Иногда, пусть в воображении, хочется вернуться в тот далекий Дзержинск 1950-х. И предстанет он перед нами великолепием главной площади с громадами домов-дворцов, а еще – уютными двориками с ухоженными цветниками и фонтанами журчащей воды, гипсовыми фигурами пионеров и спортсменов в городском парке. Архитектура старого центра города – это концентрированное выражение той энергии, что позволила Советскому Союзу победить в Великой Отечественной войне, стать ядерной и космической сверхдержавой. Этот пафос в архитектуре выразился в стиле, который получил академическое название «сталинский ампир». В те далекие годы над обликом Дзержинска в содружестве с главным архитектором А.Ф. Кусакиным трудилось немало талантливых зодчих, инженеров-специалистов, вдохнувших душу в самое сердце молодого города. Наш старый центр украшают не только здания, возведенные по проектам Кусакина. Немало творений созданы им в соавторстве либо воплощены по проектам несправедливо забытых нами замечательных зодчих. Эти «сталинки» впечатляют богатством убранства фасадов, и в то же время все в них так близко, так понятно и доступно каждому. Незаурядное мастерство зодчих, строивших город, проявилось в ансамблевой застройке, в проектировании зданий жилых домов с курдонером. Другой интересной находкой в их палитре было широкое применение зеленых насаждений. Они стали необходимым эстетическим элементом оформления. Цвет дома – ничуть не менее важный фактор для восприятия архитектурных объектов старого центра, чем стиль. Цветовые решения здесь светлые, своеобразные. Благодаря удачно подобранной гамме, здания выглядят нарядными и праздничными даже в пасмурные дни, мы узнаем каждый дом «в лицо». И еще в оформлении архитектурного облика нашего города пятидесятых нельзя не заметить архитектуру воды, которая вырывалась из фонтанов и искрилась на солнце. В застройке жилого квартала курдонер с фонтаном стал неотъемлемой частью, служил достойным украшением. При этом привычный пейзаж двора приобретал неповторимую красоту, вызывал чувство покоя и уюта. Их формы были простыми и спокойными: это бассейн с одной или несколькими тонкими бьющими струями или фонтан в виде чаши с медленно стекающей водой. Монтаж трубопровода в таких фонтанах был прост, обслуживал его, как правило, дворник. Изящная архитектура старого центра вдохновляет. Сталинский ампир словно говорит: «Нам есть чем гордиться»! Проектирование жилищно-гражданской застройки Дзержинска было положено решением исполкома городского Совета от 4 ноября 1940 года об организации Управления главного городского архитектора во главе с главным архитектором Алексеем Федоровичем Кусакиным. Предшественники, градостроители-первопроходцы, в «наследство» ему оставили серьезные нарушения в планировке с целым набором неувязок с проектом застройки, разработанным московской архитектурной мастерской №1 НККХ РССР. Причем многие из них можно было исправить лишь затратными переделками. Например, исполнение проспектов Ленина, Чкалова, Окского (проспект Дзержинского) имело отступления от проекта как в части поперечного профиля, так и горизонтального решения, причем вовсе не обоснованные. Проспект Ленина, запроектированный в ширину на 42 метра, получился на метр уже, а трамвайный путь проложили не параллельно проспекту: его отметка перпендикулярно пути оказалась не согласована с отметками пути шоссе. И таких «огрехов», особенно в прокладке канализации, водопровода и теплотрассы, допущенных на раннем этапе рождения Дзержинска, главный зодчий, принимая хозяйство, обнаружил немало. В это время Дзержинск состоял из ряда отдельных поселков бывшего рабочего поселка Растяпино в центральной части соцгорода: Старое Растяпино, Черное, Бабушкино, Пушкино. А также отдельных призаводских поселков, расположенных на протяжении 20 километров и растянутых по основной магистрали железной дороги, по реке Оке. Получилось, что решением СНК некоторые районы полностью не были включены в городскую