Игорь Глитняк: Как администрация решит, так и будет…

Дзержинское время

Интервью с Игорем Глитняком мы добивались давно, так что директора МУП «Экспресс» уже и «новым» назвать сложно, потому что руководит он главным транспортным предприятием города восьмой месяц. Но тем больше к нему вопросов, которые все чаще в последнее время задают не только депутаты и чиновники на своих заседаниях и совещаниях, но и простые горожане, которые приходят, пишут и звонят в нашу редакцию. Тем ценней будут ответы на них. Но начали мы наше интервью с Игорем Евгеньевичем Глитняком все-таки с депутатской критики. – Игорь Евгеньевич, в последнее время о МУП «Экспресс» и его руководстве говорили очень много, в том числе, критиковали на заседаниях Думы и комитетах, но вот вас, если я не ошибаюсь, кроме как на балансовой комиссии, никто выслушать так и не удосужился. Почему, как вы думаете? – У каждого совещания или заседания есть своя повестка. И если в ней не значится отчет директора МУП «Экспресс», то, соответственно, на них я и не присутствую. Что касается Думы, то я участвовал в одном из заседаний ее бюджетного комитета, выходил к трибуне, мне задавали вопросы. И, насколько я знаю, на последних заседаниях Думы планировалось меня заслушать, но этого не случилось, хотя я был готов. Указаний депутатам я давать не могу… – Но некоторые депутаты уже высказали свою позицию по поводу вашего предприятия. Например, «Экспресс» был назван «черной дырой», в которую закачиваются бюджетные деньги. Также были высказаны мнения о том, что муниципальное предприятие не может работать эффективно. Как вы относитесь к этим оценкам? – Прежде всего хочу сказать, что ни одно транспортное муниципальное предприятие в мире не может быть прибыльным, так как в первую очередь выполняет социальную функцию. Мы перевозим горожан по льготным тарифам, а потому и несем прямые убытки. Депутаты вправе высказывать свои личные мнения, но, возможно, они просто не владеют всей полнотой информации о нашем предприятии. Хотя, не скрою, подобные сравнения мне, конечно, неприятны… – Но, как мне кажется, эти слова были намеренно связаны с утверждениями о том, что социальную функцию сегодня может выполнять любое частное транспортное предприятие. И, думаю, многим бы в нашем городе хотелось заняться «социальными перевозками» и получать с них прибыль. – Наши сегодняшние маршруты ни одному коммерческому перевозчику интересны не будут. И не секрет, что сейчас повсеместно практикуется выставление на конкурс лотов, которые состоят из двух маршрутов: один – доходный, второй, как правило, убыточный. Насколько я знаю, у нас в городе конкурсы тоже будут вскоре готовиться в такой же связке. И я думаю, что немногим сегодня нужно развалить наше предприятие. А вот получить новый маршрут интересно любому перевозчику, в том числе и нам, если, конечно, он составлен рационально. Сегодня, например, готовятся документы по автобусному маршруту № 24. Он начинается от Северных ворот и заканчивается у вокзала… – И, по сути, дублирует трамвайный маршрут № 4. Для чего муниципалитет пошел на этот шаг? – Вопрос этот, наверное, целесообразнее задать тем, кто организовывал этот конкурс. Но если посмотреть, например, на московскую практику, то там держат курс на расширение сети муниципального транспорта, а в планах на 2014 год стоит закупка трех тысяч автобусов большой вместимости. И в идеальном варианте муниципальные маршруты не должны быть дублированы частными перевозчиками. Конечно, я выступаю за здоровую конкуренцию, но равновесие между интересами частных перевозчиков и муниципального транспорта должно быть. – Но с вами, как я могу сделать вывод, об открытии этого маршрута никто не советовался? – К сожалению, ситуация складывается таким образом, что при нашей заинтересованности этим маршрутом, нам элементарно  не с чем на него выйти. Нет подвижного состава, а там нужно минимум десять автобусов. Но даже если мы их купим, то возникнут сложности с водителями. – Но, согласитесь, новый маршрут наверняка сократит выручку трамвайного маршрута № 4. – Безусловно. Мы пытались даже просчитать примерную сумму недополученных доходов. Она будет не менее 600-700 тысяч рублей в месяц. Но есть и хорошие новости для нас. Главой администрации Дзержинска уже подписано постановление об увеличении тарифа на перевозку пассажиров в городском электротранспорте на 2 рубля с 1 января 2014 года. Напомню, что