Прежде никто не показывал войну 1812 года так масштабно, как это сделал в своей киноэпопее выдающийся советский  кинорежиссер Сергей Бондарчук.  Батальные сцены  Бородинского сражения в фильме снимались при активном участии советской армии и специально созданного кавалерийского полка. В массовках были заняты более тринадцати тысяч солдат-статистов. Среди десятка дзержинских парней, по долгу службы оказавшихся на съемках фильма «Война и мир», был и Гурий Васильевич Свинцов. Соприкосновение с ожившими страницами отечественной истории оставило  у молодого солдата  яркое впечатление на всю жизнь.
 

Каждое утро шли в атаку


Гурия призвали в армию  девятнадцатилетним пареньком в 1963 году после окончания  Дзержинского химического техникума им. Красной Армии. Он рассматривает черно-белые фотографии, снятые им тогда старенькой «Сменой», и вспоминает: «Ночью 26 июля 1963 года  эшелон пригнали на станцию Дорогобуж Смоленской области. Нас помыли, переодели в военную форму и сообщили, что будут снимать в батальных сценах фильма «Война и мир»  режиссера Сергея Бондарчука».  Расселили новобранцев по брезентовым полевым палаткам  в километре от места съемок. Ускоренным темпом за неделю  они прошли курс молодого бойца, строевую подготовку, отстреляли по пять патронов из АК-47 и после этого  приняли присягу. Снимали битву на военном полигоне под городом Дорогобуж неподалеку от Смоленска.  Каждое утро солдаты, переодетые в форму  времен Александра I и Наполеона Бонапарта, строились и шли в атаку.

Прикосновение к истории


Так служба Гурия и его  бритоголовых сослуживцев проходила  в каждодневных жарких «сражениях» на полигоне, преобразованном киношниками под Бородино.  Получилась  небольшая деревенька с   домиками, вернее – лишь с одними фасадами, обращенными к объективам кинокамер. Невдалеке, на косогоре, – старинная церковь, сооруженная из фанеры и картона. На месте съемок  взрывали и сжигали сотни килограммов горючих, взрывчатых материалов, других средств пиротехники. Однако, по свидетельству Гурия Васильевича, в адском грохоте и дыму за время съемок удалось добиться полной безопасности: с воинами-статистами не произошло ни одного несчастного случая!

Каждый свой день  солдаты проводили на широком холмистом поле под палящим летним солнцем.  Подъем – в пять утра. Завтрак – в полшестого, и под барабанную дробь походной колонной повзводно выходили на дремавший в утреннем тумане луг. Обедали там же – еду на всю братию доставляли  полевые кухни.


Начало «решающей битвы»


Съемкам предшествовали изнурительные репетиции с построением. Около тринадцати тысяч статистов на протяжении двух месяцев «вживались в образ»: переодетые в форму тех времен солдаты  до деталей имитировали построения, приемы ведения боя той эпохи. Конники  стремительно мчались в бой. Хотя в первый день съемок многим служивым  костюмы вовсе не понадобились: снимался эпизод купания. Денек выдался жарким, и по велению режиссера несколько сот парней, полностью сняв с себя одежду,  с удовольствием плескались в озере в чем мать родила. С берега  на «пушечное мясо» взирал актер Вячеслав Тихонов, исполнявший роль Андрея Болконского.

Но вот настал  день  «решающей битвы». Все поле боя разделили на секторы. В каждом – своя полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта режиссера. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Саперы навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». По всему полю долгой зигзагообразной линией пролегла дорожка, по которой двигался аппарат Петрицкого,  оператора-постановщика фильма.  

Военный консультант  ставит  задачу: по его команде войска строятся и разводятся в боевом порядке. В этот момент в небе вспыхивает зеленая ракета, означающая начало съемок и сигнал к действию тысяч людей по заранее разработанному плану.  

«Стоп! Снято!»


Все режиссерские команды транслировались через мощные армейские звукоусилители на всю округу. Перед началом съемки звучала  команда: «Зажечь дымы! Заложить фоговые заряды!». И по всему горизонту поднимались облака белого и черного дыма, копоти, смешивающиеся в серую пелену.  Действие фоговых зарядов походило на небольшие атомные взрывы в сильно уменьшенном виде – огненные красно-черные шары то и дело вырывались высоко в небо. Так выглядел выплеснутый в воздух горящий керосин.

Последующие команды, казалось, приводили в движение все живое в округе: «Подразделение капитана Агафонова, десять шагов вперед! Старая гвардия, на тридцать метров левее  шагом марш! Драгуны и кирасиры, скройтесь за рощей!».  Беспрерывно трещали ружейные выстрелы. Был слышен лязг сабель. Кавалерия проносилась по своему маршруту, пехота маршировала  с оружием наперевес свои тридцать-сорок шагов. Над полем висел  военный вертолет, с которого также велась съемка. Все  тонуло в дыму и пыли. Но вот беспрерывный грохот, от которого закладывало уши, неожиданно смолкает по команде: «Стоп, отбой, снято! Кругом! На исходные позиции шагом марш!».

Съемки каждого эпизода, который на экране длится, быть может, секунды, повторялись четыре-пять раз, с интервалом в полтора часа. В это время  саперы заново заряжали  взрывающуюся и дымящую пиротехнику, гримеры подправляли потекший грим актерам.


