Дзержинское время

В России провели исследование, посвященное оценке «стоимости жизни» – размера справедливого возмещения семьям погибших при авариях на производстве, транспорте, несчастных случаях разного рода или при исполнении профессиональных должностных обязанностей.
Полная «стоимость» человеческой жизни с учетом морального ущерба составляет в России 39 млн рублей против 2,55 млн долларов по миру в среднем. К такому выводу пришли социологи. «Российское законодательство и судебная практика должны быть изменены для того, чтобы пострадавшие, а также семьи людей, погибших на производстве, транспорте или при выполнении профессиональных обязанностей, получали справедливое возмещение морального и материального ущерба», – считают в университете.
Эксперты предлагают ввести критерии «стоимости» человеческой жизни» – справедливого и достаточного возмещения семьям погибших, которое необходимо закрепить отдельным законом или внести изменения в действующие нормативные акты, регулирующие ответственность перевозчиков, автовладельцев, владельцев опасных объектов и т.п.
Сегодня максимальный размер компенсации жертвам авиа-, водных и железнодорожных катастроф, аварий на общественном транспорте ограничивается 2 млн рублей, констатирует Ирина Фаст, адвокат АК «Гражданские компенсации», эксперт в делах возмещения вреда жизни и здоровью. Те, кто пострадал в результате ДТП, могут рассчитывать лишь на выплаты в рамках ОСАГО с лимитом 500 тыс. рублей (если страховой договор заключен после апреля 2015 года. Ранее лимит составлял 160 тыс. рублей). Для сравнения: жизнь военнослужащих США сегодня застрахована на сумму не менее 500 тыс. долларов. Министерство транспорта США повысило условную оценку стоимости человеческой жизни до 3 млн долларов, или 200 млн рублей.
Суммы, которые у нас выплачивают за причинение вреда жизни и здоровью человека, если случай не страховой, порой откровенно оскорбительны. Таково мнение экспертов. Дело в том, что в нашем законодательстве не существует никаких ориентиров – ни минимальных, ни максимальных – для определения размера компенсации морального вреда. Решение вопроса о размере компенсации принимает непосредственный виновник (в случае добровольного решения вопроса), а в основном – суд, которому законом предписано руководствоваться «требованиями разумности и справедливости». Так вот эта самая разумность и справедливость на практике выливается в мизерные суммы, по основному количеству дел – в пределах 100 тысяч рублей оцениваются нравственные страдания человека от потери здоровья.
И таких дел – тысячи! Взысканные миллионы за моральные вред – это единичные дела, которые специально демонстрируются. Понятно, что самим транспортным компаниям, например, выгоднее лоббировать низкие размеры компенсации морального вреда и платить мизерные суммы, чем вкладывать миллионы в безопасность.
А ведь ежедневно в России под колесами поездов гибнут и получают травмы 5-10 человек, от 10 до 30 случаев ДТП с человеческими жертвами происходят каждый день. В месяц получается огромная цифра, если учесть, что за каждой стоит человеческая жизнь или здоровье.
Поэтому экспертное сообщество и предлагает на государственном уровне закрепить конкретные финансовые ориентиры размеров компенсаций в связи с гибелью людей на производстве, транспорте или при исполнении служебных обязанностей. Этого можно добиться как путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты, так и за счет изменений судебной практики рассмотрения дел об установлении размера компенсаций.
Справка «Стоимость» жизни, посчитанная на основании общих экономических потерь из-за гибели человека, составляет сегодня в нашей стране 17,1 млн рублей. «Стоимость» жизни, определенная на основании экономических потерь средней статистической семьи – 9,1 млн рублей. С учетом морального ущерба от преждевременной гибели людей «стоимость» жизни человека в нашей стране равна 39 млн рублей в ценах 2015 года.
Елена Краснова