Знакомство с Нижним Новгородом
Впервые Александр Степанович Попов познакомился с Нижним в 1887 году. Молодым преподавателем минного офицерского класса в Кронштадте он приехал в город, будучи участником Красноярской экспедиции по наблюдению полного солнечного затмения. Маршрут экспедиции пролегал как раз через Нижний. А спустя два года знакомство с городом неожиданно продолжилось: в 1889 году Александр Степанович стал заведующим станции электрического освещения на Нижегородской ярмарке. К тому времени он имел опыт в электротехнике. Именно в Нижнем Попов собрал свой знаменитый грозоотметчик, а в 1896-м получил за него диплом на Нижегородской Всероссийской художественной и промышленной выставке. Будто бы тогда этим изобретением Александр Степанович выполнил заказ ярмарочных купцов, желавших заблаговременно узнавать о приближении грозы, чтобы уберечь склады с товарами от пожара, вызванного молнией. Так ли это, теперь неведомо, но достоверно, что в 1895 году Попов сделал доклад о грозоотметчике и продемонстрировал радиосвязь между физическим и химическим корпусами университета, передав без проводов депешу телеграфной азбукой на расстояние 250 метров.
А 7 мая 1895 года он выступил с публичным докладом об этом на заседании русского физико-химического общества. Изобретатель сразу получил предложение продать патент за рубеж, работать в самых престижных учреждениях науки Запада, но ответил отказом.
На даче в Черноречье
Пока Александр Степанович работал в Нижнем Новгороде, его семья отдыхала в Выселках села Черное. К слову, заглавная буква в слове Выселки вовсе не оплошность. Хотя селение, значимость которого в истории Черноречья несомненна, не имело статуса самостоятельной административной единицы, а было частью села Черное, с высоты прошедших веков видится самостийным населенным пунктом, достойным в названии прописной буквы.
С 1870 года «Нижегородская Ялта», как окрестили Выселки за целебный сосновый воздух, стала излюбленным местом отдыха интеллигенции не только из губернского города. Вот и Поповы обосновались здесь надолго. Каждый будний день Александр Степанович пропадал на электростанции. И хотя поразительную одержимость в работе отмечали все, кто близко знал ученого, все же Александр Степанович позволял себе отвлечься от дел и провести время с семьей поздним вечером на даче, а в выходные дни «расслабиться» – порыбачить на Оке. Как шутили друзья, это было единственное «ненаучное» увлечение Попова, видимо, бессловесные рыбы не мешали ему думать об электротехнике и «электрических лучах».
Между тем в Выселках дачная жизнь кипела. Дом Поповых, теплый и гостеприимный, часто бывал полон гостей. Супруга Александра Степановича – Раиса Алексеевна – была рачительной и гостеприимной хозяйкой. Она успевала все, несмотря на то, что на ее руках было четверо детей – Степан, Александр, Раиса (родилась в Выселках с. Черное), Екатерина. Гостям непременно подавали на обед разные вкусности. А вот над фирменным чаем, настоянным на травах, собранных в пойменных лугах Оки, колдовал сам хозяин.
В выходные Александр Степанович с удовольствием гулял с детьми по окским берегам, купался с ними, рыбачил. Дети его не просто любили – боготворили.
Ко всем его талантам прибавился еще один: Попов много и с удовольствием фотографировал, оставив на память потомкам свои снимки, в том числе и Чернорецких Выселок. Многие из них на стеклянных негативах хранятся в музее А.С. Попова в Санкт-Петербурге.
Последнее лето в Выселках села Черное
Однако научной деятельностью А.С. Попова вплотную заинтересовалось военное ведомство: непосредственного участия профессора требовали расширявшиеся опыты по беспроволочной телеграфии на кораблях Черноморского флота. Вероятно, по этой причине лето 1898 года стало в работе ученого последним в Нижнем Новгороде и на даче в Выселках села Черное. Попову пришлось разорвать контракт с ярмаркой и полностью переключиться на проекты по вооружению флота средствами связи, в том числе первого в мире российского ледокола, способного форсировать тяжелые льды 2-метровой толщины. На этом судне впервые в мире изобретение Попова – радиотелеграф – нашло широкое применение. Благодаря радиосвязи ледоколу удалось оперативно провести не одну спасательную операцию. Вице-адмирал русского флота С.О. Макаров и гениальный изобретатель по этому поводу обменялись телеграммами. «От имени всех кронштадтских моряков сердечно приветствую вас с блестящим успехом вашего изобретения!» – телеграфировал Макаров. «Благодаря «Ермаку» и беспроволочному телеграфу было спасено несколько жизней – это является лучшей наградой за все мои труды», – ответил Попов. Ученый переживал Цусимское поражение русского флота остро, как свою личную беду.
