У кинематографистов и художников есть выражение: уходящая натура. Так устроен человек – ему всегда свойственно не замечать некоторых вещей, кажущихся обыденными. Они воспринимаются как данность. Но как только эта самая вещь или явление вдруг исчезает, тогда становится понятна их ценность и важность в нашей жизни. Подобная ситуация произошла с внутренними интерьерами зданий общественного назначения – кафе, магазина, кинотеатра или вокзала… Ставшие некогда привычными, они исчезли, ушли в небытие. В 1970-х на проспекте Циолковского открылся первый в истории нашего города универсальный магазин самообслуживания в специально построенном типовом здании. Универсам разместился в жилой зоне, как полагалось по тогдашним нормам, в пределах пешеходной доступности с радиусом обслуживания в полкилометра. Вид его торгового зала коренным образом отличался от прежних обычных продуктовых магазинов и занимал значимое место в привлечении покупателей. Декоративное оформление первого в Дзержинске универсама было стандартным: простым и суховатым, но оно не могло не запомниться покупателям, ведь в прежних магазинах такого не было! В интерьере огромного торгового зала не последнюю роль играли всевозможные вывески, указатели. Многочисленные информативные надписи, эстетично оформленные в едином стиле, показывали, где находятся разные отделы магазина, основные товарные группы. Они были постоянной частью декоративного оформления и эстетически гармонично сочетались с общей атмосферой торгового зала, вызывая у покупателя ожидание приятных покупок. Здесь работал отдел заказов с доставкой товаров на дом, кафетерий, пункт по приему стеклянной посуды. Этот тип магазина самообслуживания был принципиально новым словом в нашей торговле. На входе надо было захватить с собой железную тележку на колесиках или небольшую переноску для продуктов. Товары покупатели брали с полок самостоятельно, не прибегая к помощи продавца. Однако советская действительность внесла свои поправки в эту благую затею. Причина одна – дефицит. Прийти в универсам и найти, допустим, колбасу в свободной продаже было почти невозможно. В реальности было так: время от времени из подсобки вывозили тележку с курами, колбасой или сыром, заранее развешанными в упаковку с указанием стоимости. Пока она проезжала несколько метров по залу, к ней со всех сторон сбегались бдительные покупатели, и тележка вмиг опустошалась. В новом микрорайоне распахнул свои двери рыбный магазин «Океан» с торговым залом, поразивший дзержинцев своим столичным размахом, простором и новейшим импортным торговым оборудованием по последнему слову холодильной техники. Затем появился еще один новый просторный универсам – в конце проспекта Циолковского. А на бульваре Мира (бывший Жданова) распахнул двери с «иголочки» обустроенный внутри, с торговым залом необыкновенного «ненашенского» дизайна ювелирный магазин «Янтарь» – услада любительниц изделий из золота и серебра. Многим дзержинцам старшего поколения хорошо запомнился его внутренний интерьер, отличавшийся изящным минимализмом: современными по тому времени светильниками в форме софитов, отделкой стен натуральными материалами, настенными композициями в технике чеканки. В застекленной витрине с яркой подсветкой на темном фоне заманчиво поблескивали золотые украшения в форме незамысловатой ягодки, цветочка, листочка, цепочки «косичкой», сережки «малинкой», «сердечками», «капелькой». Но не было на прилавке длинных цепочек. Ювелирные заводы их тогда вовсе не выпускали – дабы владельца не заподозрили в ношении крестика. Люди с раннего утра, задолго до открытия магазина выстраивались в очередь. Иногда золотого колечка нужного размера не оказывалось в продаже. Тогда приходилось покупать то, что досталось, а потом сдавать в мастерскую, чтобы ювелир уменьшил или, наоборот, увеличил кольцо в диаметре. В восьмидесятые золото заметно подорожало. В продаже появились элитные изделия. Например, перстень с бриллиантом стоил 15 тыс. рублей – цена новенькой «Волги». Столь дорогие украшения могли себе позволить разве что работницы советской торговли. Порой в овощном магазине можно было наблюдать за пышнотелой продавщицей, у которой на каждом пальце были золотые печатки и перстни с синтетическими рубинами. Вся эта сверкающая красота пробивалась сквозь грязь, прилипшую к рукам продавщицы, – ведь целый день она взвешивала покупателям картошку и свеклу. На улице Советской посетителей радовал новый магазин «Дзержинец» со специализацией по продаже товаров народного потребления от местных производителей – заводов и предприятий города. Современное оформление зала с большими панорамными фотографиями улиц и площадей города, свободным доступом к полкам привлекал внимание. В 