цены на проезд в городском троллейбусе и трамвае не росли с июля 2011 года, тогда как в Нижнем, например, повышений за это время было уже три. Конечно, мера не популярная, но этот шаг позволит увеличить наши доходы примерно на 7,5 миллиона рублей в год. С другой стороны, нам увеличили тариф, но запускают маршрут № 24, который принесет предприятию сопоставимые по объему убытки. – Мы вернемся к разговору о трамвае, а пока, если позволите, я задам вам еще один «депутатский» вопрос. Не так давно на заседании Думы депутаты спорили о том, выполнили вы или нет те обещания, которые давали народным избранникам, когда заступали на должность. Кто был прав? – Накануне того заседания мы встречались с депутатом Чесноковым, и я ответил на все интересующие его вопросы, продемонстрировал ему и документы по сокращению расходов предприятия. Этот план был утвержден после моего назначения и состоял из 15 пунктов. Сегодня 14 из них выполнены полностью, последний – в стадии завершения. А что касается господина Портнова, который утверждал обратное, я не знаю, откуда он черпает свою информацию. Возможно, его источник не совсем корректно доводит ее до него. С Виктором Валентиновичем у нас не было возможности встретиться перед тем заседанием, но я готов сделать это в любое время, как и с любым другим депутатом, и представить все документы, подтверждающие выполнение моих обещаний. – А как вы сегодня оцениваете ситуацию на предприятии? – Она, конечно, как была непростой, так и остается. Но тот план действий, который мы уже реализовали, дает свои результаты. Экономический эффект составил около 25 миллионов рублей. – Но убытки все равно есть, а вы, к тому же, заявили, что без них не обойдется в любом случае. Сегодня мы видим, что в бюджете следую-щего года на их покрытие заложено всего 50 миллионов рублей, хотя я слышал, что вам требуется не менее 150 миллионов на эти цели. И как вы будете справляться с этой ситуацией? – Изначально в бюджет этого года также вносилось 154 миллиона на компенсацию наших расходов, но депутаты условно одобрили сумму в районе 103-105 миллионов. И тема «Экспресса» обсуждалась практически на каждом заседании Думы, депутаты спорили, выделять или нет нам очередной транш. Хотя всем было, кажется, понятно, что убытки, которые мы несем, плановые. Экономически обоснованный тариф сегодня составляет 18 рублей за одну поездку, то есть это те затраты, которые несет наше предприятие. Мы же перевозим людей за 12 рублей, по тому тарифу, который утвердила сама же местная администрация. Вот и получается, что наш прямой убыток от перевозки одного пассажира – 6 рублей. Их мы и просим своевременно возмещать. – Получается, что в следующем году вам снова придется идти к депутатам с поклоном и доказывать, что вы эффективно работаете? – Думаю, эффективность нашу доказать просто. Я уже упомянул, что в этом году на покрытие убытков нам было необходимо 154 миллиона рублей. На сегодняшний день мы получили из бюджета 93 мил-лиона. Чувствуете разницу? Тем не менее наш транспорт выходит на маршруты в исправном состоянии, и мы продолжаем нести социальную нагрузку. Но, в любом случае, наше появление на заседаниях Думы неизбежно. И я, кстати, пользуясь случаем, благодарю тех депутатов, которые искренне участвуют в жизни нашего предприятия. – Игорь Евгеньевич, и все-таки почему сегодня муниципалитет не судится с областью за возмещение средств на перевозку льготников, как это делали раньше? Только потому, что, как заявил Виноградов, муниципалитет не хочет ссориться с областью? – Основная причина в другом. Законодательство фактически изменилось. До 2012 года компенсация выпадающих доходов из областного бюджета происходила следующим образом: наше предприятие подавало информацию о количестве перевезенных пассажиров, и область должна была компенсировать наши расходы, так как около 70 процентов всех наших пассажиров на тот момент были льготниками. В 2012 го-ду законодательство менялось несколько раз. Взыскание наших долгов было довольно болезненно для региона, несмотря на то, что, по моей информации, мы были единственным городом в области, который судился. Сначала региональные власти увеличили стоимость проездного до 300, а потом и 400 рублей. Было введено и ограничение в 39 поездок. В итоге, если в 2011 году мы перевозили 34 миллиона пассажиров, то этот год мы закончим с показателем менее 22 миллионов. Пассажиропоток