Дзержинское время

 

О нарушениях знали

Маленький Илюша посещает первую младшую группу для детей от 2 до 3 лет.
В ней всего-то 15 детей. А в тот день, когда произошло несчастье, в садик пришли только восемь. Об этом рассказала воспитатель, работающая в группе. Утром, как всегда, она повела малышей на прогулку. Участок для игр на свежем воздухе – маленький, на нем всей детской радости – веранда да песочница. Зато буквально в 2-3 метрах – заезд для хозяйственных машин, привозящих в садик продукты. Прогулочная зона не ограждена от проезжей части, и непоседливая малышня то и дело выбегает на дорогу, рискуя попасть под колеса грузовиков. Эта опасность, как думали взрослые, была главной для ребятни во время прогулок, поэтому воспитатели тщательно следили, чтобы подопечные находились подальше от дороги. Беды от недавно установленного детского оборудования никто не ждал. Наоборот, надеялись, что красочная игровая площадка привлечет внимание двухлеток и гулять отныне они будут в одном месте – рядом с новым комплексом. Так и случилось. Илья одним из первых захотел залезть по трапу на площадку. Однако набитые на крутой горке рейки обледенели. Воспитатель держала мальчика за одну руку и не успела подхватить, когда он сорвался на скользкой поверхности. Об эти ступени Илья и ударился лицом. Его тут же отвели к медсестре. Травма казалась не опасной на первый взгляд, но заметной – у Илюши сломался передний зуб. Об этом персонал и сообщил пришедшей за ребенком бабушке.

Даже не извинились

Ночью ребенку, как рассказали его мама и бабушка, стало плохо. Он жаловался на зубную и головную боль. Оказалось, что у Илюши от удара треснули, а потом и сломались еще несколько зубов, а причиной постоянной тошноты и недомогания было сотрясение мозга. Мальчика госпитализировали. После лечения он вернулся в садик, но вскоре снова оказался на больничном. По словам родных малыша, из-за травмы у него стали дергаться веки и плечи. Сейчас ребенок находится под наблюдением врача-невролога.
«Я воспитываю сына одна. Из-за хлопот с лечением уже потеряла одну работу. Меня задевает, что травматичный игровой комплекс продолжает стоять на своем месте, что заведующая обвиняет в случившемся только воспитателей, хотя сама принимала решение об установке площадки. После всего случившегося передо мной даже не извинились», – негодует Илюшина мама Мария Евгеньевна.
Женщина даже обратилась с жалобой в городскую прокуратуру. Там заявление сочли обоснованным.

Опасный «Малыш»

Прокурорская проверка выявила сразу несколько нарушений в детском саде № 65.
Это и отсутствие ограждения между прогулочным участком и дорогой для машин, и то, что игровой комплекс «Малыш» ИО-30, предназначенный по паспорту изготовителя для детей от трех лет, был установлен там, где гуляют воспитанники младшего возраста, и нахождение «Малыша» близко к песочнице с острыми углами, что создает риск травматизма. После вердикта прокуратуры в садике прошла проверка управления детских дошкольных учреждений местной администрации. Было сделано заключение, кто виноват в несчастном случае с мальчиком. Ответственность понесли как заведующая садиком, установившая игровую форму не там, где нужно, так и воспитатель, которая не учла погодных условий, а именно обледенения конструкции, и «ослабила контроль за организацией воспитательной работы». За это воспитателю объявлен выговор, а заведующей сделано замечание.
Играть на «Малыше» всем остальным малышам пока запретили – детская площадка замотана клейкой лентой. Илюшина группа теперь гуляет на соседнем участке, где стоят добрые старые деревянная машина и железная ракета, а сам участок, кстати, огражден от дороги высоким штакетником. Его те же самые родители в прошлом году установили за свой счет. Огородят заборчиком и территорию участка, где пострадал Илья. Это, по документам проверки, планируется сделать во втором квартале текущего года и уже за счет бюджета садика.

«Будем судиться!»

