Удивляет, с какой поспешностью городская администрация приняла решение о ликвидации трамвайного движения. В Дзержинске, кто не знает, осталось всего два трамвайных маршрута – № 4 и 5. Тройку, та, что курсировала вдоль улиц Гайдара и Чапаева, ликвидировали в 2008 году, а еще раньше, в 2006-м, власти упразднили 1-й маршрут, который возил рабочих на заводы восточной промзоны. Вы представляете, сколько десятков, если не сотен миллионов заработал заведующий всем горэлектротранспортом МУП «Экспресс» на сдаче в лом рельсов, опор и контактной сети? Правда, похоже, что трамвайный парк не увидел ни копейки с этой грандиозной распродажи. Работники «Экспресса» открыто говорят, что начальство нагло и бесцеремонно расфасовало выручку по собственным карманам. Так, за последние 20 лет город не приобрел ни одного нового вагона. И даже на бэушные, но еще довольно крепкие трамваи денег не хватило.
К слову, инициативная группа «Дзержинцы за общественный транспорт» (ДЗОТ) обращалась в администрацию города, чтобы та рассмотрела возможность приобретения бэушных вагонов из Москвы, которые в десять раз дешевле, чем новые, и во столько же раз комфортабельнее и крепче, чем те, которые ходят в Дзержинске. Чиновники, по словам лидера группы Андрея Блохина, проигнорировали такую возможность. Зато теперь у них есть возможность оправдать решение об остановке трамвая ветхостью вагонов и путей, а еще огромными средствами, необходимыми на их обновление. По заявлению начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска Дмитрия Волокушина, на ремонт инфраструктуры и закупку новых вагонов необходимо около 1 млрд рублей. Таких денег сейчас нет ни у города, ни тем более у «Экспресса». А с сегодняшним стопроцентным износом и рельсов, и вагонов эксплуатировать трамвай, по словам чиновника, уже нельзя.
Но почему тогда ни городское руководство, ни менеджеры МУПа столько лет даже не задумывались о вложениях в трамвайный парк? Порционные вливания хотя бы в год по трамваю, хотя бы по километру новых трамвайных путей явно не подкосили бы экономику города, зато не привели бы рельсовый транспорт в столь удручающее состояние. Так и придется поневоле поверить активистам из ДЗОТ, которые уже давно говорят о маршруточном лобби в коридорах местной власти. Мы не сомневаемся, что в итоге место трамвая займут частные перевозчики.
И теперь есть уже вполне реальная угроза резкого повышения стоимости проезда на частных «ПАЗиках», которые придут на смену муниципальным трамваям. В этом случае Андрей Блохин ссылается на отдельные положения ФЗ № 220, которые вступят в силу с 1 января 2016 года и отменят регулирование цен на проезд в коммерческом транспорте. Думаете, маршруточники не воспользуются такой возможностью ради увеличения выручки? Конечно, воспользуются, так как сдерживающий фактор в виде трамвая с его 16-рублевым проездом к тому времени обещает бесповоротно почить в бозе. Власти даже шансов на возрождение трамвая не оставят.
В понедельник руководство МУП «Экспресс» провело собрание с коллективом, где работникам заявили, что все трамвайные вагоны будут порезаны и сданы в ближайшее время после остановки движения. А рельсы и контактную сеть обещают разобрать уже будущей весной, сразу после того, как сойдет снег. Работникам трамвайного депо даже не оставляют шансов на реализацию их предложения. На заседании комитета Гордумы по городскому хозяйству 15 декабря работники МУП «Экспресс» обратились к властям с требованием вывести трамвайное депо в отдельное предприятие. Трамвай, как считает коллектив, самодостаточный вид транспорта. Годовая выручка от продажи билетов и проездных на трамвай составляет 200 млн руб.
Ровно столько же требуется и на обеспечение трамвайного движения. Иными словами, структурные преобразования позволили бы работать в ноль, а с обновлением состава и инфраструктуры получать прибыль.
Депутаты, конечно, проголосовали за то, чтобы администрация рассмотрела возможность выделения трамвайного депо в отдельную структуру. Но будет ли толк, если работники «Экспресса» уже получили на руки уведомления о сокращении, а вагоны обещают порезать на лом? Да и разве слушала администрация Городскую думу, когда принималось решение о ликвидации трамвайного движения? Первое заседание комитета по городскому хозяйству, где обсуждалась проблема, состоялось 11 декабря, а постановление администрации об отмене трамвайного движения было подписано на день раньше. На пленарном заседании Думы в ноябре вопрос не обсуждался. И на декабрьский пленум его уже не имеет смысла выносить. В общем, ни с депутатами, ни с народом чиновники не посоветовались.
Администрация хоть и обещает заместить трамвай автобусами, но в полной мере это сделать не получится. И не только потому, что в одном вагоне умещается 200 пассажиров, а в «ПАЗике» только 42. Например, на улице Патоличева, где ходил трамвай, вовсе нет дороги, по которой бы смогли двигаться автобусы. И на улице Красноармейской, где благополучно ходила пятерка, в часы пик сплошные заторы, в которых встанут и маршрутки.
Не позавидуешь и работникам МУП «Экспресс». До сих пор остается неясно, какое количество человек из тех 250, что обеспечивали трамвайное движение, пойдут на улицу. Как стало ясно на заседании комитета по городскому хозяйству 15 декабря, у руководства предприятия нет четкого плана дальнейшего трудоустройства работников. «Не готов озвучить цифру, какому количеству работников мы предложим остаться работать на предприятии», – заключил директор МУП «Экспресс» Игорь Глитняк. А сегодня и самого Игоря Евгеньевича уже нет у руля предприятия, сразу после заседания комитета он написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Вадим Щуренков