черту. Засекреченные территории оборонной химической промышленности затрудняли определение четкой и ясной линии, которую следовало установить первым делом. После войны Дзержинск прихорашивался, расширялся, в городе стремительно рос объем гражданского строительства. Так, в 1946 году строили одновременно 38 объектов, в 1949 году их было 49, в 1951-м – 78, а в течение 1953 года возводилось рекордное количество зданий разного назначения – 83! В 1946-м появились роддом, профилакторий, многоквартирные жилые дома на поселке завода им. Свердлова, по Окскому и Ленинскому проспектам, другим кварталам силами различных строительных организаций: треста Дзержинскпромстрой, УКСами заводов им. Свердлова, «Рулон», «Заря», «Заводстрой», Игумновской ТЭЦ. В первый послевоенный год успели завершить установку металлической ограды и монументальных входных ворот в городской парк. Началиблагоустройство проспекта Республики (ныне Кирова). Все работы в городе проводились отныне под неусыпным контролем архитектурно-проектной мастерской в составе управления. С 1946 по 1951 г. ее возглавляли главный архитектор А.Ф. Кусакин, затем – Ю.Б. Чурин, В.А. Мустафин. Главный архитектор сумел объединить вокруг себя лучшие умы архитекторов, инженеров, проектировщиков, строителей. Мастерская разработала проектную документацию на жилые дома в кварталах 76, 84, 120 – по проспекту Чкалова, улицам Чапаева, Матросова, Панфиловцев, Гастелло, Октябрьской. В это время в городе работали талантливые горьковские архитекторы – Владимир Александрович Орельский, Виктор Викторович Кондратович, техники-геодезисты – В. С. Орехов, В. М. Сычев, Ю. Б. Чурин, В. А. Фоминский. Город продолжал развиваться и благоустраиваться под умелой рукой архитекторов-градостроителей, и 14 мая 1951 года на основе архитектурной мастерской в составе Управления главного архитектора Дзержинского исполкома городского Совета создали Дзержинскую контору «Горпроект», которую возглавила инженер Маргарита Алексеевна Калашникова. В те годы здесь трудились архитекторы: Александр Аполлинарьевич Приббе, Лариса Александровна Приббе, а также инженеры: Д.С. Абелишин, Н.О. Молев, И.С. Зай-цев, А.А. Селин, С.М. Кузнецов, В.В. Панова и другие. В начале ноября 1951 года произошло знаковое событие – государственная комиссия подписала акт о приемке законченного строительства гран- диозного здания универмага на пл. Дзержинского (ныне дом № 3, архитекторы А.Ф. Кусакин, соавтор М.И. Рождественский, инженер В. Кон- дратович). М.И. Рождественский, сотрудник архитектурно-проектной мастерской при областном отделе архитектуры, – автор архитектурного оформления фасадов домов в пер. Жуковского (д. № 3), на проспекте Ленина (д. № 85) и других. Заметный след в создании облика города оставил горьковский зодчий Владимир Александрович Орельский осуществленными проектами павильона читальни в городском парке, жилых домов, расположенных на углу улиц Октябрьской и Черняховского (д. № 59/9), пр. Ленина – угол Жуковского (д. № 73/1), жилого дома № 61 по проспекту Ленина (1956 год постройки). По индивидуально-типовому проекту архитекторов А. Кусакина, А. Приббе, инженеров Ю. Чурина, И. Зайцева возведен выдающийся по архитектуре комплекс жилых домов на проспекте Свердлова (ныне Ленина, № 55, 57, 59). Дзержинск пятидесятых украсили и творения, выполненные столичными зодчими. Имя заслуженного архитектора РСФСР Государственной архитектурно-проектной мастерской №1 г. Москвы Александра Федоровича Хрякова было тогда на слуху. За создание проекта комплекса зданий Московского университета на Ленинских горах (1949-1953 гг.) ему присудили Государственную премию СССР. С участием Хрякова, в соавторстве с Кусакиным и Симоновым, в Дзержинске построен комплекс жилых домов на проспекте им. Свердлова – ныне проспект Ленина, д. № 25, 27, 29, 33, 35, 37. Причем проект 1-й очереди детальной застройки проспекта Свердлова разрабатывал Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ) оборонной промышленности (застройщик – УКС завода им. Я.