Семью Ильи, видимо, все это не удовлетворило. Для того чтобы возместить материальные затраты и моральный ущерб, мама решила обратиться в суд. Поддерживают эту инициативу и родители других детей первой младшей группы. Они дружно требуют демонтировать опасное оборудование, а также прекратить преследование воспитателей, которое якобы организовала заведующая садиком после происшествия.
Точку зрения на все происходящее самого руководителя детского учреждения нам узнать не удалось. Заведующая наотрез отказалась говорить об этой истории, заявив, что свою позицию она выскажет в суде.
Зато ситуацию подробно прокомментировал начальник управления детских дошкольных учреждений города Алексей Коротков: «Демонтировать оборудование мы не будем. Оно имеет все необходимые сертификаты безопасности и подходит для детей от трех лет. На этой площадке будут гулять ребята соответствующего возраста. Играть с помощью комплекса «Малыш» воспитанники смогут только после того, как он будет полностью расчищен от снега и льда. Вина руководителя садика в том, что она неправильно распределила группы по участкам, на этой территории малыши до трех лет гулять не должны. Что касается давления на воспитателей, на которое жалуются родители, я проконтролирую, чтобы никаких внеслужебных отношений в учреждении не было. Воспитатели первой младшей группы продолжат свою работу». Алексей Николаевич также подтвердил, что прогулочную зону, где произошел несчастный случай с мальчиком, огородят от заезда машин, а песочницу летом отодвинут подальше от игрового оборудования.

Про Илюшу не забыли б…

Взрослые участники этой истории так активно защищают свои позиции, что, кажется, болячки маленького мальчика уже как-то отошли для всех на второй план. Чтобы объективно рассудить, кто же здесь прав, а кто и насколько виноват, пришлось закулисно, а потому, есть надежда, честно, поговорить о травматизме в детских садах с родителями, воспитателями и заведующими других садиков Дзержинска.
Но прежде всего давайте посмотрим на конструкцию «Малыш» ИО-30. Она, на наш взгляд, опасна для дошколят любого возраста. Крутой трап, почти плоские рейки вместо ступеней, отсутствие ограждения на возвышенной площадке и по всему периметру на разном расстоянии – металлические поручни и деревянные «блины». Потерять равновесие здесь немудрено в любую погоду, а, падая, удариться обо все эти «развивающие» детали так, что случай с Ильей еще покажется цветочком.
Сейчас комплекс, где произошло несчастье, и правда закрыт для посещения малышней, но вот парадокс – точно такой же стоит на другом участке садика. Скажем больше, «Малыша» мы нашли и в соседних дошкольных учреждениях.
Выяснилось, что выбор игрового оборудования в детских садах – задача заведующих. На областные деньги, перечисленные в каждый дзержинский садик в зависимости от его посещаемости, директора по специальным каталогам сами выбирают, какую горку, качели или даже целый игровой комплекс им приобрести для воспитанников и куда установить. Кстати, правильный выбор игровых форм вовсе не спасает от несчастных случаев. В других детсадах, как нам рассказали, дети падали даже с обычных лавочек и ломали руки. Одна девочка и вовсе просто поскользнулась, упала и разбила подбородок, так что пришлось ехать в травмпункт и зашивать рану. А сколько болячек происходит не на прогулке, а в группе – не сосчитать. Да чего греха таить, малыши падают и гуляя во дворе с родителями, и дома, прямо на глазах у мам и пап. Дети есть дети. Без разбитых носов и набитых шишек какое детство?..
Однако в случае с Ильей ситуация все равно не однозначная. Мама мальчика права: отдавая ребенка в садик, все родители надеются, что за ним там присмотрят и вернут, как говорится, живого и здорового. Нужно только понимать, что воспитатель один, а детей рядом с ним – 15-20, и все бегают, резвятся, за всеми сразу уследить – целое искусство. И, бывает, взрослые не успевают в нужный момент прийти на помощь малышам, и те все же получают травмы. В этом случае самым правильным, как подсказали сотрудники садиков, будет сразу поставить в известность о случившемся родителей, предложить им принять участие во всех медицинских манипуляциях или получить на них разрешение. «В нашем садике тоже был случай, когда ребенок ударился и получил сотрясение мозга. Мама разрешила везти ребенка в больницу без ее участия. Вечером она уже была готова к серьезному разговору. Мы честно рассказали, что произошло, извинялись перед ней, предлагали различную помощь, успокаивали. Акт о несчастном случае был, конечно, составлен, но конфликт с родителями мы уладили», – рассказала руководитель одного из садиков. В другом дошкольном учреждении, по словам его директора, девочка упала с горки, когда заспешила встречать маму, которая шла ее забирать. Мама все видела сама и после первой медицинской помощи в садике, когда выяснилось, что ребенок серьезно не пострадал, никаких претензий предъявлять не стала. Выходит, все дело в человеческом факторе. Взрослые просто не смогли или не захотели договориться друг с другом. И сейчас, в разгар этого спора, хочется все же надеяться, что заведующей придет в голову искренне посочувствовать пострадавшему ребенку и повиниться перед родителями, а родителям – поставить себя на место ответственного сразу за сотню детских жизней человека. Бывает, инструкции и правила просто не в силах обезопасить его от всех возможных происшествий. Порой мамам и папам, как видим, удается это понять и простить.
Елена Родионова