Юрий Тузов: Шукшин – мой духовный отец


 
– Юрий Васильевич, давайте сразу расскажем, почему именно в Дзержинске вы решили провести свои творческие встречи. Сейчас уже мало кто помнит, что вы – наш земляк, ведь вы уже много лет живете и работаете в Москве.

– Родился я на Ставрополье, но в четыре года вместе с родителями переехал в Дзержинск, так что, в принципе, считаю себя настоящим дзержинцем. Здесь я вырос, окончил школу, встретил будущую жену Надежду – мы вместе уже почти сорок лет, когда-то сидели за одной партой в школе. В Дзержинске же родились две мои дочери. Вообще, я очень люблю этот город и до сих пор приезжаю сюда как домой.

– Почему именно сейчас и для чего вы решили приехать со своей творческой программой в Дзержинск?

– Во-первых, начался Год литературы. А мне бы очень хотелось, чтобы подрастающее поколение хоть немного «зацепилось» за книжные страницы. С 16 марта я планирую побывать в нескольких дзержинских школах с литературными уроками-моноспектаклями, в частности, обязательно приеду в свою 9-ю школу, с преподавателями которой у меня сохранились очень  теплые отношения и где я уже не раз выступал. Встречусь с воспитанниками детского дома и с солдатами воинской части. А 19 марта, в 17.00, уже взрослых зрителей я приглашаю в театр кукол на свой творческий вечер. Это будет, как я себе представляю, своеобразный творческий отчет перед земляками, я покажу несколько сцен из своих моноспектаклей, а потом, я надеюсь, мы с моими зрителями поговорим, поделимся воспоминаниями.

– Юрий Васильевич, что такое «Просветительский театр одного актера»? Как родилась у вас идея создания такого проекта?

– Как-то так получилось, что я всю жизнь занимаюсь созданием чтецких театрально-литературных программ, много выступаю перед детьми. В репертуаре спектакли по произведениям Зощенко, Чехова, Гоголя, Шолохова, Пушкина, Лермонтова и многих других писателей. Но особенно подробно и с особенной любовью я всегда занимался творчеством Василия Шукшина. Собственно, с него-то все и началось. Со спектаклем по его рассказам «Микроскоп», «Сапожки», «Верую!» я объехал всю страну. Можно сказать, что Шукшин – мой «кормилец» и духовный отец. Между прочим, в декабре прошлого года Союз писателей России вручил мне медаль «Василий Шукшин» за воплощение творчества этого писателя.

– А вы помните, когда состоялось ваше первое знакомство с творчеством Шукшина? И почему оно так повлияло на всю вашу карьеру?

– Я помню такую историю. 2 октября 1974 года, в день смерти Василия Шукшина, я опоздал на первую лекцию в театральном училище. Это был урок литературы.  

Я вбежал в аудиторию, уселся за стол и сразу же мой сосед зашептал мне: «Ты знаешь? Шукшин умер».

Я сделал вид, что очень удивлен, расстроен – мне было стыдно признаться, что я просто-напросто не знаю, кто это такой. Тогда же в училище было решено поставить спектакль по произведениям Шукшина и нам, студентам, велели готовиться – читать его рассказы. И с того момента я сразу влюбился в Шукшина. Поставили спектакль, в котором я исполнял одну роль, а потом брал в руки баян (в детстве я закончил музыкальную школу) и играл специально написанный мной для этой постановки «Шукшинский вальс». Этот вальс остался и в моем нынешнем спектакле.

– Кстати, первыми вашими зрителями и слушателями в Дзержинске станут школьники. Как вам удается найти общий язык с современными подростками, которые, и это, к сожалению, не секрет, очень мало читают?

– Дети сами соглашаются, что с ними очень сложно работать. Я прихожу в школу и знаю, что ребята не читали Шукшина и понятия не имеют о его творчестве. Меня даже иногда встречают криками: «О, Шукшин приехал!». Но при всем этом, когда я начинаю с ними разговаривать, просто, без нравоучений, когда начинаю читать рассказы или петь, я чувствую, что что-то меняется в них, что на самом деле они умеют и чувствовать, и понимать.

Записала Марина Ипатова