По живому


Еще с лета нынешнего года доносятся известия о том, что администрация указала бюджетным учреждениям на сокращение фондов оплаты труда (ФОТ). Руководители по старинке принялись очищать штаты от совместителей. Да и муниципальным служащим пришлось затянуть пояса. С недавних пор рядовой состав администрации перешел на неполную рабочую неделю. Ради экономии ФОТ мелких клерков заставляют писать заявления на административные отпуска. А первые лица «серого дома», которые каждый день перемещаются с одного торжественного мероприятия на другое, тоже работают по сокращенной программе? А ведь самые высокие зарплаты в исполнительной ветви власти отнюдь не у специалистов, а у главы, его заместителей и начальников структурных подразделений. Цена вопроса переваливает за сотню тысяч рублей ежемесячно. Может, экономия в результате принудительного отдыха «муниципальных топ-менеджеров» перекрыла бы возникший дефицит бюджета социальной сферы?

С вопросом о приостановке финансирования питания школьников из малообеспеченных семей, а также нянечек в детских садах до конца текущего года в Гордуму обратилась зам. главы администрации Дзержинска Валентина Сахарова. Цена вопроса – 5,5 млн руб., из которых 936 тыс. необходимы, чтобы прокормить работников детских садов и 4,5 млн руб. – школьников. На заседании бюджетного комитета в октябре текущего года чиновница буквально упрашивала депутатов отменить эти льготы до конца года.

«Питать детей с первого ноября просто нет средств, – объясняла Сахарова. – Ни один руководитель не имеет права заключать договоры (на поставку продуктов питания. – Прим. ред.) при отсутствии в бюджете средств.»

Руководитель соцблока убеждала, что нужно пожертвовать дополнительными мерами социальной поддержки, обеспечив тем самым финансирование многих других основных обязательств. Бесплатное питание для школьников и вспомогательного персонала в детских садах, по заверению Сахаровой, как раз и относятся к такой категории бюджетной поддержки.

Льготное питание для некоторых категорий работников детских дошкольных учреждений ввели в Дзержинске в 2012 году. Тогда довольствие младшего персонала в детских садах находилось на уровне МРОТ. Сейчас, как обратила внимание чиновница, это совершенно другие деньги –
10 и чуть более тыс. руб., в этой связи, по логике Сахаровой, льготу хотя бы на время можно снять.

«На это тупо нет денег», – перешла на жаргон глава соцблока, надеясь в десятый раз убедить народных избранников приостановить финансирование субсидий на питание. И заверила, что ее команда внимательно перетрясла соцбюджет, но никаких других статей, кроме бесплатного питания, для оптимизации не нашла.

Социальный бюджет в составе городской казны и без того имеет значительный дефицит в 80 млн руб. Вместе с тем чиновница постаралась смягчить напряженность, заверив, что прежде показатели были гораздо хуже. «В прошлом году мы закладывали бюджет социальной сферы с минусом
в 68 миллионов рублей и с кредиторкой (долги перед поставщиками услуг и товаров. – Прим. ред.) в 114 миллионов рублей, – пояснила Сахарова. – На сегодняшний день мы выровнялись, наш дефицит где-то 80 миллионов рублей».

Призывы главы соцблока к антисоциальному решению не подействовали на народных избранников. Депутаты отказывались верить в то, что в 4-миллиардном бюджете города не нашлось бы 5,5 млн руб., чтобы прокормить до конца года самые малозащищенные категории населения. В итоге каким-то чудом детей и нянечек продолжают кормить.

Кризис, батюшка


Бюджетные проблемы нынче принято связывать с общим кризисом в экономике. «Кризис производства, экономика всей страны страдает», – заметила директор департамента финансов администрации Дзержинска Ольга Сахончик. Снижаются темпы производства, замедляется инвестиционная и деловая активность. Как следствие, происходит и уменьшение налоговых поступлений. Основной налог, который формирует дзержинский бюджет, – на доходы физических лиц (НДФЛ). С его собираемостью серьезные проблемы.

«Несобираемость налоговых платежей, в том числе НДФЛ, связана с отсутствием запланированного темпа роста – если план был 10%, то по факту получилось только 6%, – объяснила Сахончик. – Если мы предполагали расширение производства, а эти данные дает Министерство экономики, то по факту произошло снижение и производства, и мощностей. Даже если какие-то крупные юридические лица повышают заработную плату кому-то персонально, то в целом фонд оплаты труда снижается, поскольку идет сокращение.»

