Сегодня на карте городского округа можно выделить два наиболее проблемных участка – заводы «Дзержинское оргстекло» (ОАО «ДОС») и «Корунд». Первый находится в процедуре банкротства – там простаивают производственные мощности, а часть коллектива вынуждена находиться в отпусках. Второму банкротство только угрожает. За последние несколько лет «Корунд» пережил целую череду арбитражных процессов, которые, впрочем, заканчивались благополучно для завода – мировым соглашением с кредиторами. Может, и на этот раз пронесет?

Выяснить, правда, каковы соображения по этому поводу непосредственно руководителей предприятий – дело весьма непростое. Менеджеры неохотно идут на контакты со СМИ, а уж до собственников и вовсе не добраться. Оно и понятно, одно дело гордиться достижениями и совсем другое – отвечать на неудобные вопросы. Поэтому приходится прибегать к помощи экспертов. О том, по какому сценарию будут развиваться события на двух крупнейших предприятиях города, мы побеседовали с председателем нижегородской областной организации «Росхимпрофсоюза» Юрием Деминым.

– Юрий Сергеевич, что вам известно о процессах, которые в последний год идут на ОАО «ДОС»? Насколько сильно кризис на предприятии связан с сегодняшней экономической ситуацией в стране?

– Взаимосвязь более чем очевидна. Однако должен заметить, что сегодняшнее бедственное положение уходит своими корнями в тот период, когда завод отказался от собственного сырья в пользу импортного.

Начиная с осени прошлого года одни производственные линии предприятия находятся в простое, другие загружены частично. Речь об основных подразделениях, выпускающих профильную продукцию – органическое стекло. В их числе непосредственно ОАО «ДОС» с цехом № 2, а также два других цеха, выделенные в обособленные закрытые акционерные общества – «Экструдер» и «Мега БОС». После прошлогоднего падения рубля по отношению к мировым валютам все три производственные линии столкнулись с проблемами в поставках сырья.

С прошлой осени предприятия были вынуждены периодически останавливать технологическую линию, сокращать штаты, а часть работников отправлять «в простой». Общая численность трудового коллектива предприятия, включая вспомогательные службы, составляет сегодня около 650 человек.

– Честно признаться, стало откровением, что ДОС – предприятие, которое считалось уникальным благодаря наличию собственной  сырьевой базы, в какой-то миг переориентировалось на давальческое сырье…

– Сегодня, увы, остается констатировать, что некогда целостный комплекс по производству органического стекла в Советском Союзе и современной России разрушен. В результате череды управленческих ошибок остановлено производство фенол-ацетона, синильной кислоты, метилметакрилата (ММА), которые все вместе и сформировали сырьевую цепочку производства оргстекла, в том числе стратегически важного для страны – авиационного. В результате ДОС переориентировалось на импортное сырье.

– Видимо, зарубежный метилмет-акрилат оказался дешевле собственного…

– Парадоксально, конечно, но такое бывает. К слову, в свое время «Корунд» в выпуске пластиковых труб также решил переключиться на импортное сырье. При этом крупнотоннажный ПВХ-комплекс в буквальном смысле находился у него за забором, на территории «Капролактама». Два завода не могли договориться между собой о стоимости поставок ПВХ. В ситуациях, когда разрываются сложившиеся за десятилетия технологические цепочки, победителей и побежденных, как правило, не бывает. Ущерб в той или иной степени получают обе стороны. Между тем «Корунд» и «Капролактам» могли прийти к общему знаменателю в отпускной цене готовых изделий, то есть тех самых пластиковых труб.

– Есть ли у ДОС шансы возродить собственную сырьевую базу? И возможно ли технически перезапустить остановленные производства, памятуя о предупреждениях представителей МЧС о том, что консервация приводит к необратимым процессам?

