Дзержинское время

На этой неделе, 1 октября, в Городской думе прошло очередное заседание, и депутатские споры, возникшие на нем, касались уже, по заведенной традиции, исключительно денежных вопросов. Местные народные избранники вновь под разными углами смотрели на финансирование МУП «Экспресс» и концепцию развития транспортной системы Дзержинска, а также, похоже, пошли на обострение отношений с губернатором и правительством области.

 

По большому счету, минувшее заседание не было затяжным. В официальной повестке дня значились 17 вопросов, но к ним были добавлены еще два.

 

Спорили депутаты, как это водится, исключительно по традиционным вопросам. И первый из них – финансирование МУП «Экспресс», которому предлагалось выделить 19 миллионов рублей за счет сокращения программы закупки нового муниципального транспорта. А если быть точным, не сокращения, а фактического ее закрытия, так как после изъятия из нее этой суммы там и денег-то больше не оставалось. Вот этим фактом как раз и возмутился депутат Чесноков, который был против отказа администрации закупать новый транспорт. И отвечать на его недоуменные реплики пришлось начальнику отдела тран-спорта и связи администрации Дмитрию Волокушину, который заявил, что город планировал закупать автобусы в этом году для МУП «Экспресс», но он считает, что их приобретение Дзержинску не нужно.


На этом, конечно, дискуссия не закончилась. «Я считаю, что в городе недостаточно муниципального транспорта, более того, знаю, что в октябре или в ноябре состоится конкурс, где будут «разыгрываться» четыре маршрута, на которые у частников заканчивается срок контракта. И ранее многие депутаты уже говорили, что муниципалитет должен участвовать в этих конкурсах в обязательном порядке. Вы собираетесь это делать?» – громко спросил Чесноков. Но Дмитрий Волокушин и тут нашелся: «Я считаю, закрытие муниципальным транспортом городских маршрутов не решит проблемы.

Водителей на эти автобусы нет. Они будут стоять, и автобусов на улицах не прибавится. А вот от наличия новых троллейбусных линий – прибавится».


И все-таки взаимопонимания депутат и начальник отдела не нашли. Кроме того, в их спор вмешались и другие народные избранники. Например, Павел Воронин, который поддержал городские власти: «Если администрация города считает, что неэффективно покупать автобусы или иной подвижной состав, то к ее мнению мы должны прислушаться». Он также заявил, что работу по наполнению города муниципальным транспортом нужно начинать с создания новых маршрутов, а уже потом их наполнять. И это заявление звучало абсолютным диссонансом с теми словами, которые еще недавно произносил другой депутат – Виктор Портнов. Он некогда просто сотрясал стены Думы заявлениями, что городской транспорт нужно пускать на уже существующих маршрутах, вытесняя тем самым частников с рынка и позволяя зарабатывать на перевозках именно городской казне.


Но Виктор Портнов еще скажет свое слово, а пока на заседании солировал Павел Воронин, который продолжил свою мысль: «Мы закачиваем в муниципальное предприятие средства, но не понимаем, какую отдачу получаем. Насколько это эффективно?». И далее он продолжил подводить присутствующих к мысли о том, что МУП «Экспресс» как раз и является слабым звеном транспортной системы города. Он, например, заявил, что депутаты так и не увидели до сих пор отчетов нового руководства предприятия о том, «были ли проведены сокращения», а также мероприятия по улучшению его финансового состояния. «Мы даем деньги, но это напоминает черную дыру», – многозначительно резюмировал депутат, и с ним тут же согласилась руководитель департамента финансов Ольга Сахончик. Она же, впрочем, напомнила, что изначально было известно о том, что «Экспрессу» придется выделить больше 100 миллионов рублей, так как это и есть разница, которую недополучает предприятие из-за разницы между обоснованным и «социальным» тарифом, по которому ездят на городском транспорте дзержинские льготники.


Как оказалось, Павел Михайлович не имел ничего против прежних договоренностей, а лишь требовал к ответу нового начальника «Экспресса», чтобы тот отчитался о своей работе и представил планы оптимизации работы предприятия. И самое замечательное здесь состояло в том, что сам директор МУПа Игорь Глитняк был в зале, но слушать его, похоже, никто не собирался. Вместо него слово взял Виктор Портнов: «Уважаемые коллеги, у меня есть справка о хозяйственно-экономической деятельности этого предприятия. Я был уверен, что господин Глитняк будет неукоснительно реализовывать планы, которые он нам представил после своего назначения… Ничего не сделано абсолютно, судя по этой справке. Я уже почитал концепцию развития транспорта и сомневаюсь, что с данным руководителем мы ее реализуем», – заявил Виктор Валентинович, не назвав даже источника появления у него «эксклюзивного» документа, которого у других депутатов, судя по всему, не было.


