В российском фамильном древе Гурьевых были военачальники, губернаторы, ученые и композиторы, участники заграничных походов, герои Отечественной войны 1812 года и турецкой кампании.
Распространенная фамилия была в нашем Чернорецком крае. Происходила она от русского имени Гурий, и прежде всего связана с династией купцов Гурьевых из Решетихи – основателей сетевязального промышленного производства в России. Драматично сложилась судьба купца-благотворителя и его семьи после революции 1917 года.
Прародитель семейства
Первое обнаруженное упоминание фамилии Гурьевых в Черноречье относится к началу XIX века. Житель села Селищи Мысовской волости (ныне Володарский район) Михаил Гурьев, 1809 года рождения, по непроверенным архивным данным, происходил из крепостных крестьян нижегородских нетитулованных графов Шереметьевых.
У него было 5 сыновей: Павел, Василий, Сергей, Петр, Федор и три дочери.
В 1830 году селищинцам, по их просьбе, власти отвели новое место жительства. Переселяться их заставила разливавшаяся по весне Ока и озеро Чиритово. Первыми обживать земли отправились коренные жители Селищ – Склянины. За ними на подводах потянулось многочисленное семейство Гурьевых. Так появилась в Черноречье деревня Решетиха. Прямое отношение к ее наименованию будто бы имело обыкновенное решето. Местные жители эту домашнюю утварь искусно мастерили и продавали на базаре. Потому назвали селение Решетиха. Хотя на этот счет и другая байка имеется: давно в тех местах протекала речка, со временем исчезнувшая, в названии которой содержался древнерусский корень «ретити», или «ретище», и значил он – «стоячая вода, имевшая движение лишь в весеннее половодье». Местность вокруг нее именовали ретишина. Возможно, название, со временем переиначенное, послужило именем селению.
Расположилась Решетиха на берегу Осовца, там обосновалось семейство Михаила Павловича Гурьева. Позже, породнившись с семейными кланами Петелиных, Скляниных, Зайцевых, Пономаревых, Головастиковых, Рябиковых, Гурьевы сыграли в истории Черноречья заметную роль. Прародитель семейства Михаил Павлович умер в 1862 году, похоронили его в церковной ограде Благовещенской церкви (в прошлом на территории Мысовской волости – ныне город Володарск).
Купец-благотворитель
У решетян пахотных земель не было, потому сетевязание наряду с отхожими промыслами стало для них главным делом. При 16-часовом рабочем дне опытный вязальщик мог заработать до 4 копеек в день. К 1900 году почти треть населения Балахнинского уезда работали на Гурьевых. Долгими зимними вечерами при тусклом свете керосиновой лампы трудились в своей избе всей семьей. Ссучивали пряжу, вооружившись вязальными иглами, доской-полкой и сошкой, вязали сеточное полотно – морские сети для ловли «белой» рыбы. Из льняной сети делали бершовки, жереховки, судачьи – для речного лова. Готовые сети сдавали в приемные конторы Гурьевых на станции железной дороги Желнино и в Решетихе. Сюда съезжались оптовики, скупая, а затем сбывая решетихинские сети по всему Поволжью, Черноморью.
Семейное дело перешло к Павлу Михайловичу – старшему сыну, пополнившему отцовский капитал за счет выгодной женитьбы. Его богатая невеста Анастасия Герасимовна Склянина – дочь владельца фабрик по производству веревок в Горбатове и Погорелках – была родом из Горбатова. Гурьев взял в приданое 20 тысяч рублей, по тем временам деньги огромные. Когда поехал венчаться, с полдороги завернул коней: забрать приданое, чтобы «не зажали».
У Павла Гурьева родились дети: Александр, Алексей, Елизавета и Маргарита, которая вышла замуж за И.А. Петелина, видного парня из зажиточной крестьянской семьи из Бабушкина. Их дочь Тоня была любимицей деда, росла у бабушки и деда в Решетихе, в их каменном доме на берегу реки Осовец.
