«На нас лежит большая ответственность…»


 
– Вадим Евгеньевич, поздравляем вас с продлением трудового контракта.

– Спасибо.

– А как, раскройте секрет, происходит назначение руководителя такого крупного предприятия, как завод имени Я.М. Свердлова?

– Никакого секрета здесь нет. Минпромторгом был объявлен конкурс на замещение должности генерального директора, и все желающие могли подать на участие в нем свою анкету вместе с описанием программы развития предприятия. Далее собралась конкурсная комиссия, и претендентам на должность сначала нужно было ответить на вопросы, касающиеся юридических и финансовых вопросов жизнедеятельности такого крупного производственного комплекса, как наш. И уже после – на втором этапе – необходимо защитить представленную на конкурс программу развития предприятия.

– И много ли у вас было соперников?

– Желающих занять директорский пост было достаточно. Но решение было принято в мою пользу, так как результаты работы сегодняшней команды управленцев завода слишком очевидны, чтобы кто-то мог противопоставить им что-то действительно стоящее, способное убедить конкурсную комиссию в необходимости смены руководства предприятия.

– Но давайте все-таки начнем наш разговор именно с результатов вашей работы генеральным директором предприятия за прошлые пять лет. Как они дались лично вам?

– Это было очень интересное время в моей жизни. И понимаешь это только тогда, когда видишь результат своего труда. Когда команда пришла на завод, здесь была критическая ситуация, а сегодня она в корне иная. Вместе с тем я получил колоссальный управленческий опыт, так как у нашего завода есть своя специфика.

– Некоторые думают, что завод имени Я.М. Свердлова при любом руководителе будет успешным благодаря статусу казенного предприятия и государственному оборонному заказу.

– А вот это большое заблуждение. На 1 января 2010 года предприятие накопило 1 миллиард 900 миллионов руб-лей долгов, из которых 720 миллионов платежей были просрочены, то есть завод просто не рассчитывался за потребленные электричество, газ, а также не отчислял некоторые налоговые платежи. При этом действительно ежегодно государство давало серьезные субсидии – больше 200 миллионов рублей. И вот именно с погашения этих долгов нам и пришлось начать, разработав программу финансового оздоровления предприятия. Она касалась всех сторон жизни завода, начиная с экономии на канцелярских товарах и заканчивая оптимизацией технологических процессов. За два года команде удалось погасить долги, снизив в два раза уже в 2011 году размер государственных субсидий. А в 2012-м мы обошлись без поддержки государства, получив прибыль. Еще более показателен рост объема производства и налоговых отчислений. С 2010-го по 2014 год они выросли на 50 процентов. Завод имени Свердлова – самый крупный дзержинский налогоплательщик, так, в прошлом году мы перечислили в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды более 1 миллиарда рублей.

И вот здесь вернемся к оборонному заказу. В структуре наших доходов его доля составляет всего 35 процентов. Еще по 30 процентов в общем объеме составляют промышленные взрывчатые вещества и химия, остальное – энергетика и машиностроение. В этой ситуации на оборонный заказ нам ориентироваться нельзя, так как сегодня он есть, а завтра – нет. Именно поэтому нам приходится заниматься развитием всех направлений, а не только одного.

– За счет чего удалось достичь таких результатов?

– Простого ответа на этот вопрос не существует. Наш завод – это живой организм, и процессы в большинстве своем взаимосвязаны. Вот, например, очень важный показатель – выработка на одного работника завода. Она за пять лет возросла на 92 процента, с 857 тысяч рублей на человека до 1 миллиона 646 тысяч. При этом мы ежегодно индексируем и зарплату, ее средний рост за эти годы составил 72 процента. Конечно, нам пришлось провести оптимизацию численности работников, но их количество уменьшилось не в разы, а с 6500 человек до 5100. Да, тяжело было принимать такое решение, но необходимо, так как мы изначально взяли курс на техническое перевооружение существующих производств, что приводит и к уменьшению числа работников.

Только за счет собственных вложений за пять лет мы реализовали девять инвестиционных проектов. Одно из самых важных – производство присадок к дизельному топливу. Сегодня мы единственный их производитель в России и занимаем 70 процентов рынка. Также мы запустили производство формалина и КФК, которое было признано приоритетным в Нижегородской области. Другой очень важный проект – изготовление детонирующих шнуров, которые до прошлого года в Россию и страны ближнего зарубежья ввозились из Германии. И в этом году мы откроем сразу четыре новых для завода производства, в том числе – алкидных лаков для компании «Тиккурилла». Это и есть выполнение поручения президента России Владимира Путина об импортозамещении, которое мы реализуем на практике.

В общей сложности мы вложили в эти проекты около одного миллиарда собственных и заемных средств. Для строительства использовали существующие мощности, что сказалось на стоимости их реализации. Мы добились и того, чтобы все новые производства сегодня были загружены на 100 процентов. На этом сказался тот факт, что больше половины реализованных нами проектов уникальны для России и направлены на решение задач развития реального сектора экономики и обороноспособности страны.

– Но помощь со стороны государства была оказана?

– Начиная с 2010 года, за счет федерального бюджета были полностью реконструированы четыре действующих производства. На это было потрачено больше 3 миллиардов рублей, так как износ оборудования в некоторых цехах достигал 70 процентов. А потери пара высокого давления при транспортировке – 40 процентов. Фактически, когда пришла наша команда, завод топил улицу, так как доля энергозатрат в себестоимости конечной продукции достигала 30 процентов. Пришлось заменить все трубопроводы. Также мы провели децентрализацию производства азота и сжатого воздуха. Закрыли старые огромные установки и построили новые, небольшие, но только там, где это необходимо. И себестоимость производства азота у нас тут же понизилась в шесть раз.

