Сюрпризы от подоходного


Прогноз по собственным доходам в проекте бюджета на 2016 год – без малого 2 млрд руб. Снижение поступлений в местной администрации объясняют некоторыми решениями, которые принимаются на федеральном и областном уровнях, а также негативными процессами в экономике страны.

Основные проблемы связаны с «просадкой» сборов налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

В 2016 году город ожидает уменьшение поступлений на 41,6 млн руб. Такие прогнозы, по версии и.о. главы администрации Дзержинска Анатолия Слизова, связаны со снижением темпа роста фонда заработной платы во всех секторах экономики.

В 2016 году в Дзержинске прогнозируется всего лишь 7,2% роста денежного довольствия на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Однако даже эта цифра кажется весьма оптимистичной на фоне реалий нынешнего года. Так, на 2015 год рост фонда заработной платы в Дзержинске прогнозировался на уровне 10%. Фактическое же повышение, по оценке минэкономики региона, ожидается на уровне 3,3%. А реально в 2016 году доходы трудового населения могут и вовсе упасть. Вместе с ними снизится собираемость налогов. Соответственно, упадут и доходы бюджета.

В 2016 году в части подоходного налога Дзержинск ожидает еще один неприятный сюрприз – снижение дополнительного норматива отчислений. Если в 2015 году он составлял 10,2%, то в 2016-м – 10%. Минус две десятых процента за год трансформируется в потерю 6,2 млн руб. Немалые, в общем-то, деньги.

Бегство ИП


Сборы по второму по значению для местной казны Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) в 2016 году также ожидает снижение на 4,9 млн руб. от первоначально утвержденного бюджета на 2015 год. Причина уменьшения сборов, по версии все того же Слизова, – сокращение количества плательщиков налога. В первом полугодии 2015 года их количество уменьшилось на 199, из которых 42 перешли на упрощенную систему налогообложения, а 157 и вовсе снялись с учета. Ликвидация бизнеса или бегство предпринимателей может свидетельствовать о неблагоприятном климате, за формирование которого во многом отвечает местная власть.

В 2016 году произойдет и уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду – на 58,1 млн руб. А это результат изменения федерального законодательства, в котором поквартальная схема оплаты заменена годовой. В городской бюджет в 2016 году, таким образом, поступят деньги по этой статье только за 4-й квартал 2015 года. На авансовые платежи в 2016 году администрация уже не рассчитывает.

Земли тают


Нет особой надежды и на доходы от продажи земельных участков. По этой статье выручка обещает сократиться на 70 млн руб. В качестве причин администрация называет сокращение спроса на участки (кризис на дворе), а также принятие областного Закона № 197-З от 23.12.2014 года «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области». Местные чиновники пеняют на то, что закон с местного на региональный уровень перевел все полномочия по утверждению схемы расположения и проведению аукционов по продаже земельных участков. О том, что это было сделано для увеличения прозрачности процедуры реализации земли на местах, наши доблестные чиновники деликатно умалчивают.

Очередной пункт недосборов в бюджет 2016 года связан со снижением доходов от продажи имущества на 10 млн руб. «Поступление ожидается в соответствии с наличием объектов и их оценкой в программе приватизации муниципального имущества», – любезно сообщил нам Анатолий Слизов. На практике это может означать наличие в плане распродаж неликвидных для бизнеса объектов. Кроме того, оценка выставленной на торги недвижимости неоднократно получала упреки от депутатов Гордумы за значительные отклонения от рыночных реалий.

Снизятся в 2016 году и поступления от аренды земли – 3,8 млн руб. по предварительному прогнозу. Многие участки, как заверили нас в администрации Дзержинска, уже выкуплены в собственность, поэтому платежи от аренды объективно снижаются.

Крутим гайки


В качестве демонстрации своих активных действий, которые, впрочем, даже в прогнозах не смогли предотвратить падения доходов в 2016 году, администрация привела перечень нормативных документов. В их числе – свое Постановление № 5685 от 25.12.2014 г. «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на исполнение в полном объеме доходов городского бюджета, развитие собственной налоговой базы и получение дополнительных доходов в бюджет городского округа город Дзержинск на 2015 год». Непонятно, к чему, правда. Речь-то идет о бюджете на текущий год. Отсутствие аналогичного документа на 2016 год может свидетельствовать лишь об отсутствии у официального Дзержинска планов повышения доходности бюджета в будущем году.

Куда ближе к теме другое Постановление № 3421 от 29.08.2013 года, в рамках которого создана постоянно действующая межведомственная комиссия, в состав которой входят представители Фонда соцстраха, налоговой инспекции, Пенсионного фонда, Центра занятости населения, полиции, службы судебных приставов. Судя по составу этого органа, несложно догадаться, что его основная задача – вывернуть наизнанку местный бизнес, напугать и заставить платить еще больше налогов. В 2015 году на 9 заседаниях комиссии побывали 130 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Цифры, которыми апеллирует администрация, – погашение задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в сумме 23,7 млн руб. Результат, казалось бы, налицо. Но сработают ли подобного рода «репрессивные меры» в 2016 году, в период усиления экономического кризиса? Да и вышеупомянутое сокращение количества предпринимателей, их переход в другие налоговые органы также может свидетельствовать о чрезмерном давлении властей на бизнес. При этом давно уже подмечено, что работа межведомственной комиссии носит выборочный характер – до приближенных к власти предпринимателей очередь, как правило, не доходит.

В целом проект бюджета на 2016 год выдержан в следующих параметрах: 4 млрд 28 млн руб. – доходы, 4 млрд 125 млн руб. – расходы, 97 млн руб. – дефицит.

Заметим, что это только прогнозные показатели, исполнение которых, с учетом откровенно слабой финансово-экономической политики местной администрации, под большим сомнением. В пользу этого свидетельствует опыт настоящего, который вылился в существенное неисполнение доходной части бюджета текущего года – более 1 млрд руб. (см. материал «Все просто: «тупо нет денег…» в «ДВ» № 44 от 12.11.2015 г., а также материалы на официальном сайте издания www.dzer.ru).

Вадим Щуренков