Лечение – не услуга, пациент – не потребитель?

Дзержинское время

У задачек в бесплатной медицине нет простых решений – се ля ви. Вот и в этот раз читатели подкинули нам вопрос, похожий на крепкий орешек. И раскололся он самым неожиданным образом.

По словам женщины, она лечила зубы в муниципальной стоматологии полгода назад. Не за деньги – по полису обязательного медицинского страхования. А потому, ради обладания заветным талончиком, прошла весь тернистый путь дзержинского пациента: в пять утра заняла очередь у поликлиники, в семь пятнадцать поняла, что сегодня ей ничего не светит, на следующий день провела полночи у больничных дверей и в награду за стойкость получила «приз».

Когда пациентка покидала кабинет, врач на словах дал гарантию, что пломба простоит год. Однако не прошло и несколько месяцев, как та вылетела. Женщина снова обратилась в поликлинику в надежде на то, что годовая гарантия позволит ей хотя бы без ночных бдений у парадного подъезда стоматологии попасть на прием ко врачу. Не тут-то было! В регистратуре поликлиники больной ясно дали понять, что гарантия распространяется только на платные услуги. Да и то, если договор об оказании таковых сохранился. «Так ли это?» – с этим вопросом и обратилась к нам читательница. Собственно, он распадается на две части: про гарантию и про договор.

Звонок в отдел по защите прав потребителей при городской администрации и разговор с его руководителем увенчались двумя новостями. Одной, как водится, хорошей, другой – плохой. Начнем с первой. По словам Веры Александровны Соловьевой, отсутствие чека или другого документа, подтверждающего оплату товара или услуги, не служат причиной отказа в удовлетворении претензий потребителя. Ведь такие документы остаются у каждой из сторон. Но если вы не обязаны хранить их как зеницу ока, то продавцы товаров и услуг как раз наоборот. Их экземпляр и подтвердит ваши потребительские права, в том числе и на гарантийное обслуживание.

А теперь о грустном. Вера Александровна подчеркнула, что закон о защите прав потребителей встает на стражу их интересов лишь в том случае, если человек заплатил за товар или услугу хотя бы одну копейку. Выходит, бесплатная медицина – не зона действия этого закона, ее пациент вовсе и не потребитель, а лечение – не услуга?

Но, возможно, в здравоохранении есть какие-то свои, ведомственные, регламенты, которые облегчают в подобных случаях жизнь пациентов? В городском управлении здравоохранения нас заверили, что гарантия при бесплатном лечении зубов никакими правилами не предусмотрена. Собственно, да и нужна ли гарантия, рассуждает заместитель начальника управления Валентина Самойленко, если пациент может все также без оплаты по-новой вылечить зуб?

Логично. При условии, что взять талон в поликлинике не составляет труда. Но это не про Дзержинск.

С надеждой на то, что местные дантисты о ночных очередях хорошо осведомлены и судьбой своих пациентов обеспокоены, звоним в стоматологическую поликлинику № 2. Пытаемся узнать уже из первых рук, несет ли наше муниципальное здравоохранение ответственность за несвоевременно выпавшую пломбу при бесплатном лечении и что в таких случаях могут предложить пациенту. Кроме похода за талоном в ночи, разумеется.

В это трудно поверить, но варианты, оказывается, есть! И в регистратуре нашу читательницу, мягко говоря, дезинформировали. И.о. главного врача поликлиники Елена Козлова, к счастью, не видит разницы между платной и бесплатной услугой. По ее мнению, годовые гарантии должны действовать и в отношении пациента, который лечился по полису ОМС. Гарантии эти заключаются в том, что больному не придется стоять в очередях за новым талоном – нужно просто обратиться к своему лечащему врачу или заведующему отделением. По крайней мере, заверила нас собеседница, в нашем городе сложилась такая практика… 

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 30 июля 2009 года) 

Елена Серова