Никто не хочет брать ответственность

Дзержинское время

После памятного комитета по коммунальному хозяйству городской Думы, где на прошлой неделе была впервые во всеуслышание, а не кулуарно, озвучена эта новость, ждали хоть каких-то поворотов сюжета от недавнего комитета по бюджету (он состоялся 23 ноября). Но их не случилось. Депутаты даже не стали заслушивать доклады главного финансиста города Ольги Сахончик и директора МУП «Экспресс» Игоря Глитняка. С удивительным единодушием они прислушались к словам Павла Воронина – мол, наш комитет рекомендовал администрации представить четкий план решения проблемы до 1 декабря, пока обсуждать нечего.
И хотя глава города Сергей Попов пытался вставить слово, что на бюджетном комитете речь о судьбе «Экспресса» пойдет в другой плоскости – с точки зрения финансовой, депутаты вопрос отложили. А выслушать, на наш взгляд, стоило.

«Оптимизация» муниципального транспорта

Рассказ о состоянии дел на муниципальном предприятии «Экспресс» и программа антикризисных мер на ближайшее будущее озвучил на думском комитете по городскому хозяйству директор  МУПа Игорь Глитняк. Они стоят того, чтобы на них остановиться подробней.
Ситуация, если называть вещи своими именами, катастрофична. МУП «Экспресс» сегодня – предприятие с почти тысячей работников. Оно обслуживает 4-й и 5-й трамвайные, шесть троллейбусных, два городских автобусных маршрута (№ 15 и 28), а также несколько пригородных и междугороднюю автобусные линии. И при сохранении существующего режима перевозок, по словам Игоря Глитняка, МУПу потребуется финансирование из бюджета города в размере 199 миллионов рублей. Поскольку в нынешних экономических условиях это невозможно, заявил тот же Глитняк, то предлагается закрыть затратное и убыточное для муниципального транспортного предприятия трамвайное сообщение. То есть совсем.
Не приостановить, не законсервировать на время. Закрыть. Вагоны почти все изношены на 100%, контактная сеть и рельсы тоже. В таких условиях трамвайные перевозки становятся не только убыточными, но и просто опасными для людей.
В связи с этим МУП «Экспресс» готово по распоряжению администрации и в указанные ею сроки начать подготовку к закрытию трамвайного сообщения, которое приносит многомиллионные убытки ежегодно. Кроме трамваев руководство «Экспресса» намерено расстаться с междугородним маршрутом (до Чебоксар) и двумя городскими маршрутами – № 15 и 28, а снятые с них автобусы направить на перевозку пассажиров из центра города на Свердлова по пути следования 5-го трамвая. Троллейбусное сообщение и пригородные перевозки до Нижнего, в поселки, на автозавод останутся.
Новый автобусный маршрут – преемник трамвайного – не надо будет даже разыгрывать на конкурсе (конкуренции с частными перевозчиками «Экспресс» может и не выдержать). Нынешнее законодательство позволяет «ездить» по нему в тестовом режиме в течение года. Все эти меры, а также предполагаемое в обозримом будущем повышение платы за проезд, по словам Глитняка, даст сокращение расходов на 110-113 мил- лионов рублей в год.
Предлагается перевести автобусный парк и службу «гараж» на территорию троллейбусного депо, уплотнить ее, так сказать. Диспетчерский пункт трамваев на заводе Свердлова Игорь Глитняк попросил оставить за МУПом. Предприятие сможет оказывать платные услуги частным перевозчикам и иметь дополнительные доходы.
В числе прочих мер были названы также демонтаж и последующая продажа части рельсов, опор и контактной сети там, где это не нарушит дорожное полотно (по маршруту трамвая № 4) и, возможно, даже организации там платной автопарковки.
А еще Игорь Глитняк просил власти отчасти пересмотреть транспортную карту города, чтобы у муниципального транспортно-го предприятия было меньше конкурентов на их маршрутах (то бишь «забрать» у частников некоторые улицы, тогда число перевозимых пассажиров и сборы МУПа возрастут). Между прочим, такое распределение в пользу транспортных МУПов, чтобы они могли больше зарабатывать, в других регионах власти используют вовсю. В Дзержинске – нет. Не мудрено, у нас частные транспортные предприятия, в учредителях которых состоят влиятельные люди, имеют все преференции.
Красивым словом «оптимизация» было названо и предполагаемое сокращение почти 200 работников предприятия, то есть 20% численности штата. Но у депутатов возник вопрос не по этому поводу. Их интересовало, что будет с освобождающимся трамвайным депо? Ответ прост – решать этот вопрос будет собственник, то есть администрация.
Игорь Глитняк обратил внимание, что даже после решения о закрытии трамвайного сообщения еще три месяца этот транспорт будет функционировать. Людей-то надо предупреждать заранее о сокращении. Им, кстати, надо платить выходное пособие.
Так что при всех сокращениях и изменениях МУП «Экспресс» понадобится бюджетное финансирование в будущем году в размере около 90 миллионов рублей. А в проекте бюджета заложено 20…

