«В работе с детьми надо забыть о формализме…»


 
– Елена Валерьевна, как вы пришли в библиотеку?

– В Пушкинской библиотеке я работаю с декабря 2011 года. До этого работала в других – имени Дзержинского, Гагарина. Вообще, никогда не думала, что стану библиотекарем. Всю жизнь – в спорте. Ребенком занималась в детско-юношеской спортивно-технической школе по радиоспорту. Повзрослев, занялась здесь тренерской работой. Но пришли 90-е годы, и школы не стало. Пришлось искать новое место работы…

– Маленькие читатели тогда и теперь отличаются друг от друга?

– Как сейчас, так и тогда, дети читают, вернее, слушают одинаково. По многу раз одну и ту же книжку, то, что особенно полюбилось. И, как правило, это стихи.

Меня, например, всегда очень интересовало, как до ребенка в игровой форме донести какие-то научные знания. Сынок у меня был не детсадовский, поэтому надо было дома освоить с ним дошкольную программу. Тут мне помог опыт преподавания в радиошколе. Это ведь очень скучно для ребенка. И перед нами, тренерами школы, всегда стояла проблема, как развлечь детей, которые пришли, чтобы они потом остались. Их нужно было заинтересовать. Поэтому чего только в нашей технической школе не было – и театр, и игры в футбол… Приходилось, что называется, «подскакивать на одной ножке». И вот этот опыт я и перенесла сначала на собственного ребенка, а потом он пригодился, когда я стала работать в библиотеке.

– Как вы выбираете книги для своих читателей?

– Как для себя. Ведь, прежде всего, взрослому должно быть интересно читать самому и читать с ребенком. Мне, например, всегда интересно почитать что-то новое, пусть даже детское. Что-то нравится иллюстративно, в каких-то книгах привлекает содержание. Одно время, когда сын был маленьким, меня преследовала ну просто тупая мысль – никакой советской детской классики! Барто? Чуковский? Михалков? Да вы что? Никогда! А потом я сказала себе: «Лена, ты не права». И мы с сыном начали изучать советскую детскую классику именно со стихов. Запоем читали Чуковского. Была еще такая писательница Гайда Лагздынь. Потом нам с сыном попалась книжечка Светланы Пшеничных «Кто построил круглый дом»…
А у ребенка, особенно у дошкольника, память обычно ну просто феноменальная, и упускать этот момент нельзя – надо ему читать, читать, читать… Наизусть, по книжке, все равно. Главное, не упустить момента.

– Получается, до детской литературы, как бы странно это ни звучало, надо еще дорасти?

– Наверное, да. Со мной это произошло, когда у меня появился сын. В детстве сама я никогда не была великим читателем. Единственной книгой, которая меня «зацепила», а я тогда уже училась в 8-м классе, была книга Святослава Сахарнова «Водные приключения». Рисунки там были не очень красивые, но я уже тогда поняла, что автор настолько любит свою профессию и так здорово сумел рассказать мне про все это подводное! Я прочитала, закрыла книгу.

А потом снова открыла на первой странице, и опять понеслось. Ни одно произведение из школьной программы до этого не произвело на меня такого впечатления. А вот после Сахарнова я стала любить читать…

– Выходит, родителям, которые заставляют ребенка читать, надо просто подождать, пока он сам найдет любимую книгу…

– Заставлять читать не надо. Чтобы ребенок читал и боялся, что если он не сделает этого, его накажут? Зачем? Проблема большинства современных родителей в том, что они сами пассивны, они перестали читать своим детям. Говорят, нет времени. А ребенка нужно приучать к печатному слову, он должен к нему привыкнуть. Увлечь можно только личным примером… Это касается и чтения, и спорта…

Беда в том, что сейчас очень много альтернатив чтению: компьютер, телевизор. Без них сегодня никуда, и я не призываю от них отказаться. Но родители порой злоупотребляют ими. А потом ребенка приводят в библиотеку, если приводят, конечно, и он начинает искать здесь в первую очередь то, к чему привык. Журналы «Скубиду», «Винкс», «Дисней» – вот они на виду.

И ребенок тянет руки к ним. А родители ему: «Не надо, не бери!». А что еще брать, если он ни с чем другим незнаком? Надо предложить ему что-то другое. Надо познакомить его со старыми книжками, которые оформлены, конечно, не так ярко, как комиксы и журналы, но общение с ними гораздо приятнее. Если библиотеки не предложат ему альтернативы, ребенка как читателя мы потеряем…

– А чем могут увлечь маленького читателя библиотеки сегодня?

– Очень важно, чтобы знакомство ребенка с печатным словом произошло как можно раньше. И начинать его нужно с хорошей проверенной литературы. Причем чем раньше это произойдет, тем лучше. Пусть будет Барто, Пшеничная с «Круглым домом», пусть будут другие писатели типа Лунина, у которого тоже масса интересных стихов, Ладонщиков тоже хорош… В нашем фонде много стареньких детских книг, которые, несмотря на свой возраст, хорошо сохранились. Бояться их не надо. А многим читателям, школьникам в основном, хочется чего-то современного. И некоторые новые книги, если это переиздание, действительно достойны внимания читателей, а некоторыми, уж извините, только печку топить…

– Но как-то же эти книги попадают на стеллажи? Кто решает, что читать детям?

