Бюст министра Патоличева
На торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда, министра внешней торговли СССР, почетного гражданина города Н. Патоличева 26 сентября 1980 года в наш город прибыли высокие московские гости: секретарь парткома Министерства внешней торговли Р. Макаров, помощник министра внешней торговли СССР А. Юсупов, родные Николая Семеновича – дочь Наталья Николаевна, братья Павел Семенович и Александр Семенович. Пожаловали авторы сооружения – скульптор З. Азгур и архитектор Ю. Казаков. К значимому событию государственной важности готовились все: в Москве, в Горьком и, конечно, в Дзержинске.
С разрешения Президиума Верховного Совета СССР «в виде исключения» бюст Патоличева разрешили воздвигнуть не на его родине в Золино, а в Дзержинске. Комиссия под руководством главного архитектора города Е. Синявского предложила авторам для проектной проработки два варианта мест размещения бюста. Первый – небольшой скверик, ограниченный с севера проспектом Циолковского, с востока улицей Урицкого. Второй вариант предлагал разместить бюст в культурном центре на свободной площади перед Дворцом культуры химиков, с ориентированием скульптуры на главный вход стадиона «Химик».
Комиссия по строительству в составе секретаря городского комитета КПСС Н.И. Егорченкова, главного архитектора города Е.А. Синявского, военного комиссара города В.В. Шаталина, других ответственных чиновников во главе с председателем горсовета Ю.В. Макаровым развернула бурную деятельность. И 23 сентября 1980 года все было готово к открытию. Специалисты и строители треста № 4 «Дзержинский» постарались на совесть, и 25 сентября члены Государственной комиссии подписали акт о приемке бюста с оценкой «отлично».
Бронзовый бюст в память о большом человеке в скверике на пересечении проспекта Циолковского и улицы Урицкого – достойная память дзержинцев о достойном человеке.
Памятник легендарному директору
Семь лет спустя на проспекте Победы был воздвигнут еще один бронзовый бюст – в честь нашего земляка, тогда генерального директора производственного объединения «Завод им. Я.М. Свердлова», дважды Героя Социалистического Труда, почетного гражданина г. Дзержинска М. Сухаренко. На то был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1983 года.
День открытия, 5 августа 1987 года, запомнился многим очевидцам. На митинг пришло очень много людей, был и сам Михаил Федорович Сухаренко со своими родными и близкими. Торжество открыла секретарь Дзержинского горкома партии КПСС Г.В. Енжова. Красную ленточку перерезал второй секретарь Горьковского обкома КПСС Г.М. Ходырев.
С ответственным заданием государственной важности по возведению бюста г. Дзержинск в очередной раз справился успешно. Хотя без проблем не обошлось: постановление правительства предписывало установку бронзового бюста дважды Героя на его малой родине, а Михаил Федорович родился на Украине. «В Глухове меня никто не знает, – заявил Михаил Федорович. – Ставьте бюст в Дзержинске.» Пришлось обратиться с письмом в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой «разрешить в виде исключения» установить памятник в Дзержинске». Москва ответила согласием.
В мае 1984 года выбрали площадку под строительство – в центральной части города, на бульварной зоне проспекта Победы в районе ДКХ. Проект поручили выполнить тоже скульптору З.И. Азгуру и архитектору Ю.И. Казакову. Отливать должны были на Минском опытно-экспериментальном заводе монументальной скульптуры. Летом того же года делегация из Дзержинска отправилась в Минск к ваятелю. В дальний путь Михаил Федорович поехал на служебной «Волге» в сопровождении секретаря горисполкома М.Н. Шумихина, главного архитектора города Е.А. Синявского. Интересно, что тогда должна была состояться встреча двух земляков – Сухаренко и Патоличева, но… «Предварительно по телефону с согласия Михаила Федоровича я договорился о его встрече с министром внешней торговли СССР Патоличевым в его рабочем кабинете в Министерстве иностранных дел, – вспоминал М.Н. Шумихин. – И вот мы на Смоленской площади. Патоличев в своем кабинете ожидал высокого гостя из Дзержинска. Однако Михаил Федорович неожиданно для всех нас под предлогом неважного самочувствия отказался выйти из машины и подняться в кабинет Патоличева. Встреча легендарных дзержинцев не состоялась.»
Станислав Шальнов,
краевед
краевед