В последнее время уменьшается не только численность персонала в реальном секторе экономики, но одновременно с этим происходит убыль работоспособного населения в Дзержинске. Ольга Сахончик привела данные статистики, согласно которым за 2014-й и 2015 годы количество работоспособного населения в городском округе уменьшилось на 700 человек. Вместе с ними, понятное дело, сократилась и налогооблагаемая база. Вот они те самые последствия от утечки мозгов и рабочих рук, которые «подсаживают» дзержинскую казну.

Последний официальный отчет администрации Дзержинска о поступлении доходов в бюджет города (на 5.11.2015 г.) обнажает все проблемы по недосбору. Картина по налоговым доходам выглядит весьма неблагоприятно. На 5 ноября город собрал 1 млрд 112 млн руб. налогов, что составило 75,9% от годового плана. А ведь до конца года остается всего полтора месяца…

С перевыполнением плана в Дзержинске собираются акцизы (94,8%), единый налог на вмененный доход (93%), единый сельхозналог (97,4%). Правда, суммы сборов по сравнению с НДФЛ невелики – 5,9 млн руб. (годовой план 6,2 млн), 144 млн (154,9 млн) и 23 млн руб. (23 млн) соответственно.

По налогу на доходы физических лиц картина менее благополучная – 73,4% исполнения, в денежном выражении – 678,2 млн руб. при 924,6 млн в годовом уточненном плане.

Не все депутаты, участвовавшие в заседании бюджетного комитета, согласились с версией администрации, по которой бюджетные недосборы списывались на кризис. Народные избранники при рассмотрении очередного вопроса попросили рассказать, какие меры принимает администрация Дзержинска по увеличению собираемости доходов. Оказалось, что вся эта работа фактически сводится к давлению на предпринимателей. Чиновники борются за вывод из тени заработных плат и легализацию неоформленного персонала, чего в условиях кризиса само по себе становится недостаточно. И тут Ольга Сахончик не преминула заявить о принятых мерах по оптимизации ФОТ в структуре самой администрации. Правда, тут же сама неоднозначно отозвалась об эффективности такой меры. С одной стороны, сокращение зарплаты приводит к сокращению доходов, а с другой – уменьшаются и поступления от НДФЛ.

«Мы оптимизировали расходы, ударив по карману муниципальных служащих, но и уменьшили поступления от НДФЛ в бюджет. Пусть, с точки зрения расщепления, это не такая большая цифра, но магия маленьких чисел…» – рассуждала Ольга Сахончик.

Черный ноябрь


Судя по всему, это еще не последний в текущем году удар по карману муниципальных служащих вкупе с работниками муниципальных учреждений. Ольга Сахончик сообщила, что уже в ноябре администрация города представит в Думу очередные изменения бюджета.

«Для того чтобы привести параметры бюджета в соответствие с Бюджетным кодексом, нам нужно будет реально сократить достаточно большую сумму расходов, сегодня все структурные подразделения пытаются оптимизировать, уменьшать расходы», – подтвердила Сахончик.

В общем, судя по всему, бюджетной системе стоит готовиться к худшему. Такой сценарий подогревает и динамика получения неналоговых доходов. Например, приходится констатировать, что администрация провалила программу приватизации муниципального имущества на 2015 год. Так, судя по ноябрьскому отчету, план продаж исполнен только на 12,4%. Доходы от реализации собственности пополнили бюджет всего на 12,6 млн руб.  
И это при годовом-то плане в 101,6 млн рублей.

Не лучше продается и земля. План по реализации земельных участков исполнен всего на 45,1%. Доходы от продажи земли составили 56,3 млн руб. при плане в 125 млн.

Вряд ли стоит надеяться, что чиновники наверстают упущенное в части неналоговых поступлений. Таким образом, до конца года город не досчитается как минимум пары сотен миллионов рублей.

Падение спроса на муниципальную недвижимость в текущем году представители администрации также списывают на кризис. Иного мнения некоторые народные избранники, которые считают, что проблемы с реализацией собственности могли возникнуть по причине завышенной оценки объектов и несоответствий в оформлении конкурсной и технической документации.

В целом бюджет Дзержинска 2015 года по доходам исполнен на 3 млрд 216 млн рублей при годовом плане в 4 млрд 549 млн руб. Даже при запланированном дефиците в 200 млн уже понятно, что придется резать расходные статьи на несколько сотен миллионов рублей, а может, и больше. Чтобы свести дебет с кредитом в 2015 году, городу не хватает 1,3 млрд руб. Вряд ли в оставшиеся полтора месяца такая сумма будет восполнена.

Допрыгались!