М. Свердлова). Невозможно представить эту старейшую главную магистраль города и без великолепного здания Дзержинского технического колледжа (д. №53) в прошлом – химико-механического техникума (1953 год постройки). Автор проекта здания – московский зодчий Феодосий Сергеевич Фиолетов, в то время сотрудник проектной мастерской Государственного института по проектированию предприятий кислородной промышленности – Гипрокислород. Приковывает взгляд величественный Дворец культуры химиков (д. № 62), возведенный в 1958 году по вторичному проекту архитектора Владимира Владимировича Емельянова. Еще в 1949 году московский архитектор Семен Иванович Якшин презентовал сообществу свой проект нового, роскошного кинотеатра. Хоть в небольшом количестве, но он был тиражирован в городах СССР, в том числе и в Дзержинске. Двухзальный кинотеатр на 700 мест, получивший торжественное название «Родина» с начала застройки в 1956 году, гостеприимно открыл свои двери в 1959-м. Имея ясную, выразительную архитектуру, он стал очередным украшением проспекта им. Свердлова (теперь Ленина, д. № 54). Главная проблема зодчих всех времен – это противоречие между творческим началом и прагматичным расчетом. Архитектор, как скульптор, пытается вложить душу в свой проект, приукрасить нашу серую будничность. Но его постоянно ограничивают рамками сметы, этажности. Кусакину при застройке города приходилось укладываться в строгие нормы соответствия генеральной схеме планировки г. Дзержинска, разработанной в 1939 году московской архитектурно-планировочной мастерской №1 НККХ РСФСР и утвержденной постановлением №250 СНК РСФСР от 10 мая 1941 года. Документ четко предписывал строить Дзержинск по типовым проектам за исключением участков сложной конфигурации, но и там – с применением типовых секций, рекомендованных «сверху» для строительства с ограничением этажности. Дзержинск застраивался, в основном, по проектам, разработанным архитектурно-проектными мастерскими Москвы: Наркомпрос РСФСР, «Главазот», Центролеспроект, Госздравпроект, Госархмастерская, Сельхозстройпроект, Гипрогор Министерства государственного строительства, Гипрокислород, Госстройпроект. Местные архитекторы выполняли привязку рекомендованного типового проекта к месту застройки, творчески перерабатывали фасад здания. В этом случае проект приобретал статус индивидуально-типового. В его паспорте, наряду с названием проектной организации и фамилией архитектора-разработчика типового проекта, значилось имя зодчего, выполнившего проект привязки здания к местности, переработавшего фасад. Начиная со второй половины 1956 года инспекция ГАСК (Государственный архитектурно-строительной контроль) прекратила выдавать согласие на возведение вновь жилых домов, школ, больниц по индивидуально-типовым проектам. Однако не без влияния Кусакина Дзержинский исполком городского Совета своим решением обязывал инспекцию разрешать строительство по индивидуальным и измененным типовым проектам. В том году из 83 объектов застройка 66-и велось по типовым проектам, отобранным по рекомендации Управления главного архитектора, утвержденным экспертной комиссией. Другие строились по индивидуально-типовым, то есть по измененным местными зодчими, без авторского надзора. Несмотря на хитросплетения строительных норм и правил, законодательных казусов и бюрократических проволочек того времени, наш город получил от творческого союза архитекторов под руководством А.Ф. Кусакина чудесный облик. Станислав Шальнов, краевед. (Материал подготовлен по документам фонда МБУ «ДГА») Центральный универмаг. Архитекторы А. Кусакин, М. Рождественский, инженер В. Кондратович. 1951 г. Ресторан «Ока». Архитектор А. Кусакин, инженер Ю. Чурин. 1958 г. Дзержинский химико-механический техникум. Архитектор Ф. Фиолетов. 1953 г. Комплекс жилых домов на проспекте Ленина. Архитекторы А. Кусакин, А. Приббе, инженеры Ю. Чурин, И. Зайцев. 1952 – 1956 гг.
