История бывшего кинотеатра «Родина» – чрезвычайно наглядный пример общероссийского и дзержинского бытия последних десятков лет. Безденежье и безынициативность местных властей, с одной стороны, и «дырявое» законодательство, которым с выгодой для себя пользуются бизнесмены, с другой, довели до обветшания и сноса тысячи ценных для истории зданий. В одном только Дзержинске таких случаев уже несколько.
 
Красивое и величественное когда-то здание уже пару десятков лет стоит забытое и полуразрушенное в центре города. Пока еще держатся стены и фасад, изъяны которого уже второй раз прикрывают баннерами. А что сейчас внутри бесхозного здания, точно никто не знает.

Владелец есть, но все-равно бесхозная

Кинотеатр «Родина» был построен в 1958 году. А поставлено на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения это величественное здание постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 20.08.1997 г. № 204. Но некогда популярный у горожан кинотеатр закрылся еще в начале 90-х годов и стоял, постепенно ветшая и разрушаясь. У городских властей не было денег на ремонт здания, которое уже тогда требовало серьезного ремонта. Хотя, по данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, техническое состояние объекта было все же удовлетворительным. Перед продажей, как водится, здание исследовали специалисты дзержинского филиала ГУП НО «Нижтехинвентаризация» и сделали вывод, что его физический износ на 26 сентября 2002 года составлял лишь 58%. В таком состоянии в сентябре 2002 года его и приобрел нижегородец Николай Цыпкин.

Новому собственнику досталось не только здание площадью 1945 кв. метров, но и земельный участок под ним площадью
6520 кв. метров. Управление госохраны заключило с ним соглашение, по которому господин Цыпкин принял на себя обязательства по содержанию объекта в надлежащем состоянии и проведению работ по его сохранению.

Нельзя сказать, чтобы хозяин «Родины» совсем ничего не делал. В 2002-2003 годах на здании перекрыли крышу, которая до того зияла огромными дырами. Потом заказал и даже представил на градостроительном совете некий проект реконструкции кинотеатра в торгово-развлекательный центр.

Ваша покорная слуга работала тогда в «Дзержинце» и присутствовала на этом обсуждении. Таких ТРЦ тогда в городе еще не было. Дело было новое, непривычное.

Народ высказал кучу предложений и замечаний. В итоге проект «зарубили» в основном из экологических соображений: собираясь расширять здание, его владелец вырубил бы много и ныне растущих там деревьев. Тогда еще такие резоны в Дзержинске имели вес, не то что нынче.

В общем, проект отправили на доработку, и на этом активность господина Цыпкина и его попытки привести в порядок свою собственность закончились. Крыша «Родины», которая 12 лет назад была новой и целой, успела прохудиться еще раз.

С тех пор госорганы несколько раз проводили инспекцию здания и констатировали: «Текущего ремонта владелец не ведет, надлежащее содержание здания не обеспечивает».

Первая кампания по возвращению «Родины»

В 2012 году тогдашний мэр Виктор Сопин и его первый зам Владимир Колчин начали активную кампанию по возвращению здания «Родины» в муниципальную собственность, взаимодействовали в этом с гоcохраной, намеревались тем или иным способом выкупить здание. Но владелец называл немыслимую сумму – 40 миллионов.

А в августе 2013 года управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области направило иск в Дзержинский городской суд об изъятии у собственника «бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия – «Кинотеатр «Родина». Судопроизводство шло несколько месяцев и чуть ли не при принятии окончательного решения волшебным образом выяснилось, что Николай Аскольдович Цыпкин больше не является собственником означенного объекта. Согласно ранее принятым судебным актам о разделе имущества, он передал «Родину» своей супруге Жанне Владимировне Атамановой. А Жанна Владимировна, во-первых, не знала о том, что «Родина» в беде, во-вторых, еще не оформила юридическое право собственности на объект (не получила известное всем «зеленое свидетельство»).

И это оказалось отличной юридической лазейкой – предъявлять иск было некому: собственник есть, но его как бы и нет.
В итоге зимой 2014 года суд отказал в удовлетворении иска.

И что же дальше?

Так что же будет с «Родиной» дальше? Неужели тупик? А как же Год культуры и повсеместное возрождение памятников архитектуры? Такие вопросы наш корреспондент задал в телефонном разговоре заместителю управления государственной охраны объектов культурного наследия областного правительства Полине Лебедевой.

По словам Полины Алексеевны, сейчас делается все, что возможно в рамках имеющихся у этой структуры полномочий. Госпожа Атаманова, как и ее супруг, прописанные на улице Нижегородской в областном центре, реально там не живет и «принять к ней мер правового воздействия, направленных на понуждение к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия» пока нет возможности. По слухам, они чуть ли не за границей обитают.

Конечно, в случае дальнейшего бездействия управление намерено предъявить иск Атамановой об изъятии объекта культурного наследия. Но это не так просто. Чтобы второй раз подавать в суд, должны пройти несколько административных проверок, которые подтвердят бездействие собственника, должны быть выписаны соответствующие предписания.

Но даже в самом хорошем варианте, рассказала Полина Лебедева, после благоприятного решения суда просто так изъять «Родину» у нерадивого владельца нельзя. Он имеет право на получение компенсации.

И здесь есть два юридически законных пути, по которым могут пойти власти, – сами (только после судебного решения) провести оценку нынешнего состояния здания и затем выплатить чете Цыпкиных соответствующую компенсацию либо после оценки организуется аукцион и компенсация владельцу будет выплачена после продажи здания.

Но в любом случае муниципалитету придется потратиться и приложить немалые усилия для того, чтобы активизировать и подтолкнуть этот процесс. Пока же, по словам уже названной Полины Лебедевой, неопределенная и выжидательная позиция дзержинских властей только смущает. Разводить руками: «Денег в бюджете на проведение аукциона и выкуп нет» в этом случае означает отказ от борьбы за возвращение «Родины». Ни один суд при этом не примет положительное решение. Чтобы изымать объект у собственника, нужно знать, кому он будет передан.

РиЕлторские игры

Кстати, на прошлой неделе СМИ облетела весть, что здание, очень похожее на «Родину», выставлено на торги. Правда, реальность сильно приукрашена: «В хорошем состоянии, не аварийное, все системы целые». В подарок потенциальному покупателю неназванный владелец предлагает уже готовый проект реконструкции под торгово-развлекательный центр (видимо, тот самый, отклоненный 11-12 лет назад). И просит за кинотеатр его продавец 25 миллионов. Еще столько же будет стоить и земельный участок.

Кто здесь больше хитрит – риелторы, когда хотят всучить покупателям за дорого «кота в мешке»? То ли новая владелица забеспокоилась, что и правда могут отобрать добро и торопится продать объект, ее права на который, по информации областных чиновников, даже еще не зарегистрированы? Но, скорее всего, речь действительно идет о «Родине». На последнем «часе прессы» Геннадий Виноградов даже прокомментировал ситуацию, заявив, что дзержинские власти не готовы платить за «Родину» больше 15 миллионов рублей.

Впрочем, ситуация, скорее всего, будет иметь развитие. Но сколько лет при этом еще выдержит «Родина» – один-два или десять?

Елена Бахтина