Дзержинское время

«Так и живем…»

Агнесса Васильевна, как рассказывают жители дома, всегда любила животных. У нее постоянно жили птички-канареечки, попугайчики, какие-то хомячки, были представители семейства кошачьих и собаки, но за зверушками хорошо ухаживали, и никому они не мешали. Однако около пяти лет назад не стало мужа пенсионерки, и с того момента все изменилось. Популяция кошек в ее квартире стала увеличиваться в геометрической прогрессии, пока в итоге не заполнила всю четырехкомнатную квартиру. Тогда-то соседи и начали ощущать очень неприятный запах на лестничной клетке, который порой становился невыносимым, и забили тревогу.
Чтобы хоть как-то выйти из положения, летом на лестничной площадке жители все время открывают окна, а те, у кого есть возможность, стараются вообще уехать на несколько месяцев куда-нибудь за город, на дачу. Но вот зимой всем им приходится туго: окна-двери не открыть – замерзнешь, а закроешь – запах становится невыносимым. Между прочим, кошачий помет бабушка выносит и выбрасывает прямо в мусоропровод. Старается делать это рано утром, когда еще никого в подъезде нет. Но соседи уже не раз заставали Агнессу Васильевну за этим занятием.
Еще одна напасть, источником которой стала квартира пенсионерки, – это полчища тараканов, которые лезут изо всех щелей и прямиком к соседям, а те в свою очередь вынуждены постоянно выводить насекомых.
Но, пожалуй, особенно сильно страдает соседка, живущая этажом ниже. Она уже устала устранять последствия многочисленных проливов, а желтые разводы на ее потолке не переводятся годами. Дело в том, что трубы и вся сантехника в квартире Агнессы Васильевны давно пришли в негодность, но мастера в ее квартиру не идут – невозможно работать. Да она их и не вызывает, ей же на голову ничего не капает.
За эти годы несколько жильцов из-за запаха и антисанитарии переехали в другое жилье – съехала молодая семья с маленькими детьми, бабушку-ветерана войны забрали к себе родственники. Остальным деваться некуда.
«Вот сегодня опять – вышел в подъезд и начал бить кашель. Лечу бронхиты постоянно, дышать нечем, живу на лекарствах», – жалуется Александр Кириллович, а его квартира, между прочим, находится на приличном расстоянии от жилья Агнессы Васильевны. Что уж говорить о тех, кто живет с ней бок о бок?

Разбирайтесь сами?

Кстати, именно Александр Кириллович и начал искать законную управу на проблемную соседку. Однако пока все его попытки найти поддержку и защиту у чиновников, надзорных органов, полиции безрезультатны. Как часто происходит в подобных ситуациях, одни структуры кивают на другие, и идет бесконечная переписка между Государственной жилищной инспекцией, администрацией города, Дзержинской прокуратурой, управлением МВД, санитарно-эпидемиологической службой. Однако все решения упираются в один факт: Агнесса Васильевна – собственница квартиры, а значит, по закону, имеет право делать на своей площади, что хочет, хоть слонов разводить.
Правда, в Жилищном кодексе РФ черным по белому сказано: «Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства…» (ст. 17, п. 4). А вот где прописаны какие-то конкретные показатели, например, допустимого содержания загрязняющих веществ в воздухе в многоквартирном доме, а также ответственность владельца жилья за несоблюдение этих норм? Пока единственным действием надзорных органов стала проверка со стороны Государственной ветеринарной службы. К Агнессе Васильевне приезжал инспектор из Нижнего Новгорода и выписал штраф в 300 рублей за ненадлежащий уход за домашними животными…
Однако Александр Кириллович не сдается. Он постепенно собирает доказательства, например, у него есть видеозапись, которая велась тайно в квартире Агнессы Васильевны. Хотя квартирой это помещение назвать трудно: остатки мебели, разодранные диваны, пол, который как будто шевелится, так много на нем тараканов, и полудикие худые коты, прячущиеся от людей. Складывает в папочку ответы из различных инстанций. Даже обращался в психоневрологический диспансер, однако врачи ответили, что не имеют права трогать безобидных старушек. Вот начнет на людей бросаться – тогда другое дело.
Его действия, в принципе, считают обоснованными эксперты, к которым мы обратились за комментариями. Например, как нам рассказал заместитель директора УК «Управдом» Александр Марков, у жителей есть только одна возможность как-то повлиять на события – подавать заявление в суд, предоставлять туда как можно больше доказательств и добиваться того, чтобы судья принял решение в их пользу и обязал хозяйку очистить квартиру от животных. А если она этого не сделает, то ее будут привлекать уже к уголовной ответственности за неисполнение решения суда. А вот юрист Максим Петров считает, что даже в этом случае старушка вряд ли понесет хоть какое-то реальное наказание, скорее всего, ей будут выписывать штрафы, которые оплачивать она все равно не сможет. И вообще правозащитник в этом деле не дает никаких ободряющих прогнозов, во всяком случае, на вопрос, что же все-таки делать людям, он ответил, что единственное кардинальное решение – это пытаться любыми способами переехать в другой дом.

