Призрак «комплексного» банкротства


Всего три месяца назад в муниципальном предприятии «Комплекс» был со скандалом уволен директор Анатолий Балакин. Внятных объяснений такого решения в отношении руководителя, который за год и три месяца сумел в несколько раз снизить долги предприятия, от руководства города мы так и не услышали.

 

На место Анатолия Балакина был назначен более эффективный, по мнению городских властей, управленец, депутат Городской думы Владислав Мозжаров. И вот уже через три месяца после своего назначения он написал письмо к главе администрации Геннадию Виноградову и попросил выделить деньги на покрытие убытков предприятия из городского бюджета. А на прошлой неделе новый директор «Комплекса» пришел на бюджетный комитет с жалобами на предыдущего руководителя.

 

Цитируем: «Мною были обнаружены договора, которые вгоняют предприятие в кабалу, а дальше ему грозит банкротство. Такие договора мог подписать только человек, который не хочет развития данного предприятия, а ждет только его быстрейшей кончины», – сказал он.


По его словам, картина такова: предыдущий директор за две недели до увольнения подписал несколько договоров с ОАО «ДВК» и одной из ее дочерних компаний на техобслуживание водопровода в п. Желнино и так называемых поселках восточного куста (Юрьевца, Дачного и других). В итоге «Комплекс» понесет дополнительные расходы – 16 миллионов за год. И еще почти 4 миллиона, рассказал Владислав Мозжаров депутатам, составят убытки от того, что ДВК намерено отказаться от аренды некоторого муниципального имущества на Пыре. Итого «Комплекс» останется по году в 20-миллионном минусе.


В ответ на реплику депутата Виктора Портнова: «Ну вот, опять просят из бюджета», Мозжаров ответил: «Мы не просим. Мы говорим, что 20 миллионов будет не хватать». В общем, получилось как в известном мультике советских времен «Тайна третьей планеты» про девочку Алису, которая просила космических путешественников взять ее с собой: «Я, конечно, не напрашиваюсь… – Ах, Алиса, ты именно напрашиваешься…».


Ситуация на бюджетном комитете выглядела как настоящий фарс. Рискнем предположить, но именно поэтому, кажется, глава бюджетного комитета Игорь Крашенинников, один из бывших директоров МУП «Комплекс» (которого тоже в свое время обвинили чуть не в коммунальном саботаже, когда из-за несостоявшегося конкурса в 2011 году пырские сети остались без арендатора, «бесхозными»), слушая это, очень красноречиво улыбался. Ведь ответ на вопрос депутатов, были ли договоры согласованы с КУМИ, его начальник Денис Камаев ответил отрицательно. И почему договоры обнаружились только в феврале, если Мозжаров заступил на должность в ноябре, осталось непонятным.

По словам Владислава Мозжарова, сейчас юристы занимаются тем, что прорабатывают варианты расторжения названных договоров. Вопрос находится на контроле у первого зама Анатолия Слизова. Привлечены специалисты управления ЖКХ. Но когда депутаты обратились за объяснениями к присутствовавшему на заседании заместителю главы администрации по ЖКХ Игорю Тихомирову, тот развел руками: «У меня данных таких нет. Мне такую справку, как вам, никто не дал».


Как же так? Правая рука в администрации не знает, что делает левая?


Или таким образом аукаются властям последствия непродуманных прежде кадровых и иных решений и теперь всем участникам событий остается только делать растерянный вид? Или шумной кампанией, которая выглядит, как борьба за спасение МУПа, прикрывается нечто иное, чем забота о нуждах города и горожан? И это может стоить бюджету дополнительных 20 миллионов рублей? Судите сами.

Но мы все-таки взяли комментарий у опального директора «Комплекса», которого пытаются изобразить единственным виноватым в создавшейся ситуация, Анатолия Балакина:

– Основным и единственным (подчеркиваю!) до последнего времени видом деятельности МУП «Комплекс», что было закреплено уставом предприятия, была сдача городского водоканализационного имущества в аренду. Но это не означает, как кажется некоторым очень эффективным менеджерам, что МУП всегда просто собирал платежи, тут все гораздо сложнее.


