Памятник Дзержинскому выполнил для города один из самых именитых скульпторов сталинской эпохи С.Д. Меркуров, в числе первых получивший высокое звание «Народный художник СССР». В 1945 году проекту архитектурного решения памятника С.Д. Меркурова и А.Ф. Кусакина экспертный совет по итогам конкурса, проведенного под руководством главного архитектора г. Горького А.Н. Журавлева, дал похвальное заключение: «Бронзовая фигура Ф.Э. Дзержинского высотою в четыре с половиной метра (общая высота памятника 10 метров) в лаконичных формах органично выражает внутреннее напряжение, волю и решительность, мужество и стойкость пламенного большевика-ленинца. Постамент памятника по проекту архитектора А.Ф. Кусакина, выполненный из лабродорита, в простых, спокойных и величавых формах композиционно связан с простой выразительностью скульптуры, приближается к классической четкости и ясности архитектурного образа. В лаконичных формах постамента архитектор продолжил и обосновал силу образа революционера, воплощенного в скульптуре. Проект А.Ф. Кусакина бесспорно выигрывает по сравнению с другим представленным на конкурс проектом архитектора-художника А.А. Яковлева». Вариант фигуры революционера, предложенный на конкурс скульпторами Г.А. Шульцем и А.И. Волькензоном на установку в г. Дзержинске, высокая комиссия отклонила.

Главный зодчий города во всем умел выдержать свой стиль, и в его творческих замыслах памятник Дзержинскому играл важнейшую роль в создании архитектурного ансамбля всей центральной площади города. Став его композиционным центром, он пластично выступает на фоне застройки. Памятник исполнили для города по заказу и на средства Совета Министров РСФСР, поэтому значится он в статусе объекта культурного наследия федерального значения.

Памятник Дзержинскому торжественно открыли 7 ноября 1948 года, прошел многолюдный митинг. Спустя время исполком городского Совета депутатов направил документы художественному совету Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР на присвоение авторам проекта памятника скульптору С.Д. Меркурову и архитектору А.Ф. Кусакину звания лауреатов Сталинской премии. Однако московская комиссия просьбу дзержинцев отклонила.

Сегодня пространственное восприятие памятника с его фасадной стороны искажено установленными там скульптурами малых форм. Выполненные в манере декоративно-прикладного творчества, они резко диссонируют с монументальной строгостью станковой скульптуры.

Памятник Маяковскому – объект культурного наследия местного значения. Первое скульптурное изображение поэта безвестного автора красовалось на площади с 1957 года, но в 1958 году возник вопрос о его замене. И не без основания. К 65-летию со дня рождения «глашатаю революции» в центре Москвы воздвигли великолепный памятник работы талантливого скульптора А.П. Кибальникова. Газеты и журналы широко растиражировали творение в фотографиях по всей стране. Дзержинцам столичный памятник приглянулся, и они на собраниях высказывали неудовольствие скульптурой поэта в своем городе: «Фигура в два с половиной метра выглядит неказисто, к тому выполненная из некачественного бетона с нарушением основных пропорций, совершенно не соответствует художественному образу поэта-революционера». И уже в 1959 году пленум горкома КПСС принял решение: «заменить скульп-туру на полноценную в художественном отношении из долговечного материала бронзы». Пригласили молодого, талантливого скульптора А.С. Анисимова из Моск-вы. В сентябре 1960 года он представил участникам заседания пленума Дзержинского горсовета, членам горкома компартии несколько эскизных проектов. «Мне по душе пришелся оригинальный вариант скульптуры, в котором автор изобразил поэта романтиком-бунтарем, – рассказал В.В. Воронков, тогда главный архитектор города. – Однако горкомовцы из вариантов выбрали образ Маяковского иной: зрелого возраста, решительного поэта-трибуна». Хотя отобранный эскиз и так уже напоминал облик московского памятника, последовали поправки: в эскиз скульптуры предложил внести свои «уточнения» секретарь горкома КПСС Б.А. Беляев, заместитель председателя исполкома горсовета Д.И. Терещенко. Автору пришлось учесть мнение членов бюро горкома партии.

В итоге облик будущей скульптуры в Дзержинске стал еще больше похожим на столичный монумент. Зато работа наконец получила единодушное одобрение. И уже в октябре 1960 года на выездном расширенном заседании правления Горьковского отделения Союза архитекторов СССР в Дзержинске под председательством Ю.Н. Бубнова скульптор Анисимов демонстрировал участникам модель фигуры Маяковского, выполненную им в скульптурной глине в масштабе 1:5. Главный архитектор г. Дзержинска В.В. Воронков представил коллегам макет памятника с разработанным постаментом, а также на планшетах – проект реконструкции всей площади.