Город, в котором живет душа
Иногда, пусть в воображении, хочется вернуться в тот далекий Дзержинск 1950-х. И предстанет он перед нами великолепием главной площади с громадами домов-дворцов, а еще – уютными двориками с ухоженными цветниками и фонтанами журчащей воды, гипсовыми фигурами пионеров и спортсменов в городском парке. Архитектура старого центра города – это концентрированное выражение той энергии, что позволила Советскому Союзу победить в Великой Отечественной войне, стать ядерной и космической сверхдержавой. Этот пафос в архитектуре выразился в стиле, который получил академическое название «сталинский ампир». В те далекие годы над обликом Дзержинска в содружестве с главным архитектором А.Ф. Кусакиным трудилось немало талантливых зодчих, инженеров-специалистов, вдохнувших душу в самое сердце молодого города. Наш старый центр украшают не только здания, возведенные по проектам Кусакина. Немало творений созданы им в соавторстве либо воплощены по проектам несправедливо забытых нами замечательных зодчих. Эти «сталинки» впечатляют богатством убранства фасадов, и в то же время все в них так близко, так понятно и доступно каждому. Незаурядное мастерство зодчих, строивших город, проявилось в ансамблевой застройке, в проектировании зданий жилых домов с курдонером. Другой интересной находкой в их палитре было широкое применение зеленых насаждений. Они стали необходимым эстетическим элементом оформления. Цвет дома – ничуть не менее важный фактор для восприятия архитектурных объектов старого центра, чем стиль. Цветовые решения здесь светлые, своеобразные. Благодаря удачно подобранной гамме, здания выглядят нарядными и праздничными даже в пасмурные дни, мы узнаем каждый дом «в лицо». И еще в оформлении архитектурного облика нашего города пятидесятых нельзя не заметить архитектуру воды, которая вырывалась из фонтанов и искрилась на солнце. В застройке жилого квартала курдонер с фонтаном стал неотъемлемой частью, служил достойным украшением. При этом привычный пейзаж двора приобретал неповторимую красоту, вызывал чувство покоя и уюта. Их формы были простыми и спокойными: это бассейн с одной или несколькими тонкими бьющими струями или фонтан в виде чаши с медленно стекающей водой. Монтаж трубопровода в таких фонтанах был прост, обслуживал его, как правило, дворник. Изящная архитектура старого центра вдохновляет. Сталинский ампир словно говорит: «Нам есть чем гордиться»! Проектирование жилищно-гражданской застройки Дзержинска было положено решением исполкома городского Совета от 4 ноября 1940 года об организации Управления главного городского архитектора во главе с главным архитектором Алексеем Федоровичем Кусакиным. Предшественники, градостроители-первопроходцы, в «наследство» ему оставили серьезные нарушения в планировке с целым набором неувязок с проектом застройки, разработанным московской архитектурной мастерской №1 НККХ РССР. Причем многие из них можно было исправить лишь затратными переделками. Например, исполнение проспектов Ленина, Чкалова, Окского (проспект Дзержинского) имело отступления от проекта как в части поперечного профиля, так и горизонтального решения, причем вовсе не обоснованные. Проспект Ленина, запроектированный в ширину на 42 метра, получился на метр уже, а трамвайный путь проложили не параллельно проспекту: его отметка перпендикулярно пути оказалась не согласована с отметками пути шоссе. И таких «огрехов», особенно в прокладке канализации, водопровода и теплотрассы, допущенных на раннем этапе рождения Дзержинска, главный зодчий, принимая хозяйство, обнаружил немало. В это время Дзержинск состоял из ряда отдельных поселков бывшего рабочего поселка Растяпино в центральной части соцгорода: Старое Растяпино, Черное, Бабушкино, Пушкино. А также отдельных призаводских поселков, расположенных на протяжении 20 километров и растянутых по основной магистрали железной дороги, по реке Оке. Получилось, что решением СНК некоторые районы полностью не были включены