Человек и кошка…

Увидеть Агнессу Васильевну удается немногим посетителям – она редко кому открывает дверь, тем более никого не пускает к себе. Однако нам удалось не просто познакомиться с женщиной, но и поговорить с ней. Худенькая, нездорового вида старушка, бедно одета, но не в лохмотьях. Производит впечатление вполне адекватного человека. Она рассказала свою версию происходящего. Да, она всегда любила животных, даже подрабатывала разведением и продажей птиц, грызунов. Да, сейчас расплодились кошки, и она сама этому не рада. Но что теперь делать, не знает: «Выгнать их на улицу, как мне советуют иногда люди, я не могу. А раздавать – так кому нужны взрослые кошки?». При этом старушка даже пожаловалась, что питомцы иногда ее кусают и царапают, заносят инфекцию.
Она также прекрасно понимает, что простой уборкой в ее квартире не обойдешься – запах въелся в стены, в пол настолько, что спасет теперь только капитальный ремонт. А кто его будет делать? Правда, на вопрос о том, что у нее постоянно появляются новые котята, и кошек нужно хотя бы стерилизовать, Агнесса Васильевна дала не совсем, на наш взгляд, адекватный ответ, мол, котят больше не будет, так как у нее самцы и самки живут в разных комнатах.
Агнесса Васильевна также рассказала, что во время предвыборной кампании в этом году к ней приходили помощники кандидата в депутаты и обещали пристроить кошек в нижегородский приют. Однако выборы давно прошли, а за кошками так никто и не приехал. А вообще, Агнесса Василь-евна пообещала, что отдаст кошек в добрые руки, если таковые, конечно, найдутся.
А тут еще и другая напасть – больше двух месяцев в квартире Агнессы Васильевны за неуплату отключено электричество. За квартиру она вообще не платит с прошлого года, говорит, что попала в трудное материальное положение (что и говорить, если только на корм для кошек она тратит около 250 рублей в день), а дочь, которая вместе с ребенком-инвалидом прописана в квартире, не помогает даже оформить субсидию. Сама же старушка не знает, куда обращаться. Она даже позвонить никуда не может – телефон сотовый негде зарядить.
А в темноте без электричества она не может навести чистоту в квартире.

В общем, замкнутый круг…

Кстати, у Агнессы Васильевны всего трое детей, но двое живут в других городах, а третья дочь – та, что в Дзержинске – с матерью почти не общается. Как, впрочем, и другие люди, которые окружают старушку. А ведь без их помощи Агнессе Васильевне свои проб-лемы уже не решить. В нашем обществе к таким историям почему-то относятся как к каким-то курьезам, из таких историй любят делать ток-шоу и скандальные передачи.
Но не дай вам Бог жить рядом с таким «кошачьим домом» и годами безуспешно бороться за право дышать чистым воздухом для себя и своих детей.
И не дай вам Бог на старости лет остаться без поддержки людей в окружении двадцати кошек. Агнессе Васильевне без помощи добрых неравнодушных людей сейчас из своих бед не выбраться, а вместе с ней будут страдать и ее соседи. Мы будем следить за ситуацией и помогать тем, что в наших силах.
Марина Ильина