Было два варианта размещения памятника на площади – ближе к жилому дому с продовольственным магазином, что дало бы возможность его хорошего обзора с основного подхода – улицы Мира (сейчас Клюквина). В этом случае скульптура превосходно просматривалась при подходах с проспекта Дзержинского, улиц Пирогова, Маяковского. Во втором варианте расположить монумент предлагалось с его проекцией на жилой дом с аптекой и магазином «Детский мир», поворотом головы фигуры в сторону входа с проспекта Дзержинского. Этот вариант и приняли позже за основу.
Заключенный городом договор с комбинатом худфонда предполагал выполнение всех работ по изготовлению в бронзе скульптурной фигуры поэта в 4 метра. Стоимость работ составляла 15 692 рубля со сроком исполнения в четвертом квартале 1961 года. И уже в октябре 1960 года автор приступил к выполнению модели скульптурной фигуры в полный рост из глины, а в апреле по его модели фигуру революционного поэта «вылепили» в гипсе в натуральную величину, подготовив все для отливки в бронзе.

Но когда значительная часть работ была выполнена и даже оплачена, неожиданно возникла проблема. Выяснилось, что памятник бронзового литья должен производиться только с ведома и строго с разрешения Совета Министров РСФСР. Досадная заминка требовала множественных согласований. По этой причине председателю Дзержинского исполкома городского Совета А.А. Смирнову пришлось отказаться от бронзового Маяковского. 21 октября 1961 года он направил письма начальнику отдела памятников Министерства культуры РСФСР А.В. Серегину, директору московского скульптурного комбината Н.С. Нарубову с просьбой «разрешить отливку скульптуры Маяковского для города Дзержинска из чугуна». Хотя сведения Дзержинского отделения охраны памятников истории и культуры 1980 года указывают на иной материал памятника: кованый алюминий с датой установки монумента в 1965 году.

Полвека прошло с того времени, по-прежнему памятник Маяковскому – украшение площади, ее композиционный центр. Его бы только почистить не мешало.

Памятник Ленину имеет свою историю. В 1932 году на поселке завода им. Я.М. Свердлова появилось самое первое в городе монументальное изваяние вождя, выполненное в камне скульптором С.Д. Меркуровым. С той поры не один памятник Ленину, как правило, из гипса или бетона появился в Дзержинске. Однако скульптуры Ленина, отвечавшей высоким требованиям монументального искусства, не было.

В 1970 году советская страна широко отмечала 100-летие со дня рождения основателя Советского государства, и в связи с юбилеем в городах СССР повсеместно открывались памятники вождю. Дзержинск не мог остаться в стороне – место для размещения выбирали долго и тщательно. Поначалу планировали воздвигнуть на площади перед Дворцом культуры химиков. Однако в итоге решили, что место у ДКХ для Ильича «не подходящее». И тогда появился вариант с размещением памятника еще на необустроенной площади, но предназначенной для возведения там монумента другому государственному деятелю – С.М. Кирову. Изначальным планом предполагалось, что проспект Кирова (ранее Республики) логично завершится площадью его имени с установкой там памятника. Однако с его изготовлением вопрос все не решался, и архитекторам удалось убедить руководство города возвести на новой площади памятник Ленину. Автор планировки застройки площади архитектор В. Воронков, авторы памятника скульптор А. Анисимов, архитектор Б. Нелюбин, авторы благоустройства площади архитекторы Г. Андросова, Е. Синявский, художники Д. Арсенин, Д. Макаров, К. Шихов, М. Касьянова. 18 апреля 1970 года памятник с фигурой вождя, отлитой из чугуна на бетонном постаменте, облицованном гранитными плитами, был торжественно открыт.

Давно подмечено: больше памятников – красивее город. И думается, что в «прекрасном далеком», например, украшением Окской Набережной вполне может стать памятник изобретателю радио А.С. Попову. Монумент, посвященный дзержинцам-труженикам тыла во время Великой Оте-чественной войны, уместен, на мой взгляд, на реконструированной площади Узловой.

В бывшей столице химии вполне к месту окажется воздвигнутый монумент дзержинским ученым, инженерам, рабочим-химикам – создателям уникальной химической продукции…

Станислав Шальнов, краевед
На фото:

Проба размещения памятника В.И. Ленину перед ДКХ с помощью фотомонтажа. 1970 г.

 

Памятник В.В. Маяковскому на площади Маяковского. 1950-е гг.

 

Поиск места расположения памятника В.И. Ленину на площади Ленина методом моделирования. 1970 г.

 

Строгость, лаконичность оформления площади Ленина в первозданном виде. 1970 г.