в городскую черту. Засекреченные территории оборонной химической промышленности затрудняли определение четкой и ясной линии, которую следовало установить первым делом. После войны Дзержинск прихорашивался, расширялся, в городе стремительно рос объем гражданского строительства. Так, в 1946 году строили одновременно 38 объектов, в 1949 году их было 49, в 1951-м – 78, а в течение 1953 года возводилось рекордное количество зданий разного назначения – 83! В 1946-м появились роддом, профилакторий, многоквартирные жилые дома на поселке завода им. Свердлова, по Окскому и Ленинскому проспектам, другим кварталам силами различных строительных организаций: треста Дзержинскпромстрой, УКСами заводов им. Свердлова, «Рулон», «Заря», «Заводстрой», Игумновской ТЭЦ. В первый послевоенный год успели завершить установку металлической ограды и монументальных входных ворот в городской парк. Началиблагоустройство проспекта Республики (ныне Кирова). Все работы в городе проводились отныне под неусыпным контролем архитектурно-проектной мастерской в составе управления. С 1946 по 1951 г. ее возглавляли главный архитектор А.Ф. Кусакин, затем – Ю.Б. Чурин, В.А. Мустафин. Главный архитектор сумел объединить вокруг себя лучшие умы архитекторов, инженеров, проектировщиков, строителей. Мастерская разработала проектную документацию на жилые дома в кварталах 76, 84, 120 – по проспекту Чкалова, улицам Чапаева, Матросова, Панфиловцев, Гастелло, Октябрьской. В это время в городе работали талантливые горьковские архитекторы – Владимир Александрович Орельский, Виктор Викторович Кондратович, техники-геодезисты – В. С. Орехов, В. М. Сычев, Ю. Б. Чурин, В. А. Фоминский. Город продолжал развиваться и благоустраиваться под умелой рукой архитекторов-градостроителей, и 14 мая 1951 года на основе архитектурной мастерской в составе Управления главного архитектора Дзержинского исполкома городского Совета создали Дзержинскую контору «Горпроект», которую возглавила инженер Маргарита Алексеевна Калашникова. В те годы здесь трудились архитекторы: Александр Аполлинарьевич Приббе, Лариса Александровна Приббе, а также инженеры: Д.С. Абелишин, Н.О. Молев, И.С. Зай-цев, А.А. Селин, С.М. Кузнецов, В.В. Панова и другие. В начале ноября 1951 года произошло знаковое событие – государственная комиссия подписала акт о приемке законченного строительства гран- диозного здания универмага на пл. Дзержинского (ныне дом № 3, архитекторы А.Ф. Кусакин, соавтор М.И. Рождественский, инженер В. Кон- дратович). М.И. Рождественский, сотрудник архитектурно-проектной мастерской при областном отделе архитектуры, – автор архитектурного оформления фасадов домов в пер. Жуковского (д. № 3), на проспекте Ленина (д. № 85) и других. Заметный след в создании облика города оставил горьковский зодчий Владимир Александрович Орельский осуществленными проектами павильона читальни в городском парке, жилых домов, расположенных на углу улиц Октябрьской и Черняховского (д. № 59/9), пр. Ленина – угол Жуковского (д. № 73/1), жилого дома № 61 по проспекту Ленина (1956 год постройки). По индивидуально-типовому проекту архитекторов А. Кусакина, А. Приббе, инженеров Ю. Чурина, И. Зайцева возведен выдающийся по архитектуре комплекс жилых домов на проспекте Свердлова (ныне Ленина, № 55, 57, 59). Дзержинск пятидесятых украсили и творения, выполненные столичными зодчими. Имя заслуженного архитектора РСФСР Государственной архитектурно-проектной мастерской №1 г. Москвы Александра Федоровича Хрякова было тогда на слуху. За создание проекта комплекса зданий Московского университета на Ленинских горах (1949-1953 гг.) ему присудили Государственную премию СССР. С участием Хрякова, в соавторстве с Кусакиным и Симоновым, в Дзержинске построен комплекс жилых домов на проспекте им. Свердлова – ныне проспект Ленина, д. № 25, 27, 29, 33, 35, 37. Причем проект 1-й очереди детальной застройки проспекта Свердлова разрабатывал Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ) оборонной промышленности (застройщик – УКС завода им. Я.