Дзержинское время

 

Вначале был берег

Закатав больше сотни миллионов рублей в благоустройство верхней части, городские власти не решили основной задачи, ради которой когда-то и затевался весь проект. Речь о работах по берегоукреплению набережной. Собственно говоря, и сам проект был озаглавлен как «Капитальный ремонт железобетонного берегоукрепления Дзержинского затона в г. Дзержинск».
Благоустройство верхней части капиталоемкий, но далеко не основной раздел всего проекта. Стратегически важным было защитить берег, а по факту и весь Прибрежный микрорайон, в котором сейчас активно развивается жилищное строительство.  И какой толк от брусчатки да фонарей в прогулочной зоне, если нижняя часть набережной будет сползать в реку? Можно ли это допустить, когда на берегу жилые микрорайоны и социальные объекты? И что сегодня город может противопоставить паводкам или береговым оползням? Эстетику лепной балюстрады?
К реализации проекта по реконструкции Окской набережной администрация Дзержинска приступила в 2012 году. Тогда городом руководил Виктор Сопин, который напомнил нам, что главная цель обновления набережной была обозначена как «защита населения и г. Дзержинска от паводковых вод р. Ока», а также благоустройство самой территории. При этом в 2012 г. состояние набережной эксперты оценивали следующим образом: «Железобетонное укрепление дало осадку и частично размыто, целостность железобетонного укрепления откоса берега нарушена и подлежит ремонту на протяжении 2413 м».
Короче говоря, берега затона ожидали масштабной реконструкции, благо что бюджетные возможности на то время позволяли затевать столь грандиозные проекты. Видимые контуры капремонта набережной были закреплены в эскизе, который разработала фирма «Строймонтажпроект-Н». Эта же компания в мае 2012 года стала победителем конкурса на разработку проектной и рабочей документации «Капитальный ремонт железобетонного берегоукрепления Дзержинского затона в г. Дзержинск». При мэре Викторе Сопине реализацию этого проекта планировали начать с укрепления берега, а финишировать благоустройством верхней части.

Разворот на 180 градусов

Администрация под водительством Геннадия Виноградова, как видим, пересмотрела ранее принятые планы и приступила к реализации проекта в обратной последовательности. На каком-то этапе, судя по всему, в администрации вовсе решили отказаться от берегоукрепления, потому что не видели в этом целесообразности.
Так, Геннадий Виноградов на одном из официальных мероприятий, именуемом «часом прессы», летом 2015 года убеждал журналистов в том, что набережная не нуждается в берегоукреплении и якобы «простоит без ремонта еще лет 200». Интересно, на чем тогда основывался Геннадий Виноградов? Ведь сколько-нибудь убедительных доводов в подтверждение своих слов он не привел. Более того, сегодня стало известно, что вся реконструкция набережной проводится, мягко говоря, не по правилам.
С отступлением от проекта. Да и сам проект, как оказывается, нарушает многие строительные нормы. Об этом свидетельствуют результаты недавно завершенной прокурорской проверки. Примечательно, что прокуратура обратила внимание на реализацию проекта по реконструкции Окской набережной в связи с обращением Дзержинского отдела управления ФСБ России по Нижегородской области о нарушении бюджетного законодательства.

Брусчатки не хватало?

О том, какие нарушения выявлены в ходе проверки, нам рассказала помощник прокурора города Наталья Сухова.
История с обновлением набережной берет начало в июне 2012 года, когда между муниципальным бюджетным учреждением «Город» и победителем открытого аукциона ООО «Строймонтаж-проект-Н» был заключен договор (№ 121 от 05.06.2012 г.) на оказание услуг по разработке проектной и рабочей документации «Капитальный ремонт железобетонного берегоукрепления Дзержинского затона в г. Дзержинск». Цена договора составила 3,4 млн руб. Услуги по договору приняты и оплачены в полном объеме по акту № 20 от 7 сентября 2012 года.
После этого состоялся аукцион, на котором выбирали подрядчика для проведения реконструкции набережной. В победители вышло ООО «Генмонтажстрой», с которым заключило договор уже другое бюджетное учреждение – МБУ КС «Строитель» (№ 03323000476-14-000009 от 13.02.2014 г.). Название самого проекта несколько изменилось в сравнении с первоначальным вариантом и стало звучать следующим образом: «Капитальный ремонт железобетонного берегового укрепления. Благоустройство набережной р. Ока в г. Дзержинске Нижегородской области». Впрочем, даже из этого названия было понятно, что работы по укреплению берега должны находиться на первом плане. Стоимость договора составила 195 млн 804 тыс. руб. Это средства городского бюджета.
Подрядчик активно принялся за обустройство верхней части набережной.
В соответствии с календарным планом (приложение № 2 к договору от 13.02.2014 г.) работы должны были завершиться не позднее 15 июля 2015 г. Как следует из материалов прокурорской проверки, они не завершены до сих пор.
Здесь следует вспомнить, какого рода обсуждения шли в публичной плоскости в процессе благоустройства набережной. Общественники, инженеры, депутаты Городской думы критиковали методы и даже технические решения реализации проекта. Под давлением ли общественного мнения, или по каким-то другим мотивам МБУ КС «Строитель» в 2014 году заказал проведение экспертной оценки технических и технологических решений проекта по реконструкции набережной (разработка ООО «Строймонтаж-проект-Н»).