1970-1980 годы в архитектурно-художественных решениях интерь-еров как новых магазинов, так и предприятий общественного питания – кафе, ресторанов – шел поиск новых средств образной выразительности. Дзержинские архитекторы, художники пытались достичь совершенства применением в оформлении композиционных и декоративных элементов, ранее абсолютно не свойственных интерьерам: керамические, стеклянные, деревянные декоративные изделия, чеканка по металлу, ковка, а также искусственная кожа, витражи и мозаика, условно-декоративные росписи. Все эти элементы являлись своеобразными интерьерными акцентами на фоне аскетично решенных ограждающих плоскостей залов в новых ресторанах гостиницы «Дружба», «Черноречье», Дворца культуры «Корунд». Внутренние интерьеры зданий широкоформатных кинотеатров «Юбилейный» и «Россия» являли собой яркие образцы новаторской, экспериментальной архитектуры того периода – времени их создания. Огромные стеклянные поверхности вестибюлей и фойе – своего рода витрины нового стиля жизни. Ощущение максимальной открытости, прозрачности – их характерные черты. Кинотеатры в 1970-е годы стали для дзержинцев настоящими окнами в большой мир. Когда там демонстрировали новый нашумевший фильм, горожане стремились прийти пораньше с работы, чтобы попасть на вечерний сеанс. Обычно снаружи перед кинотеатрами красовались щиты с двумя большими рисованными афишами: «СЕГОДНЯ» и «СКОРО». Они зачастую становились местом свидания перед началом фильма: «Встречаемся без двадцати восемь у «СКОРО», – сообщали дзержинцы друг другу. Тот, кто приходил первым, покупал билеты. Перед кассами на такие нашумевшие фильмы, как «Свадьба в Малиновке», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», всегда выстраивались очереди. В кинотеатр ходили часто и охотно – по телевидению новое кино не показывали, да и телевизоры долгое время у большинства горожан были черно-белыми. Поджидали начало фильма в фойе, где работал буфет с мороженым, бутербродами с полукопченой колбасой, с сыром, напитками. Звучала красивая негромкая музыка. За несколько минут до начала сеанса приятный женский голос приглашал всех в зал. Рассаживались по местам, плавно гас свет, и с огромного закрытого экрана в разные стороны медленно разъезжались матерчатые шторы. Вначале показывали киножурнал, который позволял опоздавшим смотреть фильм сначала. Особенно полюбились выпуски сатирического журнала «Фитиль», научно-популярного «Хочу все знать». И вот наступал долгожданный момент – на полтора часа зрители погружались в царство кино. Новый Дворец культуры «Корунд» открылся 22 апреля 1971 года. Здание типового проекта не поражало архитектурными изысками. Огромный зал на 750 мест, оформленный в современном тому времени стиле, отвечал всем требованиям киноконцертной деятельности. Его фойе украсила роскошная роспись местных художников. Порой он не мог вместить желающих попасть на концерты заезжих знаменитостей. А одним из первых выступал на сцене ДК Валерий Леонтьев. Рассказывали, что зрители отбили все ладони, аплодируя певцу. Его песни «Кружатся диски», «Там, в сентябре» сводили с ума буквально всех. Тогда были популярными различные декады того или иного вида искусства, потому «мастера» советской эстрады, «звезды» кино и театра были частыми гостями в ДК. Кому только не рукоплескал зал дворца советских профсоюзов завода «Корунд» за свою историю: выдающемуся танцору и балетмейстеру современности Владимиру Васильеву, неоднократно выступал оркестр под управлением Лундстрема, актеры Вячеслав Невинный, отец и сын Ростоцкие, пел Ренат Ибрагимов, Валентина Легкоступова, Валентина Толкунова и многие другие. Дворец стал для города подлинным центром культурного досуга. А сколько больших заводских событий помнит его концертный зал! Какие доморощенные таланты блистали тогда на сцене и радовали зрителей своими яркими выступлениями! Это танцевальный ансамбль под руководством М. Байкова, баянист-виртуоз Юрий Замышляев, блистательная исполнительница классических романсов и арий из опер – несравненная Татьяна Соколова… В 2000-е годы в результате коренной реконструкции здание дворца культуры превратилось в очередной торговый центр. Его старые интерьеры – навсегда и безвозвратно ушедшая натура, как и сам дворец культуры. Лишь фотографии прошлого века возвращают нам нашу память, позволяют оживить картинки ушедшей жизни совсем в другом времени, в другой эпохе. Помогают нам рассказать молодому поколению о житье-бытье в советском городе Дзержинске. Станислав Шальнов, краевед На фото: Торговый зал магазина «Дзержинец». 1985 г. Торговый зал магазина «Универсам». 1978 г. Фойе кинотеатра «Россия». 1983 г. Фойе Дворца культуры производственного объединения «Корунд». 1987 г.