Павел объединил капиталы с новым родственником Скляниным, открыв на паях в июле 1886 года в Астрахани торговый дом под фирмой «Гурьев и Склянин». В его состав вошли магазины, склады с веревками, канатами из Горбатова и Погорелок, рыболовными сетями из Решетихи. Павел Михайлович Гурьев хоть и значился временным астраханским купцом, проживал безвыездно в собственном доме в Решетихе. Справный предприниматель слыл ко всему и щедрым благотворителем: за свою жизнь в родном селении построил школу, избу-читальню, чайную с библиотекой, внес большие деньги на строительство первого народного туберкулезного санатория на станции Желнино.
И многое из этого содержал всю жизнь за собственный счет. В вечной погоне «урвать копейку» пролетели годы. Оглянуться не успел, как минуло шестьдесят и подобралась некстати старческая немощь: по причине слабости здоровья отошел от дел, больше думал о душе. Никольский храм, сооруженный им в 1900 году в Решетихе, – благодарность Всевышнему и поклон землякам в знак прощения за грехи, которые пришлось совершить в стремлении к богатству. На том благодеяния не кончились: построил дом для притча, пожертвовал приходу 100 десятин леса «на вечные времена». В 1895 году епархиальный зодчий А.К. Никитин, по заказу П.М. Гурьева, выполнил проект здания церкви в стиле древнего русского храма. Решетяне на сходе в 1896 году единогласно уступили землю под его постройку навечно. Заложили храм, а спустя четыре года вознесся он куполами в небо. Его внешний вид в древнерусском стиле – пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом – пришелся по душе храмостроителю и его землякам.
На обустройство церкви Павел Михайлович средств не жалел. Мастер из села Катунки Ф.И. Остроумов за семь тысяч рублей вырезал из липового дерева в Никольский храм из мореного дуба многоярусный иконостас. Иконы написал наилучший московский художник-иконописец
М.И. Дикарев, подсвечники и серебряную утварь приобрели в Москве, колокол весом в 335 пудов – в Ярославле, метлахскую плитку для пола доставили из Харькова. Уже к осени 1899 года храм был готов к освящению. Колокольным звоном, пением церковного хора встретила Решетиха солнечное морозное утро 30 января 1900 года.
За попечительство и щедрую благотворительную деятельность Павел Михайлович Гурьев не раз удостаивался наград от земства и правительства Российской империи. Купец скончался в 1912 году, с почестями похоронен в семейном склепе Гурьевых в ограде Никольской церкви в Решетихе.
Старший сын
Сын Павла Михайловича – Александр – родился в 1876 году, получил коммерческое образование в Нижегородском реальном училище. Став купцом 1-й гильдии, продолжил дело отца, первым в России поставив сетевязание на промышленную основу. По преданию, первоначально намеревался Гурьев наладить производство сетей в Лукоянове. На что отец дал ему мудрый совет: «Ты решетянин, и фабрику строй в Решетихе». Не случайно своим компаньоном он выбрал Склянина: Александр Павлович Гурьев и Александр Павлович Склянин были не только друзьями-тезками, почти одногодками, состояли в близком родстве. Семьями обзавелись с разницей в год. Первым в 1898 году женился Гурьев на Антонине Григорьевне Скляниной, шестнадцатилетней девушке. Годом позже Елизавету Рябикову из Желнина взял в жены А.П. Склянин.
По совету Павла Михайловича, в 1908 году в Решетихе его сын начал грандиозное строительство фабрики, получившей название Торговый дом «Гурьев, Склянин и братья Карповы». Новое коммерческое предприятие представляли сам Павел Михайлович и его сыновья – Алексей и Александр Павловичи Гурьевы, а также Александр Павлович Склянин, астраханский купец, и его четверо родственников: Константин Павлович, Федор и Иван Павловичи Склянины, купчиха из Горбатова Надежда Ивановна Склянина. В деле состояли крупные торговцы рыболовным товаром – братья Карповы из уездного города Княгинино.