Негативные явления в экономике страны, безусловно, сказались на наполняемости местной казны. Однако эксперты полагают, что бездумная хозяйственная политика местных властей еще больше загнала город в финансовый тупик. Зачем было затевать многочисленные капиталоемкие проекты в сфере развития инфраструктуры и благоустройства, имея прогнозы о возможном снижении объемов производства в реальном секторе экономики? Многие решения при очевидной нехватке средств воспринимаются как желание причинить намеренный ущерб бюджету. Такой, например, представляется ситуация с реализацией проекта по благоустройству Окской набережной.

С высоких трибун, помнится, неоднократно заявлялось, что администрация выбрала весьма удачную тактику работы с подрядчиками. Речь идет об оплате работ по крупным муниципальным контрактам в рассрочку для минимизации нагрузки на бюджет. Однако эти заявления, увы, не соотносятся с реальными действиями. Например, недавно мы запросили информацию о расчетах с подрядчиком, который проводил благоустройство Окской набережной. Так вот, на деле выяснилось, что администрация практически полностью рассчиталась с ООО «Генстроймонтаж». Из 90,1 млн руб.
за проведенные строительно-монтажные работы осталась несущественная кредиторская задолженность в размере 5,5 млн руб. Так и возникает вопрос о причинах, которые заставили администрацию города в столь сложный финансовый год исполнить дорогостоящий контракт. Интересы одного подрядчика удовлетворены, другие стоят в очереди на оплату.

Некоторые эксперты прямо говорят о том, что администрация доигралась с грандиозными проектами, которые затевались в преддверии кризиса. Учитывая, что сегодня в бюджете не хватает средств на выплату заработной платы, с благоустройством Окской набережной можно было и подождать, до лучших времен.

«Суть кризиса, конечно, макроэкономическая, от местных властей немногое зависит, – считает депутат Гордумы V созыва, бизнесмен Олег Аранович, заявляя вместе с этим, что и местные власти могли бы постараться минимизировать сегодняшние бюджетные потери. – Можно было заранее принять ряд мер, чтобы сейчас менее болезненно встречать экономические сложности.»

По мнению Арановича, основная ошибка местных властей в том, что они даже не пытались предвидеть сложности в экономике, моделировать их, а потом адаптировать город к новым экономическим условиям.

«Жили, как всегда, с раздутым штатом, с прожектами. Не принимали нужных решений. Тратили деньги на набережные и фасады. В итоге доигрались до того, что сейчас уже действительно непросто. Время потеряно, да и полномочия область забрала по многим вопросам…» – заключил Олег Александрович.

Удивительно, но даже сейчас местные власти не намерены отказываться от прожектов. Учитывая, что бюджет 2016 года по показателям еще хуже, чем нынешний, кое-кто все же стремится освоить крупные бюджетные деньги.

По расходам проект будущего бюджета уже на 76 млн руб. меньше первоначальных прогнозных показателей бюджета на 2015 год – всего
4 млрд 125 млн руб. При этом львиная доля расходов, как можно было понять на недавно проведенных общественных слушаниях по бюджету, это оплата текущих расходов – заработной платы работникам бюджетной системы, коммунальных платежей, поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии. Это примерно 90% от всего бюджета. В остальные 10%, которые предполагают финансирование всевозможных выплат социально незащищенным слоям населения, капиталоемкие проекты не втиснешь. Однако лоббисты, кажется, нашли выход и просят областного финансирования. В недавно принятом обращении на имя губернатора области с финансовыми просьбами есть весьма примечательные пункты. Так, дзержинцы просят выделить дополнительное финансирование на строительство инфраструктуры к двум поселкам для многодетных семей на севере города (39,6 млн руб.) и в районе поселка Пыра (118,4 млн руб.). Примечательно, что половину земельных участков на сформированных жилищных массивах под малоэтажную застройку выкупили частные лица. В этой связи есть основания полагать, что область откажет дзержинцам в таком запросе. В самом деле, не будет же областной бюджет финансировать наполовину частную стройку, особенно в такое экономически сложное время. Поэтому нельзя исключать, что ответственность за обеспечение инфраструктурой коттеджного строительства будет переложена на местный бюджет. Ведь предприниматели залезли в кредиты, чтобы выкупить землю, а возвратить инвестиции можно только с началом строительства и последующей реализацией новостроек. А начать строительство не представляется возможным без подведения коммуникаций. Прокладывать трубы самостоятельно крайне затратно. Единственно верный вариант, чтобы сохранить прибыль, – участие бюджета. Учитывая, что многие из вышеупомянутых инвесторов находятся сегодня в Городской думе, им по силам раскрутить бюджет на строительство инфраструктуры. Неизвестно, какое решение будет принято в итоге, когда на кону будет находиться стабильность социальной сферы и собственное финансовое благополучие. Если возобладают интересы коммерческих групп, наряду со страхами недосбора доходов возникает опасность реальной бюджетной катастрофы.

Вадим Щуренков