– Производство синильной кислоты хоть и считается технологически сложным и опасным, но особых трудностей, чтобы запустить его вновь, возникнуть не должно. А вот остановка производства ММА действительно может привести к необратимым процессам. Когда комплекс «становится на покой», усиливаются коррозионные процессы. Поэтому, чтобы запустить цех ММА, даже после непродолжительного перерыва, потребуются серьезные капвложения на обновление оборудования. Но в любом случае, я твердо убежден – ДОС жизненно необходимо возродить собственную сырьевую базу, чтобы твердо стоять на ногах и не зависеть от внешних факторов.

– Вот вы агитируете собственников на серьезные вложения, а они, может быть, и не видят в этом целесообразности из-за общего снижения спроса на блочное оргстекло в стране и мире?

– Прошу не забывать, что наша страна делает ставку на развитие военно-промышленного комплекса. Государственные инвестиции в оборонку должны подтянуть за собой все предприятия, которые так или иначе ориентированы на ВПК.

– Иными словами, само государство должно быть заинтересовано в поддержке таких производств, как в Дзержинске. Тогда, может быть, каким-то образом постараться обратить внимание чиновников на проблемы стратегически важных объектов? Тут мяч на стороне профсоюзов. Может, вы считаете неуместным вмешательство власти в рыночные отношения?

– Почему же, вполне уместно. Пресловутое «рынок все сам отрегулирует» сегодня, увы, не работает. Скольких уникальных предприятий, да что там – целых отраслей промышленности лишилась в свое время страна с переходом на новую модель экономики. Если мы в конечном итоге пытаемся сохранить целостность государства, то далеко не все стоит отдавать на откуп рынку. Тем более органам власти нужно вмешиваться в ситуации, которые грозят ликвидацией предприятий, обеспечивающих обороноспособность страны.

Профсоюзная организация, в свою очередь, держит ситуацию под контролем. Так, в 2013 году менеджмент предприятия запланировал закрытие целого ряда цехов. Угроза сокращения висела над сотнями работников. Менеджмент готов был не считаться с людскими потерями, мотивируя свое решение снижением рыночного спроса на оргстекло. При поддержке коллег из профсоюзной организации авиационной промышленности мы провели собственный маркетинг и пришли к выводу, что спрос на продукцию, оказывается, весьма неплохой. Тогда в качестве превентивных мер по сохранению производственного комплекса от имени профсоюзной организации мы подготовили письмо на имя вице-премьера федерального правительства Дмитрия Рогозина, который на то время также возглавлял военно-промышленную комиссию. Руководители ОАО «ДОС», которых мы предупредили о своих намерениях, пошли на попятную в планах относительно судьбы «стекольных цехов». Впоследствии менеджеры провели реорганизацию предприятия, в результате чего производственные цеховые комплексы преобразовались в отдельные предприятия ЗАО «Экструдер» и ЗАО «Мега БОС» и продолжали работу.

– Хочется верить, что планы по развитию ВПК уже в ближайшем будущем принесут какие-то дивиденды и ДОС. Однако хотелось бы знать, какова текущая ситуация на рынке. Может быть, предприятие не выходит на полный производственный цикл, реально оценивая масштабы текущего спроса?

– Допускаю, что тех объемов оргстекла, которое производится на внутреннем рынке, пока вполне достаточно для боевой и гражданской авиации. Органическое стекло также производит дзержинский ФГУП «НИИ Полимеров». Мощности института несопоставимы с ДОС, но потребности внутреннего рынка сегодня они, может быть, и обеспечивают. Вместе с тем это не означает, что нужно хоронить ДОС. В свете развития ВПК – это преступление.

– Между тем на самом ДОС, кажется, уже готовы к панихиде. Некоторые работники, с которыми нам удалось переговорить, почему-то называют будущий сентябрь последним пунктом в истории предприятия.

