Владимир Сипров: Принцип реформы – как в республике ШКиД


Прошел месяц с тех пор, как Минтруда и ПФР огласили итоги своей долгой и кропотливой работы над пенсионной реформой. Первыми их узнали, разумеется, те, кому и придется претворять задумки реформаторов в жизнь. Напомним, презентация новой формулы расчета пенсии состоялась на видеоконференции, которую ее разработчики устроили для подразделений Пенсионного фонда на местах. Это своего рода была вводная – никаких частностей, одни общие места. В таком, довольно схематичном виде предлагаемые нововведения и были представлены широкой общественности. А потому многие вопросы, которые сразу же появились у нынешних и будущих пенсионеров, повисли в воздухе.


И вот дело дошло до конкретики: недавно управления ПФР получили проект закона «О страховых пенсиях в РФ», в соответствии с которым и предлагается выстроить отечественную пенсионную систему. Имея на руках пусть еще и не принятый, но все же документ, работники Пенсионного фонда теперь хотя бы могут вести предметный разговор о предстоящей «перестройке». И действительно, все наши «что», «как» и «почему», адресованные начальнику Дзержинского УПФР Владимиру Сипрову, не остались без ответа.


– Владимир Владимирович, если проект, о котором мы ведем речь, все-таки станет законом, радикально ли он изменит существующую ныне пенсионную систему? Тот ли это случай, когда необходимо все разрушить до основания, чтобы затем построить что-то новое?


– На этот раз революции не ожидается – подготовленный Минтруда в соавторстве с ПФР закон не противоречит прежним, не отменяет их. По сути, он вобрал в себя все основные нормы своих предшественников и лишь дополнил существующее пенсионное законодательство, логически его развил.


– Давайте напомним нашим читателям, как будет выглядеть пенсионная модель в обновленном виде.


– Главное ее отличие от нынешней в том, что она, не увеличивая в принудительном порядке возраст выхода не пенсию, все же поощряет стремление наших сограждан как можно дольше работать. Более поздний выход на заслуженный отдых «награждается» премиальными бонусами. А за каждый год работы сверх оптимального стажа – 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин – будут назначаться дополнительные баллы – по одному за год.

Все эти баллы и бонусы зачтутся при исчислении размера страховой части пенсии, в состав которой, как и сейчас, войдет фиксированная выплата – аналог «базы».


Авторы нового закона предлагают использовать для расчета «страховки» годовые пенсионные коэффициенты. ПК будут высчитываться по особой формуле для каждого года трудовой деятельности, затем суммироваться. Полученное значение представляет собой условную единицу, в которой и выражаются пенсионные права, приобретенные тем или иным работником на момент выхода на пенсию. Для того чтобы перевести ее в деньги, необходимо установить стоимость одной такой единицы. Это, по закону, должно делать правительство, причем ежегодно.


В целом же пенсия, помимо страховой части, будет содержать и накопительную – в ее исчислении никаких изменений не предвидится. Разве что в формировании – россиянам 1967 года рождения и моложе позволят выбирать, сколько отчислять в «копилку», 2 или 6 процентов.

Заострю внимание еще на одном ключевом моменте реформы: обязательный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, к 2025 году планируется увеличить с нынешних 5 до 15 лет.

Это если вкратце.


– Вся эта реформа затеяна во имя будущих поколений пенсионеров, ради того, чтобы в отношении них восторжествовала справедливость, и размер их трудовой пенсии по старости зависел, прежде всего, от стажа. По крайней мере, так утверждают реформаторы. А что ждет нынешних пенсионеров после вступления в силу нового закона?


– Некоторые из них наверняка рассчитывают на увеличение пенсии после 1 января 2015 года, когда и стартует реформа. Но такой цели она не ставит. Для большинства получателей трудовой пенсии по старости переход на новые пенсионные рельсы пройдет незаметно. И лишь некоторые «действующие» пенсионеры останутся в плюсе – женщины и мужчины, имеющие при довольно высоких заработках еще и стаж работы более 30 и 35 лет соответственно. По просьбе руководства правления ПФР, мы произвольно отобрали несколько десятков «свежих» пенсионных дел для перерасчета пенсий по новому закону. Эксперимент показал, что прибавка у обладателей сверхнормативного стажа и приличного жалованья, вышедших на пенсию после 1 января 2010 года, может составить до 500 рублей в месяц.


А вот женщины, не дотянувшие до 30-летнего трудового стажа, и мужчины, отработавшие менее 35 лет, при условии, что в этот стаж вошли нетрудовые периоды – уход за ребенком, нетрудоспособным и т.д., – судя по нашим расчетам, уйдут даже в минус. Впрочем, отнимать у пенсионеров то, что у них есть, никто не собирается – после вступления в силу нового закона все уже назначенные пенсии пересчитают и из двух вариантов, нынешнего и будущего, выберут наиболее выгодный. Так что никто от реформы не пострадает. Ее принцип такой же, как и в республике ШКиД. Помните? «Старшему отделению – горбушки! Младшим – тоже по справедливости!»