В мою бытность директором был разработан целый план мероприятий по организации на базе «Комплекса» полноценного оператора ВКХ, который мог бы реально обслуживать сети поселков и на законном основании собирать с жителей платежи. Мы выстроили перспективу создания собственной ремонтной группы. Для этого требовалось внести изменения в устав (что было сделано незадолго до моего ухода, в середине сентября), пройти лицензирование и т. д. Договорились с ДВК о снижении цен на техническое обслуживание  Пыры. В итоге мы сами бы обслуживали сети поселков, той же Пыры, например, сами бы собирали средства за это у населения. Не выпрашивая денег из бюджета.


Все делалось совместно со специалистами департамента  ЖКХ. Шла нормальная, планомерная работа, но… кому-то нужно было срочно сменить директора.


…Хочу сказать, что все, кто сегодня делают вид, что не знали о существовании проблемы, по меньшей мере лукавят. Еще в июле 2013 года глава администрации обязал меня сделать оценку сетей восточных поселков и Желнино с тем, чтобы сдать их потом в аренду. В августе МУП «Комплекс» эту оценку провел с привлечением сторонней организации, потратил на это, между прочим, немалую сумму. (Кстати, деньги выброшены  в трубу – оценка действует в течение полугода.)


Стоимость аренды, исходя из изношенности водоканализационных сетей, оценили примерно в 2 миллиона.


Все документы еще в августе были отправлены в комитет по управлению муниципальным имуществом для согласования. Ответа не последовало.

 

Никакого. Второй раз отправили документы в КУМИ. Реакция оказалась та же – никакой. Почему? Я могу только предположить, что протянули в силу собственного непрофессионализма – не сумели вписаться в законодательные изменения, которые произошли в мае.


Отказ от согласования передачи в аренду от КУМИ пришел уже в ноябре, хотя датированы документы были задним числом – 30 октября.


А без согласования КУМИ проводить конкурсы на продажу прав аренды «Комплекс» просто не мог. Вариантов было два: заключить договоры техобслуживания с ДВК или положиться на авось. Но тогда, в случае крупной аварии, жители поселков остались бы без всякой помощи. Ведь по восточным поселкам городского округа и Желнино ситуация была такова, что они числились на балансе у «Комплекса», но обслуживать их было некому. На предприятии весь штат – пять человек, включая директора и бухгалтера, при этом ни одного технического специалиста и ни одной единицы техники. Даже если, например, в случае аварии, все пятеро с ведрами и лопатами выйдут спасать тех же желнинцев или горбатовцев, толку будет мало.


До заключения договоров техобслуживания мне постоянно приходилось упрашивать и уговаривать руководителей Дзержинского водоканала прийти на помощь. В конечном итоге, после того как ДВК едва не утопил собственный экскаватор в болотах Горбатовки (помните, летом два месяца «сидели» без воды многоквартирный дом и детский сад, а затем – местная школа, в разбор полетов включился даже губернатор), водоканал наотрез отказался от благотворительности.


Как видите, проблема назревала с лета, в конце осени случилось «обострение». И новый директор МУП «Комплекс» был в курсе всего уже в декабре.


Могу посоветовать ему только активнее работать над развитием предприятия, а не охать по поводу возникающих проблем и пугать городские власти его возможным банкротством, выбивая из бюджета 20 миллионов рублей на собственное безбедное существование. За почти 10 лет существования МУП «Комплекс» бюджетные деньги ему не выделялись до сих пор ни разу, прежние директора справлялись.


У меня сложилось ощущение, что из МУПа намерены сделать предприятие, через которое будут прокачивать бюджетные деньги. Ни городу, ни жителям поселков, как вы понимаете, от этого лучше не будет.

А вот так, коротко и очень неопределенно, охарактеризовал ситуацию на «часе прессы» в минувший понедельник вышедший на работу с больничного глава администрации Геннадий Виноградов:


– Дайте нам время разобраться. Не будем пороть горячку. Вопрос о выделении 20 миллионов субсидий «Комплексу» в повестку дня нынешней Думы не включен. Да у нас и нет их, этих миллионов. Пока непонятна позиция водоканала. Попытаемся с ним сначала все-таки договориться.


А мы с вами будем ждать и следить за развитием событий.

Елена Бахтина