Дзержинское время

Желающих поучаствовать в этой встрече было очень много. Средний зал администрации был заполнен до отказа. Кроме представителей советов домов здесь были руководители ДУКа и «Управдома», а также несколько депутатов Думы и журналисты.
Сам Александр Байер задержался к началу встречи, поехав сначала осматривать перинатальный центр. Разговор начался без него. Но министр ЖКХ Владимир Беспалов довольно долго рассказывал присутствующим о том, как реализуется программа капитального ремонта домов в регионе. Честно говоря, он не сказал ничего нового, и все ждали, когда же после общего вступления начнется обсуждение конкретных проблем.
И оно началось. Директор «обвиняемой» жителями компании Олег Богданов рассказал о ее работе, охарактеризовав ее конечно же с самой лучшей стороны. «Нам есть чем похвалиться», – заявил он. И «похвалился»: в ДУКе работают почти 500 человек, одними из первых получили лицензию, заменили на домах больше 80% инженерных сетей и так далее. Затем он рассказал про каждый «бунтующий» дом. В большинстве из них, по его словам, проблема состоит в том, что не подписан договор управления, потому что совет дома не устраивают тарифы ДУКа – 16 рублей с квадратного метра.
Министр спросил представителей собственников, чем они обосновывают свои претензии. Люди ответили, что у них есть сметы и расчеты, что стоимость этих работ не больше 10 рублей с метра.
На что Богданов заявил, что сегодняшнего тарифа и то мало. Означает ли это, что альтруистичная компания «ДУК» работает в убыток, мы в ходе разговора не поняли. Сирым и обездоленным его директор не выглядел. Совсем наоборот. И он снова выдвинул свое предложение несогласным с качеством и стоимостью работы ДУКа жителям – не нравится, ищите другую компанию или создавайте ТСЖ. Но в данной ситуации, когда многие спорные вопросы по выполненным ДУКом работам не решены, это очень походит на известную в народе ситуацию: «Я прощаю и отпускаю всех, кому должен».
Тут в зал, сопровождаемый главой администрации Геннадием Виноградовым, вошел Александр Байер. Он начал очень воодушевляюще, что теперь у власти вообще и у него в частности есть достаточные полномочия, что жилищная инспекция ныне будет еще строже стоять на страже интересов народа, штрафы в отношении управляющих компаний-нарушителей стали драконовскими, потом призвал задавать и обсуждать конкретные вопросы и проблемы.
Однако в ходе дальнейшего разговора воодушевление у людей поутихло.
А вопросов и претензий было много. Нельзя ли изменить программу капремонта?
В Дзержинске есть дома, которые стоят в очереди далековато, а на них уже висят так называемые «аварийные маячки». До ремонта они могут не дожить. Байер ответил логично: «Программа капремонта, между прочим, выглядит так, как вы ее написали. Муниципалитет принимал в этом непосредственное участие. И скорректировать можно, процедуры есть такие». Вот только что делать с этой логикой дальше, было непонятно – кто и как будет менять, и будет ли имеющуюся программу капремонта? И есть ли надежда дожить до светлого завтра разваливающимся сегодня домам? На вопросы по ОДН, платежи за которые почему-то в городе продолжают выставляться разные, хотя норматив у людей один, Байер тоже ответил уверенно. Он призвал всех обращаться в государственную жилищную инспекцию, которая, мол, защищая интересы жителей, реагирует на обращения и проверяет все начисления. Однако проблема в том, что у нас уже полгорода в ГЖИ перебывало с проблемой завышенных ОДН за свет и только единицам, по итогам проверок, сделали перерасчет. Остальным прислали переписанные с данных энергетиков цифры, которые убедительно доказывают нам законность платежей за ОДН в 300-400-500, или кому как повезет, рублей в месяц. Говорю это так уверенно, что сама получила такое послание в ответ на свое заявление от уважаемых защитников горожан из ГЖИ. А теперь, когда УК заставили-таки выполнить закон и подписать договоры с энергетиками, – и это прямое доказательство обратному – получаю счета в 120 рублей.
Претензий к ДУКу было высказано в тот день много: завышенная сметная стоимость работ или вообще отсутствие смет, незаключенные договоры и так далее, и так далее. Справедливости ради надо сказать, что была у жилищников и группа поддержки из представителей нескольких домов, которым, по их словам, с УК работается легко и комфортно. Тем не менее временами Александру Байеру приходилось своим авторитетом снижать «градус» напряжения в зале. Получалось, на наш взгляд, не всегда удачно. Так, например, он призвал решать проблемы с коммунальщиками серьезно – договариваться или «если надоели коммунальщики, бегать за ними, пойди и купи дом и перекладывай крышу сам. Тут не будет проблем ЖКХ».
Когда председатель совета дома 77/2 Татьяна Шикина поведала историю, как накануне инспекции, чтобы было что показать проверяющим, у них в доме случился невиданный доселе аврал. Дом чистили, красили, шпаклевали около тридцати работников ДУКа, зам. губернатора искренне удивился: «А что в этом плохого?». «Плохо, что штурмовщина перед приездом комиссии, а должны бы работать изо дня в день», – ответили люди. На что Александр Байер философски заметил: «У нас в стране менталитет такой. Потемкинские деревни у нас уже 300 лет известны».
Люди переглядывались. Как в таких условиях договариваться с коммунальщиками, если у них «менталитет такой», неясно. Понять и простить? Или каждую неделю группы активистов разных домов должны инициировать приезд заместителя губернатора или других высокопоставленных чиновников, создавая условия для очередного аврала?
В общем, встреча оставила двойственное впечатление. Даже несмотря на то, что в заключение Александр Байер заявил, что с конкретными проблемами всегда готов помочь разобраться. А Геннадий Виноградов заявил: «Администрация Дзержинска видит, что работа по сближению позиций собственников жилья и управляющих компаний дает свои положительные результаты. Мы намерены приложить все необходимые усилия и помочь жителям города выстроить отношения с управляющими компаниями так, чтобы качество работы по обслуживанию жилых домов стало отвечать современным требованиям».
Как нам кажется, пока горожане не чувствуют эти «усилия», «сближение» и «результаты», раз вынуждены ездить за справедливостью в областное правительство, а теперь намерены дойти и до президента.
Елена Бахтина