– Реформаторы изо всех сил пытаются нас убедить в том, что в нынешней пенсионной модели стаж – ничто, а в будущей – ключевая величина, сильно влияющая на размер пенсии. Как по-вашему, действительно ли это так?


– Я не был бы столь категоричен. Трудовой стаж и сейчас важен при определении размера пенсии. Судите сами. В нынешнем законодательстве есть понятие облагаемой базы – это максимальная заработная плата, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в ПФР на лицевой счет работника. В 2013 году этот максимум определен в размере 568 тысяч. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока сумма жалованья работника не достигнет этой цифры. Все, что он получит сверх 568 тысяч, на величине пенсии не сказывается.


Получается, что размер страховых взносов, влияющих на пенсию, законодателем принудительно ограничивается. При таком раскладе за 5 лет, необходимых для назначения трудовой пенсии, заработать себе на безбедную старость не удастся. Для этого все же придется потрудиться и не пятилетку, а значительно дольше – только тогда страховых взносов на счету у работника накопится достаточно.

Вот если бы не было облагаемой базы, тогда утверждение реформаторов считалось бы справедливым.


– А как насчет заработка? О его значимости авторы новой пенсионной концепции почему-то ничего не говорят. Но тот же пенсионный калькулятор, на котором нам всем Минтруда и ПФР предложили посчитать свою будущую пенсию, наглядно показывает, что размер жалованья работника по-прежнему будет играть первую скрипку при формировании его пенсии. Заводили разные данные в калькулятор – проверяли.


– Действительно, умалять роль заработка в новой пенсионной модели не стоит. Его важность доказывается элементарной математикой. При определении годового пенсионного коэффициента сравнивается «грязная» официальная зарплата работника за год с максимальным жалованьем, с которого, по закону, уплачиваются страховые взносы в ПФР. Последнее рассчитывается исходя из средней зарплаты по стране в расчетном году. И если заработок будущего пенсионера все время был далек от этой «золотой серединки», то и на большой ПК, а значит и приличную пенсию, ему рассчитывать не приходится.


– Насколько я понимаю, законопроект спущен на места не для обсуждения…


– Копья и вправду ломаются в другом месте – на уровне законодателей и партийных фракций, которые они представляют. И борьба за новую пенсионную систему, надо сказать, еще не закончена. Думается, законопроект, во всяком случае, пенсионная формула, еще претерпят значительные изменения.


– И вокруг чего развернулся главный спор?


– Серьезные претензии к новым законодательным нормам есть у думской фракции единороссов. Их критике подверглись несколько моментов. И прежде всего, ограничения, которые реформаторы предлагают ввести для работающих пенсионеров. В новом законе для них предусмотрена лишь индексация пенсий, а вот их ежегодный перерасчет с учетом поступивших за 12 месяцев страховых взносов предлагается заморозить. Председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев считает это нарушением прав самой активной части пенсионеров. И предлагает либо и дальше учитывать поступившие за них в ПФР страховые взносы в составе их пенсии, либо перейти на альтернативный вариант – освободить страхователей от уплаты взносов за работающих пенсионеров. Кстати, тогда работодатель был бы заинтересован в том, чтобы как можно дольше держать такого работника на службе.

Выступила «Единая Россия» и против дискриминации многодетных матерей, пенсия которых будет несравнимо меньше, чем у бездетных женщин. По их мнению, предложенная правительством формула не стимулирует рождаемость, не решает демографической проблемы. К тому же ограничивает общее время ухода за детьми до полутора лет, засчитываемых в стаж, четырьмя с половиной годами. Предложение единороссов – снять это ограничение и установить пенсионный коэффициент за эти нестраховые периоды с учетом не МРОТ, а средней зарплаты по стране.


– Есть в законопроекте и «подножка» для бюджетников – учителей и врачей, которые сейчас имеют право на пенсию по выслуге лет. Их реформаторы предлагают попросту лишить этой льготы. Неужели законодатели готовы одобрить такое несправедливое ноу-хау? Неужели у него нет противников?!


– В числе несогласных опять же думцы, представляющие ЕР. Так что точку в этом вопросе еще рано ставить. Возможны и другие корректировки. К примеру, нет согласия среди депутатов по поводу того, кто должен утверждать стоимость страхового года. Авторы законопроекта считают, что это дело надо доверить кабинету министров. А все те же единороссы уверены, что столь важный вопрос должен находиться в ведении Госдумы и регулироваться не правительственным постановлением, а федеральным законом.


В общем, к моменту, когда идеи реформаторов начнут претворяться в жизнь, а это намечено на январь 2015 года, еще многое может измениться. Работа над законопроектом «О страховых пенсиях в РФ» продолжается.


– Что ж, в таком случае наш с вами разговор о пенсионной реформе не закончен. Спасибо, что поделились своим мнением с нашими читателями.


Беседовала Елена Серова