Ровно через неделю, 29 августа, исполняется 160 лет со дня рождения величайшего инженера России Владимира Григорьевича Шухова. Вспомнить об этой дате нам необходимо уже потому, что Владимир Григорьевич является инженерной звездой такой же величины, как Пушкин в поэзии, Ломоносов в науке, Чайковский в музыке, Королев в космонавтике, Суворов в полководческом искусстве. А уж нам – дзержинцам – это необходимо тем более, так как мы располагаем одним из его инженерных шедевров – башней на берегу Оки. И, кроме того, есть все основания полагать, что Владимир Григорьевич некоторое время находился на чернореченской земле, так как монтажом таких объектов, как башни на окском берегу, Шухов всегда руководил лично и непосредственно на месте строительства.
Он родился (16) 28 августа 1853 года в городке Грайворон тогда Курской (ныне Белгородской) губернии в семье потомственного офицера Григория Шухова. Начал учиться, видимо, в курской гимназии, но в связи с переездом родителей в Петербург с 1864 года Владимир учится в петербургской гимназии. Окончил он ее в 1871 году и поступил в Московское императорское техническое училище. Сегодня это Московский государственный технический университет им. Баумана. Во времена студента Шухова – как и сегодня – этот вуз был лучшей кузницей инженеров России.
Уже в годы учебы талант Владимира Шухова раскрылся настолько, что он стал любимым учеником таких мэтров отечественной науки, как Н.Е. Жуковский, А.В. Летников, П.Л. Чебышев. Последний даже хотел оставить талантливого молодого человека при своей кафедре, но Владимира Григорьевича тянуло к практической инженерной деятельности. Он окончил училище в 1876 году с золотой медалью и в порядке поощрения был направлен в составе научной делегации на Всемирную выставку в Соединенные Штаты (Филадельфия), посвященную столетию независимости Северо-Американских штатов.
На выставке он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве главного и других зданий Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за что получил Гран-при и золотую медаль. Именно А.В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.
Из Америки Шухов вернулся в 1877 году и поступил на службу в чертежное бюро Управления Варшавской железной дороги в Петербурге. А летом этого же года А.В. Бари с семьей возвращается в Россию, оставаясь гражданином Северо-Американских штатов. Он понимал, что Россия стоит на пороге стремительного промышленного развития, и планировал добиться здесь быстрого успеха. Став главным инженером Товарищества братьев Нобель, Бари начал заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти. Оценив творческий потенциал В.Г. Шухова еще в Америке, А.В. Бари пригласил его принять руководство отделением фирмы в Баку – новом центре быстро развивающейся российской нефтяной промышленности. В 1880 году А.В. Бари основал в Москве свою строительную контору и котлостроительный завод, пригласив В.Г. Шухова на должность главного конструктора и главного инженера. Так начался плодотворный союз блестящего менеджера и фантастически талантливого инженера. Он продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.
В 1880 году В.Г. Шухов первым в мире осуществил промышленное испытание изобретенной им форсунки, позволившей сжигать мазут, считавшийся до этого отходом нефтепереработки. Затем молодой инженер рассчитал первый в России нефтепровод (от Балаханских нефтепромыслов до Баку) и лично руководил его строительством. В 1881 году он разработал и запатентовал крекинговую установку.
Перечислять все его реализованные работы – немыслимое занятие. По его расчетам и чертежам были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта и кислот, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, порты, мины – всего не перечислишь. Сооружения Шухова стоят (по сей день!) от Баку до Архангельска и от Петербурга до Владивостока. Шухов – создатель нефтеналивного флота России, московского водопровода, перекрытий перрона Киевского вокзала, торговых линий ГУМа и Петровского пассажа в Москве. По принципам московского водопровода были устроены водопроводные системы в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах.uploads/2013_shuhov_1.jpg
По проектам В.Г. Шухова сооружено в нашей стране и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве. Об этой башне надо рассказать подробнее. Шухов предложил воздвигнуть самое высокое сооружение в Европе – 350-мет-ровое. Это на 45 метров выше парижской башни Эйфеля (305 м). При этом московская башня получалась в три раза легче. Но страна была разорена Гражданской войной и металла на 350-метровую башню просто не имела. Шухову пришлось заменить проект. Он остановился на 152-метровой башне, состоящей из шести гиперболоидных секций. Монтировалась Шаболовская башня без крана с помощью уникального, изобретенного Шуховым способа «телескопического монтажа». Руководил постройкой Владимир Григорьевич лично. 14 марта 1920 года начался монтаж башни. При подъеме 4-я секция сорвалась и упала. Кстати, почти не повредилась и вскоре, после незначительного ремонта, была водружена на место. Но расторопные ребята из ведомства Дзержинского нашли в действиях Шухова вредительство. Великого инженера предали суду и приговорили к расстрелу с отложенным до окончания строительства башни исполнением приговора. В начале марта 1922 года Шухов закончил монтаж. Страшный приговор не стали приводить в исполнение, но никто его и не отменил. Так и повис он над головой нашего гения до конца дней его…
Конечно, Шаболовская башня была венцом творения великого инженера. Но подобные конструкции Шухова появились еще в 19-м веке. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде была смонтирована ажурная гиперболоидная водонапорная башня. По ее образу и подобию во всем мире было построено более двух сотен аналогичных строений. Одно из них можно увидеть в Выксе. А вообще для Нижегородской выставки Шухов запроектировал и построил 8 уникальных павильонов общей площадью 27000 кв. метров. Работы для Нижегородской выставки стали подлинным триумфом инженерного таланта Владимира Григорьевича Шухова. Все его сооружения были очень красивыми. Шухов говаривал: «Все, что красиво, – прочно». И в самом деле – строения Шухова как бы не подвластны времени: стоят себе и стоят и радуют нас своей красотой, хотя возраст некоторых из них перевалил за сто лет.
В конце 20-х гг. Шухов получил заказ на создание опор для переброски высоковольтной линии через Оку между Черноречьем и Богородском. Подробно говорить об этом уникальном сооружении мы здесь не будем, так как уже рассказали о нем в специальном очерке (см. «ДВ» № 29 за 1 августа с. г.). Скажем лишь, что наша единственно уцелевшая башня на Оке столь же уникальна, как и Шаболовская.
Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В.Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов, первые магистральные трубопроводы и многое другое.
В 1928 г. Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 г. – ее почетным членом. Отношение В.Г. Шухова к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 года, было, мягко говоря, неоднозначным. Но, оставаясь истинным русским патриотом, он отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству. Еще в 1919 году в его дневнике было записано: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».
Последние годы жизни нашего отечественного гения проходили в условиях сталинского террора. Смертный приговор ему никто не отменял, и ему часто на это намекали. Советская власть, конечно, понимала, какого уровня был его инженерный талант, и пользовалась им по полной. Но все равно для власти он всегда оставался «буржуазным спецом» и «социально чуждым элементом».
В конце 30-х гг. он был вынужден уйти от дел, общался только с очень узким кругом людей, болел.
Владимира Григорьевича не стало 2 февраля 1939 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Как ни странно, но этому великому россиянину до последнего времени не было поставлено ни одного памятника. И только совсем недавно у здания Белгородского университета установлен, кажется, единственный в России памятник В.Г. Шухову. Но зато по всей Руси и за ее пределами стоят незыблемо сооружения, воздвигнутые талантом этого величайшего инженера. В том числе и у нас – в Дзержинске.
Исаак Фельдштейн
На фото: Водонапорная башня на Всероссийской промышленной выставке 1898 года в Нижнем Новгороде – первая гиперболоидная башня конструкции Шухова