В июле некие инициативные распространители вкладывали рекламные листовки со слоганом «Деньги всем!» в газеты «Эконом Инфо», выложенные на стойки в торговых центрах города. Инцидент повторялся несколько раз. Пачку газет просто изымали со стойки, а возвращали уже с листовкой, рекламирующей «легкий» способ получения телефонных консультаций по кредитам до 5 миллионов рублей. Газета «с сюрпризом» привлекла внимание сотрудников курьерской службы «Эконома». Точно известно, что листовки вкладывались в часть тиража как минимум трех июльских выпусков «Эконом Инфо» и распространялись с газетой через стойки в ТЦ «Меркурий» и «Свердловец».
Практика доведения рекламы до потребителя через вложение материалов в газеты не нова, ею с успехом пользовались многие предприниматели. Но, как правило, только с разрешения издателя, заключив соответствующий договор с редакцией. В данном же случае, как вы уже поняли, никаких договоренностей между активистами-распространителями и редакцией достигнуто не было. Повторимся! Редакция к этим листовкам не имела никакого отношения! Поэтому первое, что сделал корреспондент «Эконом Инфо», чтобы связаться с организаторами креативной рекламной кампании по вопросам кредитования, – набрал номер, указанный на листовке 8-809…
Указать стоимость минуты требует закон
Робот вежливо поприветствовал меня, выразил благодарность за звонок и сообщил, что консультация по кредитованию стоит… 191 рубль за минуту разговора плюс плата за соединение. Как сообщили мне потом в ОАО «Волгателеком», стоимость соединения по номеру с префиксом 8-809 заведомо платное и может составлять от 10 до 100 рублей. Вот те на! А в листовке об этом ни слова – ни про платное соединение, ни про стоимость минуты… Внимательно перечитываю листовку: «Всего один звонок! Деньги всем! Консультация в получении кредитов от 30 000 до 5 000 000 рублей на любые цели, помощь в оформлении заявок по телефону!» и что всем этим занимается «Общероссийская Центральная Справочная Служба по вопросам кредитования и приема заявок Юрецкой О.А.» – и ни строчечки о том, что просто соединение мне может обойтись в сто рублей, не говоря уже о стоимости самой консультации!
Казалось, люди, которые организовали платный сервис, предоставляют контент-услуги, сами дают правовые консультации, должны бы читать ФЗ «О рекламе», усвоить его простые истины и не скрывать часть существенной информации об услуге, а именно о платном характере телефонных звонков (часть 7, статья 5 ФЗ «О рекламе»). А по большому счету, при оказании услуг с использованием платных номеров в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10) и Закона «О рекламе» (за не предоставление потребителю существенной информации об услуге, если ее отсутствие ввело потребителя в заблуждение), в осуществляемых рекламных кампаниях по продвижению номера необходимо указывать не только точную стоимость минуты и соединения, а также график работы сервиса, возрастные ограничения.
Вообщем, такого грубого нарушения моих потребительских прав было достаточно для предварительного вывода о качестве сервиса. У столь недобросовестных консультантов я бы даже погоду узнавать не стала, чего уж говорить о кредите в пять миллионов рублей!
Кстати, о погоде… Телефонные сервисы, предлагающие различные услуги, привычное явление для страны в целом и Дзержинска в том числе. Для сравнения – консультирование населения в области психологии – 60 рублей, минута беседы со службой «Разговоры для взрослых» стоит 30 рублей, платная справочная служба 009 берет за свои услуги 28 рублей, различные сервисы, вроде «Погода на завтра» или «Курс доллара», и вовсе не изымут из абонентского кошелька больше 20 рублей…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 27 августа 2009 года)
Ирина Петрова