– Тревожные настроения коллектива вполне понятны, потому что грядущей осенью на ОАО «ДОС» истекает срок наблюдения – первого этапа процедуры арбитражного управления. Банкротство, как сформулировано в федеральном законе, – это по сути финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта, назначенное судом по ходатайству кредиторов. Однако все мы знаем, что это самое оздоровление может быть реализовано и через процедуру конкурсного производства, которая предполагает остановку мощностей, сокращение персонала и реализацию через торги имущественного комплекса. После такого сценария предприятия, как правило, не восстанавливают свой первоначальный профиль. Как будет в случае с «Дзержинским оргстеклом», безусловно, покажет время. Решение о том, по какому пути пойдет ДОС, скатится ли в конкурсное производство или перейдет на стадию внешнего управления, будет приниматься будущей осенью по завершении процедуры наблюдения. Дело, кстати, может закончиться и мировым соглашением с кредиторами, как это нередко бывало со старшим братом – заводом «Корунд».

– А вам в какой сценарий развития событий верится больше?

– Надеюсь, что правительство все-таки не даст погибнуть уникальному для страны предприятию. Для ОАО «ДОС» крайне важно как-то пережить экономические трудности, чтобы удержать специалистов с накопленной профессиональной компетенцией, а также сохранить целостность технологического комплекса. Правда, пока не знаю, какие для этого могут сработать механизмы.

– Некоторые руководители дзержинской администрации не видят ничего фатального в ликвидации производства оргстекла на ДОС и связывают будущее химического гиганта с превращением его в индустриальный парк. По типу ОАО «ИП «Ока-Полимер», который занимает площади бывшего завода «Капролактам». Приемлем ли, по-вашему, для ДОС такой сценарий?

– Любой индустриальный парк должен заполняться инвесторами, отечественными или зарубежными. В части привлечения зарубежных партнеров условия, как вы понимаете, сейчас существенно поменялись. Да и если бы не было нынешнего политического противостояния на международном уровне, то вы сами догадываетесь, какие препятствия возникают для прихода зарубежных компаний в Дзержинск. Речь, прежде всего, об экологическом факторе. Известно, что у иностранцев жесткие требования к площадкам. Места для размещения производств должны быть безупречными относительно состояния почвенного покрова. А дзержинские промышленные земли, в частности ОАО «ДОС», мягко говоря, подметать надо. Развитие ДОС в качестве полноценного индустриального парка будет стоить огромных вложений на рекультивацию территории. Учитывая снижение инвестиционной активности в России, затраты могут быть не оправданы. Самый оптимальный вариант для ДОС – возрождение ключевых производств. Индустриальных парков в Дзержинске и без того хватает. И, судя по динамике наполняемости, с избытком.

– Юрий Сергеевич, судя по сводкам с экономического фронта, нельзя назвать утешительной и ситуацию на заводе «Корунд». Так, совсем недавно возобновились попытки обанкротить ООО «Корунд» – компанию, управляющую всеми производственными объединениями на территории «Корунда» и ОАО «ДОС». На этот раз инициатива о введении банкротства последовала со стороны китайской корпорации – поставщиков сырья. Казалось бы, совсем недавно корундовцы запустили современный цианидный комплекс, который должен был обеспечить оборотными средствами структуру всей матрицы чернореченского химгиганта. По каким причинам цианидный комплекс, самый крупный в России, с 2013 года и до сих пор не может достигнуть желаемых результатов?

– Технология производства цианистых солей передовая, но не отработанная. Ученые, эксперты еще на этапе выбора технологии высказывали свои опасения относительно перспектив производства цианидов в Дзержинске. Взятые на вооружение «Корундом» наработки к тому времени уже имели негативный практический опыт. 
               
И вот теперь «Корунд» пожинает плоды того неоднозначного решения. Очевидно, что на предприятии до сих пор происходит отладка технологических процессов, по причине чего завод не может полностью загрузить производство и обеспечить должное качество выпускаемого сырья. По этим же причинам буксует и запуск второй очереди проекта, которая, по последним данным, намечалась на 2014 год. Хотя по уму любой производственный комплекс должен быть сдан «под ключ» и тут же начать реализацию продукции, чего на «Корунде» по каким-то причинам в полной мере так и не произошло. Самое печальное в этой ситуации, что дзержинцы могут потерять некогда завоеванные рынки. Усиление сотрудничества России с Китаем явно сыграет не на руку дзержинскому предприятию.

Вадим Щуренков