Можем погибнуть!
В конце прошлой недели жители домов № 39, 39 Б, 41 А по пр. Циолковского собрались в своем дворе вместе. Их сплотила общая беда. Точнее, беды пока никакой нет, есть только опасность. Опасность, что все они могут в одночасье погибнуть под руинами собственных домов.
Людям стало известно, что посередине их, прямо скажем, не самого просторного двора вскоре появится еще один девятиэтажный многоподъездный дом. Его проект от апреля 2014 года есть на руках у собственников квартир.
А 10 июля проект появился и в Интернете. Правда, здесь будущий дом выглядит иначе: он пятиэтажный и представляет собой не букву «г», как на бумаге, а ровный треугольник. Но сути это не меняет.
Конечно, стройка сулит жильцам сплошной дискомфорт: деревья и кустарники, которых сейчас во дворе в изобилии, пойдут под топор, пострадает детская площадка, исчезнут турники. Мусорная площадка с удобного для всех места уже перекочевала практически под окна дома № 41 А по
пр. Циолковского. Забор, который, судя по проекту, появится накануне стройки во дворе, встанет почти впритык к дому № 39, значительно ограничит дворовую территорию домов № 39 А и 39 Б. «Нам здесь даже дышать будет нечем», – говорят их жители. А еще новый высотный дом отрежет нижние этажи своих каменных соседей от солнечного света. Коммуникации района тоже не рассчитаны на дополнительные мощности, которые потребует лишняя высотка. Да и вообще старожилам здешних мест просто обидно за такое поведение властей: «Мы здесь живем с детства, своими руками сажали деревья во дворе, благоустраивали территорию. Почему нас даже никто не спросил, хотим ли мы, чтобы все это пошло под снос?!».
Такие доводы, пожалуй, могли бы привести все дзержинцы, узнав, что им придется потесниться и уступить территорию, где они гуляют, еще одному дому и вместо зелени видеть за окном серую бетонную коробку. Но у жителей трех домов с пр. Циолковского есть еще один, более весомый аргумент, чем просто неудобства и обиды. Дело в том, что все три дома из-за повышенного карстообразования на этом участке, как считают жители, уже находятся в предаварийном состоянии. По всей высоте несущих стен домов № 39 и 39 Б идут трещины.
В еще большей опасности находятся жители дома
№ 41 А. Здесь плиты четырех нижних этажей, как раз со стороны будущей стройки, деформированы и заметно отошли от дома. Их пробовали укрепить – по углу идут железные балки. Но всем понятно: при начавшейся раскопке грунта тяжелой техникой, вбивании свай для фундамента нового дома пойдет такая вибрация, что соседние дома могут просто рухнуть. Как, к примеру, недавно здесь провалился мусорный самосвал – ушел под землю всеми четырьмя колесами. Карст – он и есть карст.
…Спальня маленького Данилки – со стороны того самого аварийного угла. Чтобы стена его комнаты совсем не отошла от дома, специалисты одной из строительных фирм, приглашенных сюда по сигналу жителей, вбили в углы квартиры железные прутья. Однако если дом начнет трясти, крепления могут не выдержать, и семья Данилки пострадает одной из первых.
Плотность – не помеха
Оказывается, вся эта история началась еще год назад. Тогда жительница одного из домов случайно увидела, как в нескольких местах двора бурят землю и берут пробы грунта. Выполнявшие эти работы люди и сказали женщине, что здесь после необходимых исследований планируется построить жилой дом. Эта новость уже тогда вызвала тревогу: жители двора пошли на прием к главе города и своему депутату в одном лице Валерию Чумазину, написали письма губернатору области и в местную прокуратуру. Основной смысл этих посланий один – мол, опасаемся быть погребенными: дома и так на ладан дышат.
Валерий Чумазин запросил информацию в администрации города, и, по словам жителей, именно благодаря ему дом № 41А по пр. Циолковского немного скрепили. Тем не менее то, что строение рушится, и сейчас видно невооруженным взглядом.
