Дзержинское время

Со дня на день дзержинцы получат счета за коммунальные услуги за июль, в которых к стоимости общедомовых счетчиков тепловой энергии и ГВС добавится плата за ОДН воды. А вот деньги за отопление по вновь установленным счетчикам начисляться не будут. Почему? На эту тему мы размышляли вместе с руководителем дзержинского правозащитного центра Эммой Фельдштейн.
Закон наполовину
Большинство горожан уже получили платежки за установку общедомовых счетчиков тепла и горячей воды. Каждому плательщику оборудование обошлось от 2 до 7 тыс. рублей. Деньги немалые. И хорошо бы, понеся такие расходы, начать экономить на энергосбережении ресурсов. Ведь именно так смысл оприборивания всех МКД в России трактует Закон «Об энергосбережении», принятый 23 ноября 2009 года. В нем говорится, что учет энергопотребления по приборам необходим, чтобы стимулировать экономию энергетических ресурсов. Люди должны поставить счетчики, чтобы беречь энергию и, соответственно, меньше платить за коммуналку. Что же выходит на деле? Коммунальщики из Закона «Об энергосбережении» взяли только ту часть, которая говорит об обязанности жителей заплатить за общедомовые приборы учета. Однако рассчитывать плату по счетчикам, чтобы экономить ресурсы, монополисты не собираются, во всяком случае пока. Речь идет о компании «НКС».
«В эфире ТК «Дзержинск», прошедшем не так давно, представитель компании «НКС» Александр Бобров, сославшись на непонятную мотивацию, сообщил, что расчеты с потребителями за отопление они продолжат вести по нормативу.
Показания счетчиков в течение года учитываться не будут. Что же касается стимулов к энергосбережению, то Бобров пообещал через год произвести перерасчет оплаты за тепло. При этом, по мнению представителя НКС, экономия энергии составит всего около 10%», – говорит Эмма Фельдштейн. Правозащитница с такой позицией категорически не согласна, поскольку она не соответствует требованиям Закона «Об энергосбережении», на который ссылаются в НКС.
Зачем ставить и платить за дорогой прибор, если он будет только место занимать в подвале? Опломбировывать и выставлять счета по его показаниям коммунальщики в ближайший год, повторимся, не планируют. Хотя, по закону, ресурсник вместе с обслуживающей компанией и представителем потребителей должен составить акт приемки ОПУ (Приказ Минрегионразвития № 627), опломбировать его и выставлять счета по его показаниям уже со следующего месяца после установки. В этом случае с мая по октябрь платежи за тепло были бы равны нулю. Дзержинцы же платят за отопление круглый год по нормативу, который, по мнению Эммы Захаровны, завышен как минимум вдвое. То есть даже при отсутствии теплоизоляции труб в подвалах и других энергосберегающих технологий в отопительный период общедомовые приборы покажут, что жители потребляют тепла значительно меньше того количества, за которое расплачиваются. Выходит, что монополист-тепловик пользуется Законом «Об энергосбережении» только в своих интересах. Об этом Эмма Фельдштейн написала и директору Нижегородского филиала ТГК-6 Дмитрию Морозову: «Установка общедомовых счетчиков теплоэнергии без их использования в дальнейшем является имитацией энергосбережения и противоречит ФЗ. Установленный, но не используемый счетчик не стимулирует энергосбережение, а говорит о злоупотреблении НКС своим монопольным положением, направленным против жителей МКД».
Не устает удивляться Эмма Захаровна и тому, что, несмотря на постоянные обращения граждан за помощью в решении жилищно-коммунальных проблем в полицию, прокуратуру, ГЖИ, администрацию, а также публично обсуждаемые доказательства нарушений со стороны большинства дзержинских монополистов, контролирующие органы продолжают бездействовать. Так что проблемы безнаказанного нарушения монополистами закона у нас не решаются.
Накануне выборов губернатора Эмма Фельд-штейн предлагает глав-ному кандидату на место главы региона Валерию Шанцеву обсудить с гражданами волнующие их вопросы установки общедомовых приборов учета и завышенной платы за ОДН. Эта встреча пока не состоялась, но она нужна. Ведь основной орган надзора в сфере ЖКХ – Государственная жилищная инспекция, у которой, согласно ст. 20 Жилищного кодекса, большие полномочия в части надзора за энергосбережением и соблюдением законности, – в Нижегородской области контролируется властями государственного и местного уровня.
«Такое благое дело – накануне выборов принять решение по защите жителей в вопросе установки общедомовых счетчиков и начислении счетов за ОДН там, где монополисты нарушают закон. Это был бы огромный плюс кандидату», – считает руководитель местного правозащитного центра. Счетчик превращается…
