Именно так произошло с выпускниками ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова. После окончания театрального вуза почти девять лет назад они не расстались и продолжили совместную работу, поставив собственный спектакль «Шведская спичка». Его-то и принял в свой репертуар Театр наций, а в начале марта его увидели дзержинцы. После спектакля нам удалось поговорить с артистами Еленой Николаевой и Павлом Акимкиным.
– Елена, когда восемь лет назад состоялась премьера спектакля «Шведская спичка», московские критики просто взорвались хвалебными рецензиями и практически все в итоге говорили одно и то же: «только бы ребята со временем не растеряли своего юношеского задора и друг друга». И вот прошло столько лет, вы по-прежнему вместе. Как вам это удалось? И ничего вы за это время не растеряли?
– Нет, совершенно в этом уверена. Мне даже кажется, что за эти годы мы наоборот очень многое приобрели. До сих пор, и это, конечно, заслуга режиссера «Шведской спички» Никиты Гриншпуна, перед каждым спектаклем у нас обязательная репетиция и перед каждым спектаклем мы пытаемся найти что-то новое. И до сих пор он никому не надоел, нет такого ощущения, что ты просто дежурно выходишь на сцену и играешь.
– А как изменилась жизнь и карьера актеров за то время, пока существует этот спектакль? Какие удачи и достижения за это время у вас были?
– Пока существует спектакль, практически все мы стали мамами и папами. И это, я считаю, самое большое достижение и удача. Что касается карьеры, то все получили за это время массу театральных премий, некоторые ребята стали еще и режиссерами. Например, Роман Шаляпин снял художественный фильм по мотивам романа Достоевского «Бесы», который участвовал в конкурсной программе фестиваля «Окно Европы-2014», недавно была его премьера. Павел Акимкин – замечательный музыкант, часто пишет музыку для спектаклей, стал одним из создателей очень интересного проекта Театра наций под названием «FАРС-мажорный концерт для драматических артистов и оркестра» и вообще развивается в этом направлении. Мария Биорк сейчас участвует в телепроекте «Главная сцена». Маша отлично поет, у нее своя музыкальная группа. Наташа Ноздрина начала активно сниматься, не так давно был, например, сериал «Папаши» с ней в главной роли. Евгений Ткачук – ну, он вообще звезда! В прошлом году он снялся в сериале Владимира Хотиненко «Бесы», а также получил специальный приз жюри «За лучшую актерскую работу» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. В общем, все большие молодцы и очень многого добились за последние годы.
– Только о своих достижениях вы как-то скромно промолчали…
– Нет, почему же? Я тоже в последнее время много снимаюсь. В прошлом году вышли фильмы «Манекенщица», «Год в Тоскане», «Алешкина любовь», в позапрошлом – «Острова», было много спектаклей, так что я тоже не обделена вниманием режиссеров.
– Выпускников мастерской Олега Кудряшова часто ласково называют «кудряшами», таким образом как-то выделяя, подчеркивая вашу сплоченность. Как вам кажется, то, что на его курсе встречаются люди, настолько близкие друг другу по духу, – это случайность или этому вас учат?
– Ну, во-первых, к нам иногда присоединяются и актеры, прошедшие другую школу, так что мы не какая-то закрытая группа, не какие-то избранные. Например, Мария Биорк училась не у Кудряшова, но в «Шведской спичке» играет с самого начала, и ее тоже уже вполне можно назвать «кудряшом».
Что же касается нашей сплоченности, то ГИТИС научил нас быть не просто друзьями и коллегами. Мы – семья. Мне кажется, мастер в нас это воспитал и благодаря этому мы держимся вместе и знаем, что если что-то вдруг у кого-то случится, мы все обязательно придем на помощь. При этом мы абсолютно разные, каждый – личность и индивидуальность.
– У меня теперь вопрос к Павлу. Когда Елена заговорила о съемках в кино, вы быстро ответили, что не снимаетесь. Интересно, это ваша принципиальная позиция?
– Вовсе нет, просто так получилось. У меня много работы в театре и в музыкальных программах, так что от недостатка занятости я не страдаю. А по поводу кино – если будут достойные предложения, то почему бы нет?
– Кстати, ваш курс, кроме сплоченности, имеет и еще одну важную особенность. Каждый из вас – практически профессиональный музыкант, вокалист или исполнитель. Так было задумано или получилось случайно?
– Да, действительно, наш мастер Олег Кудряшов набирал специализированный музыкальный курс, готовил именно артистов для музыкальных постановок. Поэтому, как вы, наверное, заметили, в «Шведской спичке» было очень много музыкальных вставок, песен, мы играли на инструментах. Кроме того, как сказала Елена, мы делаем и чисто музыкальные программы, такие как FAРС-мажорный концерт, где исполняем лучшие хиты прошлых лет. В нем участвует практически весь наш курс, в том числе Юлия Пересильд, Артем Тульчинский, в общем, все-все.
– А вы, насколько я заметила, еще и профессионально владеете баяном?
– Да. В детстве я окончил музыкальную школу по классу баяна, потом учился в ГМУ им. Гнесиных по классу «Руководитель народного хора и только потом поступил в ГИТИС. Так что музыкант – моя первая профессия.
– «Шведскую спичку» поставил ваш же однокурсник Никита Гриншпун. Каково было работать под руководством своего ровесника и друга?
– Так же, как с любым зрелым профессиональным режиссером. Никита пришел к нам на третьем курсе, мы проучились вместе два года. И потом, в общем-то, именно он нас всех собрал, и мы сразу стали делать «спичку». Никита очень требовательный, жесткий человек, но ему можно верить, а также обожать и ненавидеть одновременно. Ну кто еще мог целый год репетировать спектакль, не имея помещения, по каким-то квартирам, ничего не обещая актерам, без перспектив? И мы все равно ему верили. Вообще, иногда у меня бывает чувство, что я не уходил из ГИТИСа, и это очень приятно.
– Сегодня днем до спектакля вы с коллегами ездили в дзержинский детский дом, где общались с ребятами. Мне показалось, что вам легко было найти общий язык с детьми. Вы так сразу взяли в свои руки инициативу.
– Правда? Я очень рад, что сложилось такое впечатление, потому что, честно говоря, я очень волновался и переживал. Мы ведь довольно редко ездим в детские дома и не так часто общаемся с детьми, боялись: вдруг им будет скучно или они зажмутся и не пойдут на контакт. Но дзержинские дети настоящие молодцы, очень активные, открытые, контактные. Единственная проблема, мне кажется, была в том, что малышам было трудно выполнять некоторые упражнения. А так все было очень хорошо.
– Спасибо вам за спектакль и за беседу.
Марина Ипатова
На фото: Молодые актеры Театра наций в спектакле «Шведская спичка»