Тем временем из администрации пришел ответ на запрос, которым глава города поделился с обратившимися к нему дзержинцами. В этом документе, подписанном Геннадием Виноградовым, говорится: «Земельный участок по пр. Циолковского, 39 В (адрес указан ошибочно, дом № 39 В по пр. Циолковского в Дзержинске уже есть; построить планируется дом № 39 Г. – Прим. автора) реализован в собственность через аукцион с разрешенным использованием «для строительства многоквартирного жилого дома». Здесь же сказано, что зона проданного участка предназначена под застройку жилыми домами согласно градостроительному регламенту. Ну и еще: земельная инвестиционная комиссия признала продажу земли под стройку целесообразной, и решение это по постановлению Городской думы Дзержинска принимается без публичных слушаний, то есть без учета мнения горожан. Вот вам и ответы на все вопросы.
Более подробно, но почти точь-в-точь по смыслу дзержинцам ответили и в области. Губернатор поручил сформировать ответ в департаменте градостроительного развития Нижегородской области. Директор департамента Бодриевский написал, что участок под возведение многоэтажки на пр. Циолковского был на законных основаниях продан ООО «БиС» и что плотность существующей застройки района позволяет появиться здесь еще одному дому. В письме также говорится: «Ответственность за сохранность конструкций существующих жилых домов в период производства работ по строительству, по законодательству, несет застройщик». Есть, конечно, и рекомендации: обратиться по поводу трещин в домах в Государственную жилищную инспекцию, а по поводу неудовлетворительной работы УК «Управдом», на которую также жаловались жители, – в инспекцию административно-технического надзора Нижегородской области.
Кто же ответит?
Заместитель директора УК «Управдом» сообщил нам, что все жалобы жителей домов № 39, 39 Б и 41 А в компании хорошо известны. Но мусорные контейнеры пришлось отодвинуть с прежнего места потому, что в УК пришло уведомление о продаже муниципальной земли, где располагалась площадка, в частную собственность. Поэтому оставлять контейнеры на старом месте было нельзя. Что же касается разрушения домов, в частности угла дома № 41 А по пр. Циолковского, то здесь представитель управляющей компании заметил: «Панельные дома – блочные, они ставились временно и имеют ненадежную прочность. Срок эксплуатации таких построек – не более 50 лет. Возраст дома по адресу: пр. Циолковского, 41 А близок к этому сроку. К тому же мы не исключаем, что здесь был допущен брак еще во время строительства. Поэтому гарантии, что дом не придет в движение во время стройки по соседству, никто не даст».
Хотелось нам обратиться за комментарием и в администрацию города: почему вместо проверки состояния жилых домов по указанным адресам и возможного признания их аварийными муниципалитет продал близлежащий участок под строительство нового дома, тем самым усугубляя положение существующих многоэтажек?
Но по опыту общения с руководством местного «серого дома» можем предположить, что ответ будет примерно таким же, какой был дан жителям района: все законно, целесообразно, не противоречит… Ну и еще, возможно, добавят, что денег на расселение жителей домов в случае признания их аварийными в бюджете нет, а вот продажа земли способствует его пополнению. Тем более что спроса с администрации в «случае чего» никакого – из области уже сообщили, что ответственен за все только застройщик.
А что ему припишешь, если дома под натиском нового строительства все же не устоят? Ничего. Свалят на карстовый провал – природный катаклизм, дескать, форс-мажор.
Терять нечего
Но жители района, где должна появиться новостройка, дожидаться дальнейшего разрушения своих домов не собираются. Раз никому до них нет дела, они смогут постоять за себя сами. Говорят уверенно: еще одному дому здесь не бывать! И забор снесут, и дорогу строительной технике перекроют, если придется, встанут стеной за жизнь своих детей и внуков, за спокойный Данилкин сон.
Конечно, это крайние меры, пойти на которые людей вынуждает отчаяние. По предварительной информации, ставить забор, огораживающий
будущую стройку, во дворе за домом № 39 по пр. Циолковского планируют 4 августа. И, по нашим сведениям, жителей двора могут прийти поддержать другие горожане. Почему? Да хотя бы потому, что точечная застройка в последнее время приобрела широкий размах в нашем городе. И завтра с благословения городских властей строители могут появиться в любом дворе, где есть хоть несколько свободных квадратных метров. Противостоять им, похоже, можно только массово. Может быть, тогда у застройщиков, зарящихся на лакомые куски земли да даровые коммуникации, желания отнять все это у горожан поубавится?
Впрочем, есть надежда, что точечная застройка в Дзержинске рано или поздно изживет себя сама: кто же захочет селиться на головы другим людям, зная к тому же, что новый дом, как соседние, может начать проседать, трещать по швам и рушиться?..
Елена Родионова