Но самое главное, мы построили с нуля новейшее кислотное производство, которое откроется в декабре этого года и станет самым современным объектом подобного типа в России. Для нас это важно, так как кислота используется во всех основных производственных процессах предприятия. И запуск экономичного и компактного кислотного цеха позволит нам снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Кроме того, за пять лет государство выделило почти 450 миллионов рублей на научно-исследовательскую деятельность, в рамках которой было реализовано 10 опытно-конструкторских работ. Все они легли в основу строительства крупнотоннажных производств. И это тоже наш повод для гордости, так как есть много примеров тому, как научные разработки ложатся на полку мертвым грузом.

– Но на этом, я уверен, вы не остановитесь. Какие проекты вы представили конкурсной комиссии в качестве видения будущего развития предприятия?

– До 2019 года за счет собственных и заемных средств мы планируем реализовать сразу несколько крупных проектов на общую сумму больше 6 миллиардов рублей. Главным из них станет строительство новейшего производства аммиака, крепкой азотной кислоты и аммиачной селитры. К этому проекту мы шли давно, и я уже провел переговоры о финансировании с банками. Его реализация позволит решить сразу несколько стратегических задач. Во-первых, самостоятельно обеспечить завод одним из основных видов сырья – азотной кислотой. И, во-вторых, на территории Нижегородской области мы станем первым производителем минеральных удобрений. Кроме того, мы сможем обеспечивать сырьем и ряд российских пороховых заводов. Губернатор области Валерий Шанцев уже одобрил и поддержал наши планы. Также за счет собственных и заемных средств мы собираемся реализовать другие проекты: производство этилового спирта, теплоизоляционных материалов, фенолоформальдегидных смол и другие.
Что касается средств, которые собирается инвестировать в завод государство, то за счет федерального бюджета мы планируем реализовать крупный проект по строительству инновационного производства сырьевых компонентов для получения арамидного волокна. Это совершенно новое для нас направление, которое чрезвычайно востребовано сегодня в России и мире. Кроме того, должны быть реконструированы еще восемь действующих производственных цепочек. В общей сложности на эти проекты государство до 2019 года планирует выделить больше 19 миллиардов рублей.

– Но как же кризис, санкции, они вашего предприятия не коснулись?

 – Мы, конечно, почувствовали их на себе. Год назад мы планировали, что сумма годовой выручки предприятия в 2015 году достигнет лишь 9 миллиардов рублей. Но этот прогноз делался в условиях, когда наш экспорт прекратился совсем. Сейчас уже можно сказать, что это был пессимистичный сценарий, и мы уже выходим на объем годовой выручки в 10 миллиардов рублей. А также начали заключать новые контракты с зарубежными партнерами. Поэтому поводов для пессимизма я не вижу – завод имени Свердлова сделает все возможное, чтобы Россия могла обеспечивать себя самостоятельно сырьем и продукцией, которую мы еще несколько лет назад покупали за рубежом. Это одна из наших основных задач наряду с укреплением обороноспособности страны.

– За минувшие пять лет команда управленцев завода имени Я.М. Свердлова приобрела и большой политический опыт. Сегодня сразу шесть депутатов представляют интересы предприятия в Городской думе, а вы – депутат Законодательного собрания Нижегородской области. Как это помогает в работе?

– Политический ресурс команды завода имени Свердлова направлен не на бессмысленные политические интриги, а исключительно на соблюдение интересов Дзержинска и людей, которые трудятся на нашем предприятии. Как депутат Законодательного собрания области я могу защищать интересы города на уровне области, обсуждать проблемы с губернатором. А мои коллеги эффективно работают в Городской думе. Я благодарен губернатору Валерию Шанцеву, который нас поддержал, поверил в команду завода имени Свердлова. Могу смело сказать, что мы не подвели и в будущем будем работать также эффективно.

Завод – градообразующее предприятие Дзержинска, более 40 тысяч жителей города связаны с ним, потому на депутатах-заводчанах и на мне лично лежит большая ответственность за то, как живут горожане, наши сотрудники, их семьи, ветераны и пенсионеры. Нам приходится ежедневно решать самые разные проблемы, с которыми приходят люди. Это важная часть нашей работы на благо города и завода. И горожане видят ее положительные результаты. Они благодарны за оказанную помощь. Уже сейчас они обращаются к нам со своими наказами. Команда завода имени Свердлова понимает, что предприятие со столетней историей должно продолжать свои славные традиции, именно этим принципом мы и руководствуемся в своей работе.

– Уже в следующем году завод имени Свердлова отметит 100-летний юбилей. Какие мероприятия будут приурочены к этому событию?

– Думаю, мы отметим это событие широко. Главным образом трудовыми успехами – открытием новых производств и стартом инновационных проектов. Безусловно, мы отметим его в кругу ветеранов и действующих работников завода, но праздником мы поделимся и со всеми горожанами, но пока говорить о конкретных мероприятиях я не буду, пусть это будет для города сюрпризом.

– А под конец нашей беседы вопрос о личном. Вы уже привыкли к жизни в нашем городе, не тянет на малую родину?

– Дело в том, что моя Родина – это вся Россия, так как в свое время я объехал ее с родителями практически всю из-за специфики их работы. А вот из Дзержинска уезжать меня не тянет. Я искренне полюбил Оку и Волгу, необыкновенную здешнюю природу и людей, которые меня окружают. Так что я намерен связать свою жизнь с этими местами, здесь уже учатся мои дети. Старший сын, например, поступил в балахнинский кадетский корпус. Возможно, станет военным, но если нет,  то настоящим мужчиной – точно.

Беседовал Александр Михайлов