Никому не хочется брать ответственность

Очень показательной оказалась позиция администрации по этому вопросу. Почему-то в речах начальника управления транспорта и связи мэрии Дмитрия Волокушина звучали другие цифры. По словам чиновника,  «Экспрессу» нужно не 199,5, как сказал Глитняк, а 150 миллионов на 2016 год.
Соотношение участия в льготных перевозках пассажиров «Экспресса» и частников, сказал Волокушин, сегодня почти равное – 50 на 50, ну, или 60 на 40 процентов. Директор «Экспресса» сразу после этого назвал совсем другие цифры – 82 и 18 процентов. Кто из них ошибался или преувеличивал?
А еще было очевидно, что Дмитрий Волокушин очень не хотел признавать, что ответственность за принятие непопулярного решения о закрытии трамвайного сообщения полностью лежит на администрации. Главе комитета Павлу Воронину пришлось даже переспрашивать его об этом.
И только после однозначного заявления представителей правового управления Думы начальник управления транспорта признал очевидный даже для неспециалистов факт.
Обсуждение на комитете по городскому хозяйству шло весьма бурно. На нем присутствовали представители трудового коллектива. Они высказали нелицеприятные вещи в адрес руководства МУПа. Некоторые депутаты тоже бросали жесткие фразы Игорю Глитняку: «Сверху команда поступила разорить ТТУ и закрыть трамваи?», «А сколько сэкономит «Экспресс», если уволим директора?». Звучало это громко и красиво. Однако вспомним, что эти же самые депутаты в Думе предыдущего созыва пять лет слушали доклады о том, как катится под уклон «Экспресс», создавали проверяющие комиссии, но при этом не требовали от администрации реальных действий. Пожалуй, только в этот раз администрации «предписали» к 1 декабря представить конкретный четкий план того, что будет с предприятием, рабочим коллективом и т.д.? Но в любом случае миф про «хороших депутатов» и «плохих чиновников» не выдерживает критики. Ответственность за ситуацию у них общая, солидарная. Ну а персональную ответственность придется взять на себя будущему сити-менеджеру, имя которого мы узнаем уже сегодня.

Есть ли другие варианты?

Мы взяли несколько комментариев участников заседания того самого бюджетного комитета – Дмитрия Волокушина и Игоря Глитняка. Оба считают, что закрытие трамвайного движения в Дзержинске – необходимый и самый эффективный вариант.

Дмитрий Волокушин, начальник управления транспорта и связи администрации Дзержинска:

– Решение это, я не знаю, хозяйственное или политическое. Но при таком финансировании содержать трамваи невозможно. Всем обняться и утонуть – это не выход. Денег нет, а мы все равно будем твердить: «Трамваи нужны, трамваи – это хорошо…».
Вообще-то у нас в стратегии развития города и в концепции развития транспорта уже записано, что 5-й трамвайный маршрут убираем, а по пр. Ленина пускаем троллейбус. В 2015 году не заказали проект реконструкции дороги только потому, что пришлось отдать выделенные на него 3 миллиона на содержание МУПа.
Не соглашусь с предположениями, что под продажу могут пойти разворотные площадки трамваев у той же швейной  фабрики, например. Продавать их нельзя. Они понадобятся для маневров будущего троллейбусного маршрута.
Что касается трамвайного депо, содержать эту базу МУПу накладно (8 гектаров рассчитаны на 100 трамваев, а у «Экспресса» их всего 26). МУП передаст депо городу, а тот уж будет решать, как его использовать.

Игорь Глитняк, директор МУП «Экспресс»:

– Я не вижу других реальных вариантов, кроме закрытия трамвая. Область, Нижний вряд ли помогут. Там тоже ситуация плачевная. Долги по горэлектротранспорту только за свет – 130 млн, у нижегородского пассажирского предприятия долги под 800 млн рублей.

***

Так что же дальше? Ждать до 1 декабря, когда депутатам от администрации должен быть представлен некий план действий в отношении МУП «Экспресс», осталось всего неделю. Если мы правильно поняли, то депутаты не услышат ничего нового. И Дзержинск с трамваем распрощается. В отличие от многих яростных сторонников трамвая, ваша покорная слуга этот вид транспорта в его нынешнем виде недолюбливает. И в его возрождение у нас не верит. Но вот беда – еще больше сомнений в том, что, закрыв трамваи, власти грамотно выстроят дальнейшую работу муниципального транспорта.
Воображение так и рисует: никаких преференций перед частниками «Экспрессу» не дадут, тот опять пойдет просить миллионы из бюджета, ликвидное имущество МУПа распродадут подешевке, а весь проспект Ленина и улица Красноармейская встанут в вечной пробке. Потому что на троллейбусный маршрут тоже денег не окажется. И все это произойдет исключительно по объективным обстоятельствам.
Елена Бахтина
Фото с сайта transphoto.ru