Дзержинское время

В выходные в нашем городе ударили настоящие зимние морозы. И случилось это как раз накануне премьеры спектакля «Ночь перед Рождеством», которым Дзержинский театр драмы открыл свой 67-й сезон. Как будто сама природа решила помочь труппе, создав у зрителей рождественское настроение. Прямо мистика какая-то…
В Диканьку в гости
Впрочем, и стоит ли удивляться? Ведь выбранная для постановки повесть Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» пропитана волшебством, неповторимым гоголевским мистицизмом – жутким и в то же время притягательным и завораживающим. Думаем, напоминать сюжет повести излишне – историю о том, как кузнец Вакула верхом на черте отправился к императрице за черевичками для своенравной Оксаны, знают все. Начнем с того, что создатели спектакля сразу решили пойти особенным путем – сделать его максимально музыкальным и даже назвали его «мюзиклом». Как рассказал позже главный режиссер театра Андрей Подскребкин, который и осуществлял постановку, почти два года назад руководство театра пришло к выводу, что в репертуаре не хватает музыкального спектакля. Примерно тогда же было найдено музыкальное переложение повести, авторы которого – Евгений Муравьев и композитор Егор Шашин – уже известны дзержинским зрителям по детскому мюзиклу «Кот в сапогах».
«В нашем городе один театр, поэтому нам приходится иногда брать на себя и функции ТЮЗа, и музыкального театра.
Ведь нашим зрителям хочется видеть разные спектакли, и это правильно», – объяснил Андрей Подскребкин. Хотя, на наш взгляд, может быть, и не стоит стараться объять необъятное. Нашему театру и так есть чем гордиться, в его репертуаре много прекрасных комедий, есть классические драмы и интересные современные постановки. А мюзикл – очень непростой, я бы сказала, своенравный жанр, который становится вообще неуправляемым, когда попадает «в руки» труппы драматического, а не музыкального театра.
Возможно, «Ночь перед Рождеством» получилась бы более динамичной и «гладкой», если бы не мешавшие порой «музыкальные паузы». Тем более что в общем-то довольно современная музыка композитора Егора Шашина так и не смогла подавить мощные народные мотивы и колорит пьесы. Поэтому спектакль так и остался на какой-то грани: и не классика, и не модерн.
Огромным испытанием, на наш взгляд, для многих актеров стала необходимость исполнять вокальные партии. Кроме того, что все артисты пели вживую, они должны были и танцевать, при этом еще и не выходить из образа. Нелегко, например, пришлось исполнительнице роли Оксаны Екатерине Максименко. Невозможно забыть ее блестящую актерскую игру в спектакле «Странный отель для нежных сердец», которым дзержинская драма закрывала прошлый театральный сезон.
Но образ той утонченной английской леди, который так удался актрисе в «Странном отеле…», странно и неуместно перекочевал в украинскую дивчину Оксану. В ней не хватило какой-то зажигательности, искры и жизнерадостности.
Возможно, стоило чуть меньше стараться петь и чуть больше играть. В конце концов, никто не требовал от актеров блестящего исполнения вокальных партий, а вот «выпадения» из полотна постановки на время исполнения песен были слишком заметны.
Но, безусловно, перед исполнителями главных ролей Оксаны и Вакулы (Иван Никулин) стояла особенно сложная задача – не потеряться на фоне колоритных Солохи, пана дьяка, черта. Хочется верить, что со временем актеры справятся со своим волнением и еще покажут всем, на что способны. Тем более что в спектакле задействованы два состава актеров. И у зрителей есть возможность увидеть фактически два разных спектакля, с разными по темпераментам и стилю игры Оксанами в исполнении Екатерины Максименко и Марии Шиманской.