В 1905 году Попова избрали директором Санкт-Петербургского электротехнического института имени Александра III. И это способствовало тому, что его душевная травма усилилась тревогой по поводу происходивших в институте студенческих волнений. Градоначальник требовал от Александра Степановича согласия на допуск в аудитории тайных агентов охранки, силового подавления студенческих волнений. Однако Попов ответил резким отказом. В числе других преподавателей института он подписал решение институтского совета: «Всякое насильственное вторжение властей в жизнь института не может дать успокоение, а только ухудшит положение дела».
Неожиданная кончина
31 декабря 1906 года Александр Степанович вернулся домой морально надломленным, у него неожиданно поднялась высокая температура, но он продолжал работать. Поздним вечером того же дня ученый скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Однако по Петербургу поползли упорные слухи, будто бы истинной причиной смерти была вовсе не эта. Еще в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где ученому вручали большую золотую медаль за изобретение радио, он встретился с супругами Кюри, которые подарили ему кусочек радиоактивного радия. Попов сам, якобы, попросил их об этом, чтобы изучить и понять, нет ли общего между радиоволнами и радиацией. Этот «излучатель» радиации он носил в левом кармане пиджака, чем, возможно, навредил здоровью, ослабив сердечную мышцу. Ранний уход из жизни помешал А.С. Попову стать лауреатом Нобелевской премии, которую комитет по премиям решил в 1909 году присуждать за выдающиеся работы в области радиотехники. Это престижное звание получил тогда итальянец Г. Маркони и немецкий ученый К. Браун. За рубежом давно пытаются оспорить первенство изобретения Попова, хотя Маркони свой приемник продемонстрировал после опытов русского изобретателя. И его приемник мало чем отличался от прибора Попова. Думается, правы те, кто считает, что в этой ситуации одной из заслуг Маркони оказалось умение быстро поставить свое изобретение на коммерческую основу. Как отмечали современники, по сравнению с ним, А.С. Попов был начисто лишен «пробивного» таланта…
Память
После смерти ученого газета «Нижегородский листок» в трех строках сообщила: «Телеграмма. Петербург. Скончался 31 декабря директор Электротехнического института А.С. Попов, известный изобретатель беспроволочного телеграфа». Дзержинцы чтили именитого чернорецкого дачника. В память о выдающемся ученом назвали улицу, на которой невредимым до 1974 года стоял дом-дача с установленной на нем мемориальной доской. Однако дачу Попова в Дзержинске сломали, памятную доску, перенесенную на построенную пятиэтажку, во время ее ремонта затеряли… Память о Попове бережно хранят в Нижнем Новгороде и Петербурге в мемориальном музее государственного электротехнического университета, что на улице Профессора Попова. В университетском музее с 1948 года демонстрируют лабораторию с приборами, с которыми работал ученый, аппаратуру, беспроволочный телеграф. В мемориальной квартире – личные вещи профессора, подлинные документы, фотоматериалы с видами, в том числе, Черноречья с домом-дачей семьи Попова в Выселках. В мае минуло 120 лет со времени изобретения Александром Степановичем радио и его пребывания на даче в Черноречье. И как знать, может, именно здесь, под влиянием первозданной природы, ему в голову пришли гениальные идеи, способствовавшие изобретению. Верится, что когда-нибудь в будущем появится на благоустроенной Окской Набережной скульптура, изображающая профессора. И вовсе не знаменитостью в парадном костюме, а обычным чернореченским дачником – в панаме, в легком летнем пиджаке с рыбацкой удочкой на плече…
Станислав Шальнов, краевед
На фото:
А.С. Попов
Попов в семьей. 1894 г.
Улица в Выселках с.Черное. Снимок А.С.Попова. 1893 г.
Дом Цыбиных в г. Дзержинске на ул. Попова. Утрачен в 1974 г.
Снимок 1960 гг.
Снимок 1960 гг.
В музее А.С. Попова в Санкт-Петербурге. 2012 г.