Далее выступали и другие депутаты, которые соглашались или нет со своими коллегами, но Глитняка так никто и не спешил вызывать на трибуну, чтобы дать хотя бы возможность объясниться. А вот Олег Чесноков ответил на «эксклюзив» Виктора Портнова собственным. Депутат продемонстрировал собравшимся, что у него на руках есть письмо руководства «Экспресса» к начальнику отдела транспорта администрации от 15 августа этого года, из которого следует, что все намеченные мероприятия по оптимизации работы «Экспресса» выполнены. «Я не знаю, почему начальник транспортного отдела об этом не говорит, не защищает своего подчиненного, но у меня такая записка есть», – произнес депутат Чесноков с нескрываемой ухмылкой на лице, хотя он также не сообщил, откуда у него взялся этот документ.


Ситуация после этого заявления, надо сказать, сложилась двусмысленная. Тут бы и послушать самого директора МУПа, но вместо этого мы вновь услышали депутата Воронина. Павел Михайлович завел речь о том, что связи между льготными ценами на проезд и муниципальным транспортом нет: «Социальными перевозками у нас в России могут заниматься, в том числе, и частные перевозчики…. Например, в Володарском районе нет муниципального транспорта, там частный перевозчик осуществляет социальную функцию. И, к сожалению, давно уже наметилась тенденция, когда муниципальные предприятия показывают свою неэффективность. Они не выигрывают конкурсы, которые проводит даже администрация города».


И знаете, вот после этих слов мне показалось, что кому-то в нашем городе очень хочется осуществлять «социальную функцию» и быть настолько эффективным управленцем, чтобы сделать перевозку льготников прибыльной. Кто эти предприимчивые люди, даже предположить не можем, но судя по тому, что вопрос о фактическом аннулировании программы закупки нового городского транспорта был решен положительно, а руководителя «Экспресса» никто так и не выслушал, они в момент проведения этого заседания были где-то рядом…

 

Видео с заседания Городской думы

 



Но споры на этом в Думе не закончились. Во время обсуждения изменений в бюджет депутаты неоднократно говорили о том, что в следующем году городу придется затягивать пояс, так как наполняемость дзержинской казны будет заметно меньше, чем в этом. И как раз следующим вопросом думцам было предложено сократить норматив отчислений, поступающих в город от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с перераспределением его части в областной бюджет. Причем сокращение это фактически должно в итоге получиться двукратным, так как и Федерация также увеличила свою долю со следующего года в этих отчислениях. Так что если сейчас в городскую казну уходит больше 50 процентов этого налога, то со следующего года это будут лишь 26,5 процента. Городская же казна, по информации Ольги Сахончик, в абсолютных цифрах потеряет от этого шага около 300 миллионов рублей, а то, по мнению некоторых депутатов, и того больше – около 800 миллионов. Вот как раз по-этому и возникли споры.


Застрельщики были те же – Павел Воронин и Виктор Портнов. Всех громче, правда, по этому поводу возмущался Виктор Валентинович. Он отчаянно требовал умерить областные аппетиты и взывал чуть ли не пригласить «на ковер» областного министра финансов. Его же коллега – Павел Михайлович – подталкивал администрацию города «поторговаться» с губернатором, чтобы получить какие-либо преференции. Урезонить депутатский пыл пытался глава города Валерий Чумазин. Он объяснил, что ситуация с областным бюджетом в следующем году будет сложная, а потому всем муниципалитетам региона придется фактически «скинуться», чтобы обеспечить действие областных программ, но, по сравнению с другими городами, мы понесем не такие потери, как могли бы. Глава же администрации Геннадий Виноградов заявил, что сделал уже все, что мог, так как только что вернулся со встречи с губернатором, и тот пошел навстречу и «накинул» 1,5 процента Дзержинску от НДФЛ, так что большего получить уже невозможно. Впрочем, вид у господина Виноградова был удрученный. К тому же из его уст вырвалось неожиданное откровение: «Я встречался с другими главами администраций, и они говорят, что нам неинтересно стало работать, так как нечего распределять в своих районах». И, судя по нескрываемой грусти на лице самого Виноградова в тот момент, мы не исключаем, что он вполне солидарен со своими коллегами.


Впрочем, депутатское большинство, видимо, было подвержено влиянию не солидарной грусти Геннадия Виноградова или здравого смысла Валерия Чумазина, а ковбойской решимости своего коллеги Виктора Портнова. Потому результат голосования был однозначным – Дума молчаливо отвергла предложение области. Немалая часть депутатского корпуса просто воздержалась от определенного волеизъявления, и вопрос не прошел. В итоге Валерий Чумазин сокрушенно покачал головой. А вот на скучающем лице Виноградова после этого не отразилось вообще никаких эмоций. Видимо, до Геннадия Вячеславовича еще не дошло, что теперь, скорее всего, ему не так часто придется рассказывать прессе, какое взаимопонимание царит между ним и Валерием Шанцевым…

 

 

Аудиозапись с заседания Городской думы


Сергей Кулаков