2852 в должности начальника отделения. До войны военврач Александра Викторовна Меньшикова окончила 1-й медицинский институт в Ленинграде. Ее опыт работы операционной сестры в Ленинградском военно-морском госпитале помог в проведении сложных операций в 5819-м эвакогоспитале. Ее родные братья-погодки Николай и Сергей Крутулевские погибли на фронте в самом начале войны совсем юными.
Клавдия Николаевна Григорьева служила военврачом в эвакогоспитале №2859 для туберкулезных больных на станции Решетиха. Она умело применяла различные методы лечения опасного заболевания.
Елена Николаевна Неуструева, начальник отделения госпиталя №5818, блестяще справлялась не только с лечением ранбольных общехирургического профиля, но и организовала постоянный контроль над лечением раненых. С начала августа 1941 года военврач Неуструева стала ведущим хирургом эвакогоспиталя №2853. Ее муж – врач А.И. Толченов – был также ведущим хирургом госпиталя №2856. Он спас сотни жизней раненых солдат.
Александра Алексеевна Солуянова с 1941 года работала в эвакогоспитале №2852 в качестве главного терапевта, а также в должности диетврача и члена ВВК. При госпитале организовала донорскую группу из 18 человек. Сама сдала кровь около 30 раз.
Заслуженным уважением среди раненых пользовалась Вера Сергеевна Доброхотова. Окончив Горьковский мединститут в 1938 году, она работала в медсанчасти завода «Рулон». Став военврачом эвакогоспиталя №2852, с 1941 года добросовестно трудилась начальником лечебного отделения.
Замечательный врач-терапевт Мария Алексеевна Сивко – с 1942 года начальник медицинской части эвакогоспиталя №2856 – принимала активное участие в организации госпиталя. Не будучи врачом-хирургом, ассистировала глазному хирургу во время операций, самостоятельно проводила операционную ампутацию пальцев, пересадку кожи, переливание крови раненым. Ее единственный восемнадцатилетний сын в 1941 году был призван в ряды РККА и погиб на подступах к Берлину 14 апреля 1945 года.
Нина Борисовна Виноградова, в мирной жизни врач-терапевт, с 1941 года служила в эвакогоспитале №2850 на базе завода им. Калинина, с 1943-го поступила на службу в госпиталь №2852. Освоив технику военно-полевой хирургии, самостоятельно оперировала, внедряла новые методы лечения гнойных ран мыльной пеной.
Любовь Наумовна Голод окончила военно-медицинскую академию в Куйбышеве. Военврачом служила в Красной Армии на Дальнем Востоке. С 1943 года ее назначили начальником отделения эвакогоспиталя №2853, затем начальником сортировочного отделения эвакогоспиталя №2856. Здесь она оперировала раны на бедре с выдающимся результатом, устраняя хромоту десяткам раненых.
Героические будни
Каждое лечебное учреждение Дзержинска своим каждодневным трудом вписало в историю войны свою славную страницу. Начальник госпиталя №2859, майор медицинской службы Востроносов, его заместитель А.А. Куклев достойно организовали работу по лечению и восстановлению здоровья раненых бойцов и офицеров. Сюда госпитализировали исключительно «носильных» – тяжелораненых бойцов. В октябре 1942 г. в палатах находилось 280 солдат и офицеров, в ноябре поступило еще 145. Хирург-консультант этого госпиталя Толченов только в ноябре провел 34 сложнейшие операции, причем из числа послеоперационных больных умер лишь один боец.
Эвакуационный госпиталь №2852 открылся в нашем городе одним из первых – 28 июля 1941 года и действовал до 27 марта 1946 года. В 1942 году здесь находилось 310 ранбольных со средней тяжестью ранения. За ноябрь этого года больным сделали 68 операций – удаление ос-колков, пересадку кожи. Из них 25 срочных выполнил главный хирург П.Н. Постников. Начальник госпиталя – военврач 3-го ранга М.В. Пшеничнов – создал крепкий сплоченный коллектив.
Военный госпиталь №2853 располагался в школе №4 на площади Дзержинского. В ноябре 1942 года в палатах лечилось 388 раненых. В первом отделении (2-й этаж) разместили бойцов, раненых в нижние конечности с повреждением костей – «костыльные», с ранениями локтевого и плечевого суставов – «лихорадочные». Во втором отделении находились тяжелобольные. В третьем – легкораненые.
Эвакогоспиталь №2856 был организован в переоборудованном общежитии Дзержинского техникума им. Красной Армии в 1942 году. Начальником госпиталя был военврач Григорий Абрамович Качан.
К 1944 году в Дзержинске осталось четыре действовавших госпиталя: 2852, 2856, 5818, 5819. Славная история эвакогоспиталей в
г. Дзержинске завершилась. Медицинские работники Дзержинска военной поры показали небывалую душевную стойкость, гуманизм, вернув в ряды защитников Родины сотни солдат и офицеров.
Станислав Шальнов, краевед
(В материале использованы документы фондов ГУ ЦАНО, ОПАНО.
Фотографии предоставлены музеем Подвига МБОУ СОШ № 40 г. Дзержинска)
На фото:
Громкая читка газет раненым бойцам, 1943 г.
В операционной госпиталя, 1944 г.
Разгрузка санитарного поезда.