Где ливневки?

Экспертный анализ провели специалисты ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». В результате на свет появился весьма примечательный документ – отчет № 2014/88-89 с пакетом замечаний в проведении работ, которые могут влиять на работоспособность и дальнейшую безопасную эксплуатацию берегоукрепления.
«В проекте не решена проблема выноса грунта из-за шпунтовой стенки, в том числе в местах устройства лестничных сходов», – указывали эксперты, рекомендуя при этом «восстановить существующую систему дренажей, запроектировать, при необходимости, новые дренажные устройства, надлежащим образом выполнить обратные фильтры под швами.»
Кроме этого ученые обратили внимание на допущенные в проекте разночтения по поводу плит покрытия (сборные или монолитные), которые влияют на сметную стоимость строительства.
Наконец, что особенно важно, специалисты ННГАСУ заявили об ошибочности принятых технических решений «по отводу поверхностных вод. Плюсом к этому выяснилось, что в проекте отсутствуют сооружения для очистки дождевых стоков, что нарушает требования действующих норм. Теперь понимаете, по каким причинам обновленная набережная после не самых сильных дождей утопает в лужах?
«Проектную документацию необходимо привести в соответствие с действующими нормами, дополнить недостающими разделами», – резюмировали специалисты архитектурно-строительного университета.

Отказать нельзя, платить!

Отчет специалистов ННГАСУ стал основанием для муниципальщиков приостановить некоторые работы по реконструкции, или, как все-таки правильно будет сказать, благоустройству Окской набережной.
И вот тут бы в самый раз заморозить «украшательство» береговой линии, в которое методично закачивали бюджетные миллионы, чтобы пересмотреть заведомо неверные технические решения, а вместе с ними и весь алгоритм работы. Но муниципальная власть в лице МБУ КС «Строитель» всего лишь попросила подрядчика приостановить мероприятия по устройству дренажа и восстановлению лестниц (письмо от 12.05.2014 г.) до устранения причин, препятствующих проведению работ. Прошло больше года, но, как следует из материалов прокурорской проверки, выявленные специалистами ННГАСУ недостатки в проектной документации до настоящего времени так и не устранены. А это значит, что муниципалитет не вправе двигаться дальше в реализации проекта по реконструкции набережной. Другое дело, будет ли у власти импульс, то есть финансовые возможности для оплаты последующих, более важных работ по защите окских берегов?
Сегодня уже всем известно, что скоро город ждут тяжелые времена. Свыше 700 млн руб. кредитного долга (а в ближайшем будущем возможно увеличение кредитных обязательств до максимально возможной по закону планки в 1 млрд руб.), почти предельный дефицит бюджета вкупе с негативными прогнозами собираемости налоговых и неналоговых поступлений не оставляют никаких шансов, чтобы продолжить работы на нижней части набережной. Получается, что, наводя фасадный лоск, власти не позаботились о внутренних системах, потеря прочности которых сведет на нет всю предыдущую работу? Почему, например, в Балахне, где несколько лет назад решили укрепить берега Волги, начали с замены железобетонных оснований, а в Дзержинске отдали приоритет внешнему благоустройству? Может быть, потому, что услуги по укладке брусчатки и установки лавочек гораздо более маржинальны, чем работы по береговой защите, которые потребовали бы от подрядчика особой квалификации и опыта?
Мы не в коем случае не пытаемся упрекнуть администрацию города в лоббировании интересов каких-то определенных бизнес-структур. Хотя и здесь могут быть основания для дискуссии. Если разобраться в учредительных документах подрядчика, того самого ООО «Генмонтажстрой», то несложно проследить, как ниточки тянутся к одной очень влиятельной финансово-политической группе, которую в Дзержинске именуют «партией ЖКХ».
Тем не менее прокуратура, невзирая на то, появятся у города финансовые возможности, чтобы продолжить реконструкцию набережной или нет, предупредила заказчика о последствиях дальнейшей работы без корректировки проекта.
Как сообщила нам Наталья Сухова, предостережение прокуратуры города вручено директору МБУ КС «Строитель» Георгию Грошеву. Прокуратура уведомила руководителя, а вместе с ним и всю администрацию города, о недопустимости нарушения действующего бюджетного законодательства в части возобновления выполнения работ по берегоукреплению в рамках исполнения договора от 13.02.2014 г., а также приемки и оплате указанных работ до устранения выявленных нарушений законодательства. Интересно, как же администрация города в лице МБУ КС «Строитель» собирается принимать и оплачивать работы, которые на фоне всего вышесказанного выглядят весьма нелепо?
Вадим Щуренков