Город начинается с вокзала. Для приезжего человека – безусловно. Но и постоянный житель города не минует вокзал: он придет сюда не раз и не два в своей жизни. Вокзал дает нам самое первое и, пожалуй, самое верное впечатление о городе. Каковы порядки здесь, таковы они, как правило, и в городе. Словом, вокзал для города и горожан – место заметное и, конечно же, памятное. Железнодорожный вокзал Дзержинска стоит на своем месте с 1960 года. Но так было не всегда. Как известно, строительство Московско Нижегородской железной дороги завершилось в 1862 году. Дорога тогда была одноколейной. Поездам надо было как-то расходиться, и недалеко от села Черное устроили разъезд с таким же названием – Черное (или Чернолесье). Вокруг стоял густой сосновый лес, доходивший до самой Оки. Наверное, вы помните старый надземный переход через рельсовые пути – его ведь разобрали несколько лет назад. Так вот одним концом этот переход упирался в участок между мельзаводом и центральным рынком, а другим выходил на перрон старого вокзала, построенного в 1862 году. Теперь вы имеете представление, где он находился. С появлением в этих местах железной дороги часть жителей волостного села Черное стала переселяться поближе к разъезду. Так образовались выселки села Черное. Появление этих выселок, а также промышленных предприятий (канатной фабрики, гипсового завода и пр.) постепенно превратили маленький, затерявшийся в лесу полустанок в станцию. Между прочим, в ее судьбе был исторический шанс превратиться в узловую: по первоначальному проекту Нижегородско-Казанская железная дорога должна была пройти через Оку по мосту в створе станции Доскино (там, где сегодня стоит автомобильный мост) именно на станцию Черное и уж отсюда – в Нижний. Кто знает, как сложилась бы судьба станции и будущего города, если бы этот проект претворили в жизнь… Но в дело вмешались нижегородские толстосумы Бугров и братья Башкировы, дорогу на Казань провели прямо в Нижний, и станция Черное узловой так и не стала. Приход поезда на станцию Черное в те времена был настоящим событием. К его приходу на перрон собирались дачники и дачницы в модных платьях и шляпках. Они встречали или провожали близких и друзей, общались между собой, демонстрировали наряды, флиртовали. Об этом лучше всего вы прочтете у Владимира Короленко. Этот старый вокзал видывал не только его персону, но и А. Попова, М. Горького, других известных нижегородских деятелей. В 1904 году по неизвестным причинам станцию переименовали в Растяпино – по имени деревни, находившейся рядом с селом Черное. А в 1929 году на старом бревенчатом вокзале в третий раз поменяли вывеску: теперь на ней красовалось название «Дзержинск». В начале этого рассказа говорится, что с вокзала начинается самое первое представление о городе. К середине 50-х годов это положение для Дзержинска полностью утратило свою истинность. Там, за рельсами (что уже было неудобным), к этому времени стоял и бурно развивался большой, расцветающий город, а вокзал выглядел таким, каким его построили почти 100 лет назад. Стало ясно, что городу нужен другой вокзал. Установить имя архитектора нового вокзала не удалось. Проект выполнил институт «Горьковжелдорпроект». Вокзал вошел в строй в 1960 году. Здание одноэтажное, но по бокам в том же объеме размещаются два этажа. Там находятся служебные помещения. Стены фасадов никакого декора не имеют. Единственное украшение – фронтоны, которые венчают все четыре фасада здания. Окна в центральной части здания высокие, прямоугольные. Справа и слева от центрального зала находятся залы ожидания, билетные кассы, информационное бюро. Правда, ожидающих никогда не бывает много. Ведь станция Дзержинск проходная. Пассажиру нет нужды ждать здесь своего поезда. Он приходит сюда за несколько минут до отправления. То же и с приезжими: сошел с поезда и направился, не заходя в вокзал, домой или в гостиницу. Вокзал имеет два пассажирских перрона: один низкий, примыкающий к фасаду здания, другой высокий, отделенный от первого рельсовыми путями. Из здания вокзала на высокий перрон ведет тоннель. Хотя станция Дзержинск так и не стала узловой, она достаточно нагружена. Через нее проходят составы с сырьем для наших заводов и уходит почти вся продукция наших предприятий. Достаточно велик и пассажиропоток на вокзале. Через него когда-то проходили 24 маршрута поездов дальнего следования, в том числе и самый «длинный» поезд России – Москва-Владивосток. Можно, не ошибаясь, сказать, что через дзержинский вокзал за год проходят тысячи пассажиров. Сегодня вокзал реконструирован. Строители провели нормальную гидроизоляцию тоннеля, до этого вечно залитого водой. Внутренние помещения обрели самый нарядный вид. Кассы оборудованы всей современной автоматикой. Было время, поговаривали, что для пассажиров пригородных электричек предполагается сделать отдельный пристрой, но такие разговоры остались в прошлом. Площадь перед вокзалом достаточно благоустроена. Трудно представить себе дзержинца, ни разу в жизни не посетившего железнодорожный вокзал. Это и дает нам основание поставить здание на Привокзальной площади в один ряд с прочими домами нашей памяти. Исаак Фельдштейн