упал серьезно, и в большей степени из-за отказа многих льготников от частых поездок на общественном транспорте. Раньше мы продавали 34-35 тысяч льготных проездных в месяц, сегодня – около 9 тысяч. Теперь компенсацию из области мы получаем регулярно и в строго указанные сроки, но только за пассажиров, которых перевезли на автобусах. А бремя компенсации расходов на электротранспорте целиком и полностью лежит на муниципалитете. – С этим понятно, давайте теперь о трамвае поговорим. Ведь в этом году в муниципальной концепции были зафиксированы планы отказа от этого вида транспорта в нашем городе. Как вы относитесь к этой идее? Хотя я, конечно, понимаю, что с администрацией вам спорить сложно. – Лично мне хотелось бы, чтобы трамвай в Дзержинске остался. Но все упирается в экономику, поскольку именно на местном бюджете лежит груз финансирования электротранспорта. Сегодня на капитальный ремонт маршрута № 5 (замену рельсов и шпал) требуется порядка 380 миллионов рублей. Необходим и новый подвижной состав, так как если его не заменить, то даже новый путь придет быстро в негодность из-за старых вагонов. А их нам нужно порядка десяти на этот маршрут. Обычный стоит 13 миллионов, низкопольный – 19. – А во сколько обойдется замена пятого маршрута троллейбусным? – Проектирование – 2 миллиона рублей, монтаж контактной сети – около 130 миллионов, а обычный троллейбус стоит около 7,5 миллиона рублей. Так что затраты по замене выльются в немногим более 200 миллионов рублей. – Но активисты говорят, что трамвай дешевле в эксплуатации. Вы делали расчеты? – На нашем предприятии ситуация иная. Один километр пробега трамвая у нас стоит 98 рублей, а троллейбуса – немногим более 70 рублей. Но эти цифры обусловлены только тем, что подвижной состав сильно изношен. Из 28 трамваев мы обязаны сегодня списать 21. Но заменить их нечем, приходится ремонтировать и тратить на это колоссальные деньги. Что касается троллейбусов, то из 74 единиц мы должны списать 34 машины. Естественно, новые вагоны и троллейбусы не требуют столько затрат, но у нас их нет. – Но что дешевле в идеале? Троллейбус или трамвай? – Мы с вами уже обсуждали идеальный вариант, так как стоимость эксплуатации на практике зависит не только от техники, но и от ее маршрута и наполняемости. И, естественно, наличие сегодня дублирующих перевозчиков, мягко говоря, сказывается не самым лучшим образом на стоимости эксплуатации. Когда вы видели в последний раз максимальную загрузку у трамвая или троллейбуса? В часы пик по Свердлова – да, но это один-два рейса. А в обычные часы – это 15-20 человек. Я уже говорил вам, что у нас сегодня наблюдается колоссальное падение пассажиропотока. И причина тому не только в стоимости социальных проездных, но и в автомобилизации, так как многие пересели на личный транспорт. – Что ж, судя по вашим словам, я понимаю, что судьба дзержинского трамвая решена. – Это компетенция администрации. Да и концепция развития транспорта – это всего лишь идея, она может меняться. А вот при конкретных решениях важна экономика, здесь нельзя использовать полумеры. И закрытие трамвайного сообщения, например, на улице Красноармейской и проспекте Ленина ни к чему не приведет, если не расширить проезжую часть, так как без этого троллейбусы, если мы их там пустим, будут стоять в пробках. А потому мы должны предварительно подготовить не только запуск троллейбусного сообщения, но и реконструировать саму дорогу. – Но когда это может случиться? – Судя по тому, что нам выделили на следующий год всего 50 миллионов рублей, денег в бюджете на такой масштабный проект пока нет. Администрация будет исходить из своих возможностей. Но пока мы готовимся к тому, что и в следующем году будем обслуживать трамвай в Дзержинске. – А к пуску троллейбуса на проспекте Свердлова идет подготовка? – Здесь на проект потребуется около 950 тысяч рублей, на монтаж контактной сети – около 56 миллионов, и я знаю, что в бюджете заложены 20 миллионов рублей на приобретение в 2014 году по лизинговой схеме 15 новых троллейбусов. Вопрос сейчас только в финансировании, так как в 2013 году в бюджете также были заложены деньги на приобретение нового транспорта, но их перераспределили. «Экспресс» готов реализовать идею, но мы выполняем те указания, которые дает администрация города, а потому, как она решит, так и будет. – Спасибо, Игорь Евгеньевич, за ответы.
Записал Сергей Кулаков