Княгининский 2-й гильдии купец П.И. Карпов стал известным в нашем крае щедрой благотворительностью: в Первую мировую войну организовал и содержал до самой своей кончины лазарет и приют для беженцев в Решетихе. Он же на собственные средства при Строгановской церкви г. Н. Новгорода открыл и содержал школу на 70 учеников.
Весь капитал компаньоны определили в два миллиона двести тысяч рублей, поделив его между собой на доли – паи. В мае 1909 года пенькопрядильная фабрика выдала первую продукцию, а с 1911 года заработала в полную силу, войдя в число крупнейших производителей сетематериалов для рыболовной отрасли. Менее чем за десяток лет до революции 1917 года фабрика, оснащенная новейшими заграничными машинами фирмы «Цанг», под руководством директора-англичанина Роберта Берда превратила Решетиху в один из самых значительных центров сетевязания в России. Вначале здесь работали 500, а потом и 1000 человек.
«Жернов» революции
Непросто сложилась история семьи Александра Павловича и его супруги Антонины Григорьевны после событий 1917 года. Колесом прошлась революция по судьбе детей – Зинаиды, Тамары, Павла. Владельцы торгового дома добровольно отказались от нажитого имущества, в том числе и от фабрики. Видимо, заручившись обещаниями новой власти, что их не тронут, Гурьевы остались жить в Решетихе. Потерял Гурьев все: дом, ценности. Но не оставили Гурьевы родную Решетиху. Здесь была их родина, возле храма в семейном склепе – прах самых близких родственников.
Их имущество реквизировали, распределили по советским организациям. Вещи Гурьевых получили тогда Растяпинский РКП(б), райсовет, военкомат, ЧК, ревком. Немало добра попало в руки комиссаров. Действовавшие по принципу «кто был ничем, тот станет всем», они не брезговали ничем. Во всяком случае, как свидетельствуют архивные документы, сотрудники органов нового государства получали в личное пользование гурьевские платья, шарфы, пальто, шубы, кальсоны, галоши, матрацы…
В те безбожные годы вандалы перерыли могилы предков Гурьевых. По свидетельству сельчан, внучка Павла Михайловича – Тамара Александровна – собирала их останки и перезахоранивала рядом.
Умер хозяин фабрики в нищете, в чужом убогом жилище в середине 30-х годов. За гробом, сколоченным из нетесаных досок, уныло брела лишь вдова с осиротевшими детьми. Земляки опасались доносов, потому боязливо наблюдали из-за заборов, не рискуя примкнуть к печальной процессии.
Антонина Григорьевна недолго жила после мужа, покинув свет в 37-м году. Ее дочь Тамара какое-то время работала на сетевязальной фабрике, умерла в одиночестве в 80-е годы, так и не выйдя замуж. Сын Александра – Павел Гурьев – тоже прожил одинокую жизнь, обучая детей немецкому языку и музыке в школах. По воспоминаниям старожилов, старшая дочь Гурьевых, Зинаида, еще в 1917 году тайно от родителей вышла замуж за бродягу-матроса и с той поры в родных краях больше не появлялась. Судьба ее, по рассказам земляков, оказалась драматичной. Свой жизненный путь дочь фабриканта закончила в доме-интернате для престарелых и похоронена как безродная.
Гурьевы выжили под давлением страшного жернова революции и последующих лет. Но одному Богу известно, ценой каких душевных и физических мук это стоило членам семьи.
Станислав Шальнов, краевед
(В материале использованы документы из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), а также воспоминания старожилов п. Решетиха. Фотографии из архива автора)
На фото:
Основатели сетевязальной фабрики А.П. Гурьев (справа). А.П. Склянин. 1900 г.
Глава купеческого семейства в Решетихе П.М. Гурьев. 1902 г.
Автограф Гурьева на обратной стороне фото.
Никольский храм в Решетихе. 2010 г.
Вид с Волги на дом Гурьевых в Астрахани. 1886 г.
Дом купцов Гурьевых на берегу реки Осовец в Решетихе. 2010 г.