В качестве интересного примера того, что нарушения с установкой ОПУ касаются не только дзержинцев и жителей Нижегородской области, но и всех россиян, Эмма Фельдштейн привела историю из Ульяновска. Там общедомовые приборы учета тепла установили и стали выставлять жителям счета по ним, но как-то странно. При хорошей погоде приборы учета, показывающие небольшое теплопотребление, все одновременно вдруг… ломались. Об этом тепловая компания извещала потребителей в одностороннем порядке и выставляла счета по нормативам. С наступлением сильных морозов приборы как по волшебству приходили в рабочее состояние, и плату ульяновцам начисляли уже по ним. Кстати, полицейские в этом городе не стали проходить мимо проблемы и возбудили против местного тепловика уголовное дело. Вдвойне обидно
Поведала Эмма Фельдштейн и еще одну историю. В одном из домов по улице Маяковского, где проживает ее «коллега» – общественный эксперт в сфере ЖКХ, теплотехник Виктор Дьячков, прибор учета тепла тоже установили. Хотя, по расчетам эксперта, их дом потребляет тепловой энергии меньше 0,2 Гкал/час. А, по закону, такие дома оприбориваться тепловыми счетчиками не должны. Виктор Дьячков в связи с этим потребовал у НКС предоставить расчеты теплопотребления своего дома. Ответа общественник пока не дождался.
Кстати, в доме Виктора Дьячкова счета за установку ОПУ тепла выставили даже тем, кто давно перешел на автономное отопление. Чехарда и кавардак
Одной из причин проблем установки ОПУ Эмма Фельдштейн считает многочисленные противоречия в законодательстве. К примеру, Закон «Об энергосбережении» говорит о будто бы возможной установке приборов учета монополистом на общедомовых площадях без согласия собственников, а ст. 36 Жилищного кодекса запрещает самоуправство на этой территории. Включение суммы за ОПУ в общую квитанцию за ЖКУ в то время, как оплата счетчика не относится к коммунальным или жилищным услугам, также является незаконным.
В свою очередь Виктор Дьячков при обращении в НКС приводит разъяснения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 30.04.2014 года № 08-5463/14, из которого следует, что если многоквартирный дом не оформлен в качестве кондоминиума, то все общедомовое имущество продолжает оставаться в собственности государства или муниципального образования. В таком случае можно сделать вывод, что эти органы власти и должны платить за общее имущество, в том числе установку всех ОПУ.
По мнению Эммы Фельдштейн, в вопросах установки счетчиков и начисления платы за ОДН «чудит» не только НКС, но и другие монополисты. Несколько лет назад Эмма Захаровна установила в своей квартире счетчик на газ, заключила договор и соглашение о форме оплаты с Горгазом. Вдруг квитанции перестали приходить. По прошествии не более 2-х месяцев правозащитница отправила в местную газовую службу запрос с требованием разобраться, в чем дело. Вместо ответа она получила большой счет на оплату газа по нормативу за якобы 3-месячную просрочку оплаты по счетчику. Целый год понадобился Эмме Захаровне (грамотному и активному человеку), чтобы после нескольких обращений к руководству Нижегородоблгаза навести порядок в расчетах.
Еще более странно повел себя «Энергосбыт». Руководитель правозащитного центра всего лишь попросила его представителей объяснить происхождение цифр в справочной информации за свет, которые из месяца в месяц «не плясали» в платежках. Вместо ответа всем жителям дома пришли… нулевые квитанции не только за ОДН, но и за все, что «нагорело» в квартирах.
«Полагаю, эта жертва со стороны «Энергосбыта» связана с нежеланием признать истинное положение дел с использованием старых, неудачно установленных общедомовых счетчиков и, вероятно, некачественным программным обеспечением при расчетах ОДН», – написала Эмма Фельдштейн руководителю Нижегородского УФАС Михаилу Теодоровичу.
Мы также ждем ответ на свой запрос из антимонопольной службы по поводу стоимости установки ОПУ теплоэнергии и ГВС в Дзержинске.
После того как специалисты сделают вывод, завышена она или нет, мы продолжим писать на эту тему.

P.S. По мнению Эммы Фельдштейн, коммунальщики из закона «Об энергосбережении» взяли только ту часть, которая говорит об обязанности заплатить за общедомовые приборы учета, которые они поставили принудительно и свою цену возлагают на жителей, хотя там же в п.4 требования адресованы к собственникам зданий! И самое главное, цитируем конец п.1, той же статьи 13 об обеспечении приборами учета: «Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)». Так кто кому должен предъявлять требования? И после этого монополисты отнимают у покорных потребителей, стерпевших установку у них общедомового счетчика, невзирая на противопоказания и на неисполнение требований к акту приемки прибора учета.

И еще полезные сведения. Закон № 261 от 23 ноября 2009г (статья 4 п. 2, задача закона «поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Статья 48. Заключительные положения

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Елена Родионова