Не так давно польские журналисты провели опрос, какие претензии чаще всего поступают от туристов, вернувшихся из поездки. Среди самых неожиданных были, например, жалобы на отсутствие в мусульманских странах блюд из свинины, на потертые кнопки пульта от телевизора. А одна пара требовала от туроператора компенсации за то, что на пляже Клеопатры в Турции песок был непригоден для лепки из него фигур. Российские туристы не такие капризные и зачастую терпят действительно серьезные неудобства, после которых логично потребовать компенсацию за испорченный отпуск. Как вести себя, если на курорте вы получили некачественные услуги? Этот год стал, можно сказать, рекордным по количеству скандалов, связанных с деятельностью российских туроператоров. То детей с нашей общей родины в Турции оставили на улице, не разместив в отеле, то самолет за нашими не прилетел, то некачественными продуктами накормили. В принципе громкие разбирательства случались и раньше, но сейчас они приобретают массовый характер. И объясняется это не тем, что к русским как-то плохо относятся на курортах, просто все больше семей могут позволить себе отдых вообще и за границей в частности. А в туристическом бизнесе, как и в любом другом, без накладок не обходится. Другое дело, что ездить-то мы начали, а вот права свои знаем плохо и чаще всего отстаивать их не умеем. Итак, что делать, если в незнакомой стране вы из-за ошибок вашего туроператора попали в сложную ситуацию? Директор дзержинского туристического агентства Лариса Шибаева советует: «Если вы приехали на курорт и возникла сложная ситуация с размещением или экскурсиями, то в первую очередь нужно обратиться к гидам от фирмы, которые обычно находятся в отеле. Если проблему не удалось решить на месте, то звоните в турфирму, где покупали путевку. Номера телефонов должны быть указаны в памятке, приложенной к договору на оказание услуг. Я советую брать в турагентстве также номер сотового телефона вашего менеджера для экстренной связи. Бывают случаи, когда туристов не селят в забронированный отель, потому что там нет мест. В договоре с турфирмой прописано, что поселить в другой отель людей можно только с их согласия, и отель должен быть такого же уровня или выше. Помните: никаких доплат за номер или размещение в другой гостинице с вас требовать не имеют права. Мало того, вам должны предложить компенсацию за доставленные неудобства в виде, например, дополнительной бесплатной экскурсии». Что касается экскурсий, то и тут путешественникам нужно быть начеку. Менеджеры турагентств в один голос призывают не доверять организацию посещения достопримечательностей местным фирмам. Да, их экскурсии заметно дешевле, чем те, что предлагает туроператор. Однако, как правило, качество сомнительна, а вот ответственность за самостоятельные путешествия своих клиентов российские турфирмы уже не несут. Хорошо, когда организаторы вашего отдыха понимают свои промахи и готовы их загладить, если нет, то придется сделать так, чтобы вам поверили. Для этого обязательно собирайте все возможные доказательства того, что получили совсем не то, за что заплатили. Фотографируйте тараканов в номере, записывайте на камеру вид неухоженного отеля, на диктофон в сотовом телефоне – хамство персонала. Впоследствии эти подтверждения могут быть использованы в суде. И чем больше будет таких «наглядных материалов», тем больше шансов уладить проблемы с турфирмой в досудебном порядке. Еще один действенный метод борьбы за свои права и деньги – объединение с такими же недовольными туристами. Ведь кошмарные условия проживания и несъедобные обеды наверняка заметили не только вы, а коллективное заявление безусловно будет иметь больший вес. Итак, вы вернулись из отпуска: с радостью от того, что наконец-то дома, и решимостью возместить материальный и моральный ущерб за испорченный отдых. Согласно ст. 10 Закона № 132-ФЗ, в течение 20 дней после возвращения вы можете подать заявление с подробным описанием своих претензий и принести его в туристическое агентство, где приобретали путевку. Тут главное помнить, что турфирма, являясь связующим звеном между туристом и туроператором, как правило, встает на защиту своего клиента. Поэтому ругаться в турагенстве не просто бесполезно, но и непредусмотрительно… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 2 октября 2008 года)
Марина ИПАТОВА