Были в спектакле и творческие удачи. Например, от черта в исполнении Артема Баранова (во втором составе его играет Денис Мартынов) невозможно было оторвать глаз. Его героя вроде бы положительным никак не назовешь, и все-таки он получился симпатичным и обаятельным. Порадовала и «старая гвардия» – представители старшего поколения труппы, которые благодаря своему опыту и сыгранности уверенно «вытягивали» многие эпизоды. Настоящим украшением спектакля, как, впрочем, и самой повести, стала сцена у Солохи. Легко управлялась со своей своенравной героиней Татьяна Орлова. Интеллигентным и каким-то уютным получился у Игоря Тарасова пан Чуб. Андрей Крайнюков, исполнявший роль пана дъяка, на мой взгляд, еще раз подтвердил свое звание лучшего комедийного актера труппы.
Хотя ему вполне может составить конкуренцию Юрий Кислинский. Его загадочный, непредсказуемый Пацюк вроде бы ничего на сцене и не делает, просто жует галушки. Но как «вкусно» он это делает, с каким чувством – обзавидуешься.
Приятно было смотреть на танцевальные номера. Видимо, из-за того, что в труппе на сегодняшний день много молодых, задорных, энергичных артистов, которые явно с удовольствием отплясывают на сцене. При этом отдельное спасибо стоит сказать постоянному хореографу театра Евгению Алехину, который не пощадил артистов, – номера ставил сложные, но благодаря этому они были и зрелищными, и зажигательными. Между прочим, чтобы быть в форме и исполнить все задумки своего балетмейстера, актеры театра в процессе подготовки спектакля постоянно совершали спортивные пробежки и много занимались физкультурой. За что честь им и хвала. Итоги и планы
Надо сказать, что начало театрального сезона только для зрителей стало действительно «началом». Для труппы же он стартовал несколько раньше с участия в двух фестивалях. Один из них состоялся в сентябре во Владимире. Это мероприятие получило громкое название «Фестиваля фестивалей», потому что его участниками стали лучшие театры России, а на сцене были представлены постановки, уже получившие различные награды, завоевавшие любовь зрителей и уважение критиков. Со стороны дзержинской труппы это был спектакль «Квадратура круга» в постановке Андрея Подскребкина. По его словам, одно только участие в таком мероприятии – большая удача и гордость для нашего театра.
А вот на следующий смотр – IX Всероссийский театральный фестиваль «Театры малых городов России» в Вышнем Волочке – наши земляки приехали уже как постоянные участники. В этом году они представили зрителям и жюри спектакль «Не верьте шампанскому!», который поставил московский режиссер Андрей Лучин.
И как раз в день открытия сезона, 18 октября, стали известны итоги этого фестиваля: диплом и приз жюри «За глубокое понимание жанровой природы водевиля» присужден артисту театра Вячеславу Рещикову, а приз зрительских симпатий получил Юрий Кислинский.
Казалось бы, сезон открыт, премьерные волнения позади, уже и награды есть. Можно и передохнуть, но у труппы дзержинской драмы непочатый край работы. До Нового года театр представит своим зрителям новый спектакль, посвященный очень актуальной, я бы сказала, наболевшей теме – наркомании в среде подростков и молодежи. И, по словам Андрея Подскребкина, он хочет сделать спектакль таким, чтобы после его просмотра ни у одного мальчишки или девчонки даже мысли не возникло прикоснуться к этому зелью. Кроме того, актеры уже приступили к подготовке новогодней постановки. В этом году они порадуют детвору спектаклем «Волшебник изумрудного города».
Наконец, в этом году в Дзержинске стартует театральный проект «Уездные встречи», который пришел на смену «Гастрольной весне». В рамках «встреч» планируются гастроли нескольких знакомых и незнакомых дзержинскому зрителю театров. Первым еще в сентябре свои спектакли юным гостям показал театр «Дилижанс» из города Тольятти. В декабре к нам приедет театральный коллектив из Вышнего Волочка. А дальше дзержинский театр обещает нам новые встречи и новые знакомства.
ПОЛНЫЙ ФОТООТЧЕТ
Марина Ипатова