В последних числах июня наш многоуважаемый и недавно избранный президент Владимир Путин зачитал свое первое на третьем сроке правления послание Федеральному собранию.
И знаете, что удивительно: это событие прошло почти незамеченным. Ни громогласных восхищенных отзывов по федеральным телеканалам, ни широкомасштабного обсуждения в прессе, дискуссий, разносторонних оценок специалистов, как это бывало всегда. Короткие комментарии в крупных газетах – вот и все, что выдает всезнающий Интернет на эту тему.
Поневоле задумаешься: то ли обсуждать нечего, потому как послание содержит в основном обобщенные и декларативные идеи и постулаты, то ли обсуждать как-то совестно в виду очень серьезного различия провозглашенной на ближайшие 3 года бюджетной политики президента Путина с тем, что бывший премьер Путин обещал избирателям несколько месяцев назад.
Семь проблем, о которых мы и так знали
Владимир Владимирович назвал семь нерешенных проблем в российской бюджетной политике. Он признал, что в стране (оказывается!) сохраняется высокая зависимость бюджетной системы РФ от сырьевых рынков, что у нас низкая эффективность (неужели это правда?) реализуемых бюджетных расходов. «Бюджетная и налоговая политика во многом остается неясной для общества”, – сказал президент. А должна быть прозрачной и предсказуемой, считает он.
А еще развиваться и хорошо жить нам мешают постоянные изменения в налоговом законодательстве. Последнее утверждение можно считать вершиной самокритичности, поскольку вряд ли кто-нибудь больше экс-премьера Владимира Путина может нести ответственность за эту самую эффективность. До жиру ли тут нашему бизнесу и промышленности, когда в стране раз в год меняют туда-сюда нормативы страховых взносов для всех работодателей, а раз в три – четыре года все предприятия заставляют проходить перерегистрацию, потому как правительство изобретает новый список возможных к существованию в стране их видов и собирает со всех них немалую дань за обязательную перерегистрацию.
И еще одну беду нашей страны назвал вновь избранный (на третий срок) президент – недостаточное качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, прежде всего в сферах образования, здравоохранения и культуры. Знаменательно, что его озабоченность состоянием дел в этих сферах ограничена исключительно контекстом «услуги». По-моему, это однозначно говорит о том, что государство окончательно и бесповоротно записало медиков, учителей и работников культуры в «продавцов услуг», которые нам, российским обывателям, предстоит «покупать». Мы, впрочем, и раньше это делали. Но до сего времени чиновники стыдились причислять названные сферы к «услужливым». Возможно теперь, с легкой руки президента, в привычку у них войдет называть вещи своими, а не мифическими именами?
Пенсионная система под вопросом
От послания президента многие аналитики ждали конкретных ответов или хотя бы определения векторов развития пенсионной системы. Вопрос, что с ней делать в государстве российском, где не хватает денег на нормальное «довольствие» армии пенсионеров, которая из года в год только увеличивается, решается уже давно. Версии и предложения всплывают самые разные, но власти никак не могут остановиться ни на одном из них. И в принципе понятно почему. Все они исключительно непопулярные и грозят ростом социальной напряженности. Но сейчас, когда выборы позади, решать проблему придется. Владимир Путин дал правительству Медведева сроку до осени. В сентябре-октябре оно должно определиться с реформой пенсионной системы.
Кризис заложили в бюджет
Стране может грозить еще один кризис, вслед за углубляющимися проблемами мировой экономики, признал Владимир Путин. Правда, многие эксперты говорят, что не «еще один», а речь идет не о продолжении, а о новой волне прежнего, до сих пор не закончившегося. Но наши федеральные власти всегда были оптимистами: один с успехом разрулили, и возможный в перспективе другой кризис тоже разрулим, считают они. На этот случай правительство закладывает, как это было прежде, финансовый резерв: на нынешний год 200 миллиардов, еще 500 намерены заложить на 2013 год.
Еще одна «новинка», от которой веет архивной пылью, – переход на формирование бюджета по программному принципу. Всего должна быть сформирована 41 госпрограмма. По данным Минэкономразвития, в апреле были утверждены только две госпрограммы. Предполагается, что бюджет 2014 года будет верстаться уже по программно-целевому принципу.
В общем, несмотря ни на что, нужно «стимулировать экономический рост и реализовать масштабные социальные программы», заявил президент. Как при сокращении расходов власть планирует сделать это, он не уточнил.
Не нашлось в послании президента конкретных ответов на естественные вопросы. В предшествующие месяцы все много слышали о налоге на роскошь. Что с ним будет? Что будет с налогом на недвижимость, которым народ стращают уже несколько лет, потому что он грозит ростом налогового времени на собственников жилья в десятки раз?
В общем, послание президента народ не порадовало – сплошные декларации. Впрочем, нужно же быть снисходительными: трудно за столь короткий срок пребывания у власти сочинить что-нибудь столь же впечатляющее и убедительное, как еще не забытые россиянами предвыборные рекламные ролики Владимира Путина. Будем ждать.
Елена Баженова