М. Свердлова). Невозможно представить эту старейшую главную магистраль города и без великолепного здания Дзержинского технического колледжа (д. №53) в прошлом – химико-механического техникума (1953 год постройки). Автор проекта здания – московский зодчий Феодосий Сергеевич Фиолетов, в то время сотрудник проектной мастерской Государственного института по проектированию предприятий кислородной промышленности – Гипрокислород. Приковывает взгляд величественный Дворец культуры химиков (д. № 62), возведенный в 1958 году по вторичному проекту архитектора Владимира Владимировича Емельянова. Еще в 1949 году московский архитектор Семен Иванович Якшин презентовал сообществу свой проект нового, роскошного кинотеатра. Хоть в небольшом количестве, но он был тиражирован в городах СССР, в том числе и в Дзержинске. Двухзальный кинотеатр на 700 мест, получивший торжественное название «Родина» с начала застройки в 1956 году, гостеприимно открыл свои двери в 1959-м. Имея ясную, выразительную архитектуру, он стал очередным украшением проспекта им. Свердлова (теперь Ленина, д. № 54). Главная проблема зодчих всех времен – это противоречие между творческим началом и прагматичным расчетом. Архитектор, как скульптор, пытается вложить душу в свой проект, приукрасить нашу серую будничность. Но его постоянно ограничивают рамками сметы, этажности. Кусакину при застройке города приходилось укладываться в строгие нормы соответствия генеральной схеме планировки г. Дзержинска, разработанной в 1939 году московской архитектурно-планировочной мастерской №1 НККХ РСФСР и утвержденной постановлением №250 СНК РСФСР от 10 мая 1941 года. Документ четко предписывал строить Дзержинск по типовым проектам за исключением участков сложной конфигурации, но и там – с применением типовых секций, рекомендованных «сверху» для строительства с ограничением этажности. Дзержинск застраивался, в основном, по проектам, разработанным архитектурно-проектными мастерскими Москвы: Наркомпрос РСФСР, «Главазот», Центролеспроект, Госздравпроект, Госархмастерская, Сельхозстройпроект, Гипрогор Министерства государственного строительства, Гипрокислород, Госстройпроект. Местные архитекторы выполняли привязку рекомендованного типового проекта к месту застройки, творчески перерабатывали фасад здания. В этом случае проект приобретал статус индивидуально-типового. В его паспорте, наряду с названием проектной организации и фамилией архитектора-разработчика типового проекта, значилось имя зодчего, выполнившего проект привязки здания к местности, переработавшего фасад. Начиная со второй половины 1956 года инспекция ГАСК (Государственный архитектурно-строительной контроль) прекратила выдавать согласие на возведение вновь жилых домов, школ, больниц по индивидуально-типовым проектам. Однако не без влияния Кусакина Дзержинский исполком городского Совета своим решением обязывал инспекцию разрешать строительство по индивидуальным и измененным типовым проектам. В том году из 83 объектов застройка 66-и велось по типовым проектам, отобранным по рекомендации Управления главного архитектора, утвержденным экспертной комиссией. Другие строились по индивидуально-типовым, то есть по измененным местными зодчими, без авторского надзора. Несмотря на хитросплетения строительных норм и правил, законодательных казусов и бюрократических проволочек того времени, наш город получил от творческого союза архитекторов под руководством А.Ф. Кусакина чудесный облик. Станислав Шальнов, краевед. (Материал подготовлен по документам фонда МБУ «ДГА») Центральный универмаг. Архитекторы А. Кусакин, М. Рождественский, инженер В. Кондратович. 1951 г. Ресторан «Ока». Архитектор А. Кусакин, инженер Ю. Чурин. 1958 г. Дзержинский химико-механический техникум. Архитектор Ф. Фиолетов. 1953 г. Комплекс жилых домов на проспекте Ленина. Архитекторы А. Кусакин, А. Приббе, инженеры Ю. Чурин, И. Зайцев. 1952 – 1956 гг.