За 60 километров


Организовали проверку и отправились в дорогу: директор по производству ОАО «ДВК» Игорь Капранов, директор по техническому развитию и экологии Сергей Сафонов. Взяли с собой и «проводника» – одного из специалистов РОС. Зачем понадобился человек, указывающий дорогу, стало ясно чуть позднее. Только-только машины съехали с большой дороги, а произошло это сразу за постом ГИБДД на той стороне Оки, как стало понятно, что надо быть экстремалом, чтобы преодолеть этот участок пути, ну и хорошо знать направление, потому что ехать пришлось по самому настоящему бездорожью. Размытые и засохшие глиняные валуны заставили транспорт преодолевать почти вертикальные горки, а также практически  полностью ложиться то на правые, то на левые колеса. Такая дорога и ведет к дюкерам – подводному участку коллектора очищенных стоков. Хорошо хоть ехать не скучно. По пути Игорь Капранов дает информацию об объекте: «Дзержинский водоканал имеет ряд отличительных особенностей. Одна из них – большая протяженность трубопроводов. Во-первых, чистая вода идет в город с Тепловского водозабора, расположенного от Дзержинска в 30 км, во-вторых, стоки с очистных сооружений мы выводим за 60 км  от города. К тому же от РОС тянутся две нитки, то есть общая их протяженность составляет 120 км. Часть трубопроводов  проходит по дну реки, а наземные трубы тянутся по бездорожью – «преодолевают» лес и горы и окончательно завершают свой маршрут на берегу Волги, куда и сбрасываются очищенные канализационные стоки из Дзержинска».

Сотрудники ДВК осматривают состояние наземных труб еженедельно. А вот подводная часть водовода контролируется один раз в год – весной. Делают осмотр по договору с водоканалом специалисты – нижегородская организация, занимающаяся промышленными водолазными работами.
То, что дорога по кочкам привела нас к нужному месту на берегу реки, где как раз и проходит нить трубопровода, стало ясно по большому знаку, обращенному к воде. С берега кораблям указывается, что именно на этом участке по дну проходят коммуникации: на знаке обозначен перечеркнутый красной полосой якорь. Значит, якорь в этом месте бросать категорически запрещено – можно повредить подводный трубопровод.

Трубы – в порядке


Здесь проверяющие пересаживаются на катер и наблюдают, как водолаз спускается на дно, чтобы проверить, в порядке ли там трубы.
«Трубопровод по дну Оки прокладывался более 20 лет назад, но гарантийный срок службы у дюкеров куда больше: это трубы с усиленной защитой от коррозии. На дне они присыпаны грунтом и щебнем, которые создают защиту от повреждений. К тому же и внутренняя, и внешняя среда не агрессивные для этих стальных конструкций – речная вода и хорошо очищенные стоки практически не способны причинить вреда коммуникациям», – рассказывает Игорь Капранов.

А в это время профессиональный водолаз Александр Майоров, облачившийся с помощью целой бригады помощников в костюм, масса которого почти 80 кг, осторожно спускается на дно. Направление движения водолаза на глубине около 10 м выдают только пузыри воздуха, вырывающегося на поверхность. С водолазом на катере есть связь, и всем слышно, как размеренно дышит работающий под водой человек. Вот он сообщает, что добрался до труб и идет вдоль насыпи, под которыми они проходят, тщательно исследуя, нет ли где размывов и утечек.

«За все время работы этого участка трубопровода серьезных ЧП у нас не было. Но важно постоянно контролировать и своевременно устранять неполадки в случае их возникновения. Ведь почему было принято  решение не здесь, недалеко от РОС, сбрасывать стоки, а вести их за много километров от очистных сооружений, тратить большие деньги на монтаж длинного трубопровода, приобретение многочисленного оборудования для его работы? На всей протяженности сети установлены более десяти колодцев и камер для перекрытия и переключения стоков в случае аварий. И все это нужно обслуживать. Но на то были серьезные основания. Дело в том, что из Оки воду берет Нижегородский водоканал, и если у нас случится какой-то выброс опасных примесей, ведь РОС ДВК очищает не только бытовые канализационные потоки, но и промышленные отходы, будет парализовано водоснабжение большой части Нижнего Новгорода. Чтобы этого избежать, был разработан проект по выводу очищенных стоков на много километров в сторону и сбросу их в Волгу», – продолжил комментировать необходимость проверки труб Игорь Капранов.

…Проверив состояние дюкеров, Александр Майоров поднялся на судно. Даже не сняв своего тяжелого облачения, он сообщил, что трубы на дне  хорошо присыпаны защитным слоем грунта, размывов нигде нет, а есть только множество ракушек, облюбовавших этот участок фарватера.

На все руки


Нет, не проверить, точно ли не оголились части дюкеров, отправился на речное дно, как сначала могло показаться, Игорь Капранов. А решил представитель ДВК только лишь примерить на себя тяжелые «доспехи» водолаза. И вот команда катера экипирует как для настоящего спуска под воду второго «водолаза». Сначала одевают непромокаемый брезентовый костюм. Это уже сложно, потому что костюм представляет собой почти негнущийся комбинезон, человек в него «встает», а помощники дружным рывком поднимают костюм вверх, чтобы водолаз оказался в нем  полностью. Потом огромным ключом прикручивают скафандр, обувают огромные свинцовые ботинки, вешают на пояс груз и дополняют «образ» баллонами с кислородом.  

Повторить поступок Игоря Капранова и переодеться настоящим водолазом мы, журналисты, не решились, зато поняли одно: то, что обывателям кажется простой системой канализации, – сложнейшая работа для тех, кто ее поверяет и обслуживает. Работа, сопряженная с серьезными затратами, неудобной дорогой и даже опасным погружением на большую глубину.
            
Елена Миронова