– В нашем фонде сегодня – 20 тысяч книг. Он, конечно, комплектовался не одним днем. Когда-то формированием фонда занимались библиотекари, потом государство подключилось… И у всех свой подход, свое видение того, что читать детям. Зачастую книги покупаются вслепую – раз новая, надо брать. Хотя никто даже не знает, о чем она. Но дети очень любят новые книжки и часто сами просят: «Дайте мне новую». А новую дать я могу не всегда. Ну, ооочень плохое сейчас комплектование, книг нам покупают очень мало.

– И чтобы привлечь внимание читателей, все равно приходится, как вы говорите, «подпрыгивать на одной ножке»?

– Приходится. Главное, не переразвлечь ребенка чтением. Сколько бы лет читателю ни было. Надо дать ему понять, что чтение – это не только комиксы, журналы, не только развлечение. И не только образовательную функцию должна нести книга. Ведь русский человек, как сказал Достоевский, должен пожалеть… Так что чтение – это еще и сострадание. Хотя школьники в большинстве своем «запрограммированы» развлечься. Они приходят и говорят: «Катя Матюшкина» есть?». «Есть». А когда «Катя Матюшкина» кончается, они не знают, что еще взять. Стараемся их как-то переключать. К нам, например, ходят отчаянные любители «Гарри Поттера». Они прочитывают всю серию книг и начинают ее заново… И вот пришла к нам одна из таких девочек и растерялась: «Что же еще взять?». Я ей: «Посмотри, у нас какая выставка открылась…». А она мне: «Ага. Гарри Поттера-то дайте!». «На, бери, конечно. А вот в конкурсах не хочешь поучаствовать?»…

– Выставка «Каникулы с Финесом и Фербом», видимо, как раз на такой случай. Ваша задумка?

– Да. Это называется «воспользоваться разрекламированным брендом». Что я и сделала. Среди школьников этот мультфильм очень популярен. А вот на полках – не самые популярные книги. К сожалению, незаслуженно забытые. Но ооочень интересные.

А еще научно-познавательные книжки, которые одному ребенку одолеть будет сложно, а родители не очень-то хотят помогать… Взяв книжку с этой выставки, можно не только получить удовольствие от ее чтения, но и потом еще поучаствовать в конкурсе, получить призы. Одной любительнице Гарри Поттера я предложила «Тяпу» Риталия Заславского, а к книге – викторину. Девочка взяла, а через два дня пришла и говорит: «Не могу читать, Тяпу жалко». «Это не спортивно, бросать Тяпу на середине!» – говорю я ей. Дочитывали прямо в библиотеке вместе. И на вопросы отвечали тоже вместе. После этого мне не пришлось даже уговаривать девочку взять другую книжку с этой же выставки… Надеюсь, на этом ее знакомство с добротной литературой не закончится.

В этом году мы предложили нашим читателям поиграть в «Книжные жмурки». Смысл игры в том, что ребенок берет упакованную книгу, не знает, что там. И за свою храбрость ребенок тут же получает приз. А потом, когда возвращает книгу, мы обязательно задаем ему вопросы по содержанию.
И если читатель отвечает, получает уже большой подарок…

– Елена Валерьевна, оказывается, работа библиотекаря не такая уж скучная, а совсем наоборот – сплошное творчество, креатив.

– Если работаешь с детьми, надо, прежде всего, забыть о формализме. Мне нравится то, чем я занимаюсь сегодня. Но тревожит, что ни воспитатели, ни школьные педагоги не приходят к нам и не спрашивают: «А что у вас есть нового? По такой теме, по такой…». Или, скажем, задают Пришвина. Какой-то определенный рассказ. А вы не ограничивайте выбор ребенка. Пусть он сам выберет, что ему понравится. Я вообще люблю выдавать по несколько книг сразу: выбирайте! Это же так интересно!

– Библиотеки, и ваша, в частности, насколько мне известно, сами сегодня идут в школы и детсады…

– Мы тесно сотрудничаем с образовательными учреждениями. И радует, что результат от сотрудничества есть. С каждым годом в читальный зал из продленки приходят все больше и больше ребят. И это, без ложной скромности, наша заслуга. Значит, как библиотека мы конкурентоспособны. И каждый год добавляется какая-нибудь школа или один-два класса точно. Среди наших постоянных читателей: школы № 2, 39, 40. Очень радует, когда начинают приходить из школьных лагерей. В этом году добавился лагерь школы № 7. Представляете, как далеко она от нас! Пришли 12-я школа, 71-я…

Повторюсь, наша главная цель – заинтересовать детей. Поэтому, скажем, к юбилею Победы Центральная детская библиотека разработала программу единого дня чтения, в рамках которой мы «прошлись» по детским садам и школам с военными произведениями. Я выбрала «Куклу» Черкашина. С ней и работали. Вместе с ребятами обсуждали, делились впечатлениями. Причем для школьников и детсадовцев подготовили разные вопросы – одним посложнее, другим – чуть проще. В итоге «Куклу» освоили с ребятами из 23-го, 36-го и 87-го детских садов. Им было трудно, это было видно. Современные дети не привыкли слушать тяжелые вещи. Но чем сложнее, тем интереснее, правда? А мы старались, чтобы было интересно.

Беседовала Елена Богомазова