После «сражения»


Участие в съемке сцены Бородинского поля  «после сражения» Гурию Васильевичу запомнилось особо. Всю массовку – живых людей, а также множество манекен-кукол уложили в самых выразительных и разнообразных позах по всему полю. «Облитые водой из пожарных машин, – рассказывает Гурий Васильевич, – мы лежали, пока не сняли с десяток дублей. Между нами пробегал дрессированный волк, каркали огромные черные вороны – тоже специально обученные. Вот  Наполеон (актер Стржельчик)  на белом коне  объезжает поле и в задумчивости лицезреет  это  жуткое зрелище…  Мы лежим в  картинных позах, изображая мертвых, а второй режиссер не без крепкого словца кричит в микрофон: «Мертвецы, не шевелитесь, не шевелитесь и не курите, черти!».

«Воевали» без выходных, каждый день, меняя форму одежды и позиции. Исторических костюмов на всю многотысячную армию не хватало. Лишь кавалеристы полностью обеспечивались форменными комплектами и выезжали по утрам из лагеря то гусарами, то уланами. Сегодня они –  кирасиры французские, завтра – кавалергарды русские. Чтобы «приодеть» массовку из пехоты, администраторы фильма шли  на  ухищрения. К примеру, обычная советская солдатская форма дополнялась белыми  кальсонами. Если  играли французов, то кальсоны надевали поверх солдатских галифе и заправляли их в сапоги. Если изображали русских солдат, то  завязывали тесемочки под каблуком сапога, надевали белую ленту через плечо.
 
Каждому выдавали по маленькому зеркальцу, которое отбрасывало на солнце зайчики, вероятно, по замыслу художника-постановщика для передачи то ли блеска амуниции, то ли выстрелов. Благодаря  хитростям  на дальнем плане в фильме шеренги выглядят очень даже достоверно. А вот статистов на ближних планах переодевали и снимали  как положено – в костюмах той эпохи, при соответствующем оружии.  

Гурий Васильевич вспомнил и курьезные случаи, которые в виде баек пересказывали друг другу. Так солдаты, участвовавшие в съемках, писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута…». В ответ приходили удивленные ответы от родителей: «Как же это, дорогой сынок, войны не объявляли, а ты где-то там сражаешься?». Или, обращаясь к актеру Борису Захаве, игравшему роль полководца, на полном серьезе спрашивали: «Товарищ Кутузов, ночью холодать стало, нельзя ли одеяльцев в палатки подбросить?».

Яркое воспоминание


С началом сентября «дорогобужская армия» начала редеть – солдат отправляли к местам постоянной службы. Закончилось участие в съемках киноэпопеи «Война и мир» и для рядового Гурия Свинцова. Первые серии фильма он увидел на экране уже после демобилизации – осенью 1966 года. Пристально всматривался в экран, но себя там не нашел. Теперь внучке  рассказывает, как ему, безусому солдатику, посчастливилось участвовать в  создании великого киношедевра. Вспоминает он своих земляков-сверстников из Дзержинска: Сашу Парфенова, Колю Лысенкова, Володю Мокшанова, Пашу Морозова, Володю Зайцева, что начинали  вместе с Гурием  нести  армейскую службу на съемках знаменитого фильма. Здесь под Дорогобужем подружились. Володя Мокшанов  женился  до призыва в армию  и  во время участия в съемках фильма  получил  радостную весточку из дома: в Дзержинске у него родилась  дочка.  Тепло поздравили сослуживца, а после отбоя  на солдатской койке вместе придумывали имя первенцу. Давно  это  было, а Гурию кажется, будто вчера…
 
Наша справка: киноэпопея «Война и мир» создана по одноименному роману великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Киностудия «Мосфильм», 1965 – 1968 гг. Фильм в четырех сериях: «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812 год», «Пьер Безухов». Сценарий С. Бондарчука и В. Соловьева. Режиссер С. Бондарчук. Оператор А. Петрицкий. Художники: М. Богданов и Г. Мясников. Композитор В. Овчинников. В ролях: Л. Савельева, С. Бондарчук, В. Тихонов, В. Станицын, К. Головко, О. Табаков, А. Кторов, Б. Смирнов, А. Шуранова, А. Вертинская, И. Скобцева, В. Лановой, О. Ефремов, Э. Марцевич, Б. Захава, Н. Трофимов, А. Степанова и др. В 1965 году на Московском международном кинофестивале состоялась премьера первых двух серий «Войны и мира». Картина была встречена с восторгом и получила Большой приз жюри. Показ фильма на международных фестивалях в Венеции и Мардель-Плате, премьеры в Париже и на других зарубежных экранах принесли триумф советскому киноискусству. Американцы отметили «Войну и мир» премией «Оскар» как лучший иностранный фильм года и премией кинокритиков «Золотой глобус».
 
Станислав Шальнов, краевед
Фотографии из личного архива Г.В. Свинцова
 
На фото:

Рядовой Свинцов к съемкам готов.

Кинематографическое Бородино под г. Дорогобуж.

Съемки с военного вертолета.

Солдаты-статисты для съемок дальних планов.

У Гурия новая роль и – новый костюм.