“Сибур Холдинг” выиграл битву под Сталинградом.

Дзержинское время

И собирается взять Берлин

Нижневартовск, Пермь, Томск, Омск, Тюмень, Нижний Новгород, Тула, Тольятти – можно долго перечислять точки на карте России, из которых самолеты и поезда 22 декабря доставили журналистов в Москву на пресс-конференцию первых лиц компании “Сибур”. Встреча с прессой городов, где расположены “дочки” холдинга, в конце декабря стала уже традиционной. Как, впрочем, и ее тема – итоги уходящего года и планы на будущее. В числе прочих изданий и информационных агентств, столичных, региональных и городских, на это отчетно-имиджевое мероприятие пригласили нынче и “Дзержинское время”.

Обещали, что с журналистами будет общаться президент ОАО “Сибур Холдинг” Дмитрий Конов. Однако уже на самой пресс-конференции выяснилось, что Дмитрий Владимирович отбыл в регион и “передавал большой привет” всем ее участникам. Отчетную коду разыграли на троих другие “первые скрипки” – председатель совета директоров компании и по совместительству президент ОАО “Газ-пром нефть” Александр Дюков, старший исполнительный вице-президент “Сибура” Владимир Разумов и вице-президент холдинга по экономике и финансам Алексей Филипповский.

Последнему, собственно, и досталась ведущая партия в докладной части пресс-конференции. Запоминающийся, кстати, оратор – в образности ему не откажешь. Сравнил ощущения от экономического кризиса с чувствами, которые наверняка испытывали наши деды, когда немцы в 41-м были на подступах к Москве.

Однако тревоги и страхи, судя по словам Филипповского, остались позади – для “Сибура” самыми трудными были последние три месяца прошлого года: резко упали и выручка, и цены, и спрос на продукцию. А некоторые виды сибуровских продуктов и вовсе были невостребованными. Что привело к временной остановке в октябре 2008-го трех производств, в ноябре – семи, в декабре – еще 24. В январе этого года простаивало около 30 процентов мощностей компании. А те, что продолжали работать, были лишь частично загружены. И только газопереработки не коснулось снижение объемов производства.

Руководство холдинга отреагировало на новые экономические условия антикризисными шагами, которые можно назвать программой сокращения, снижения, консолидации и оптимизации. Вместе с административно-хозяйственными расходами, затратами на ремонт основных фондов и корпоративные программы урезать пришлось и инвестиционные проекты. В своих докризисных планах компания планировала затратить на них в 2009 году 70 миллиардов рублей, а пришлось ограничиться лишь 29 миллиардами.

Но это, по утверждению Алексея Филипповского, именно те вложения, которые позволили “Сибуру” не поставить под угрозу его финансовую устойчивость и в то же время развиваться. Уходящий год для ОАО “Сибур Холдинг” отмечен двумя серьезными покупками – австрийского нефтехимического трейдера Citco и 50 процентов акций крупнейшего в России производителя материала для гибкой упаковки “Биаксплена”. Среди значимых инвестпроектов 2009 года вице-президент холдинга по экономике и финансам назвал запуск нового комплекса на Южно-Балыкском газоперерабатывающем комбинате, ввод в эксплуатацию очистных сооружений на ”Воронеж-синтезкаучуке”.

Нефтехимия стала подавать признаки жизни только весной. А уже сейчас, по словам Алексея Филипповского, компания себя чувствует на рынке довольно уверенно. “Мы еще не в Берлине. Но Сталинград-скую битву выиграли! И в Берлине будем!” – опять перешел на исторические аналогии главный сибуровский экономист.

Наверное, и вправду можно считать своего рода победой окончание кризисного года с выручкой, которая, по прогнозу специалистов холдинга, составит более 150 млрд рублей и будет ниже прошлогодних, кстати, рекордных для “Сибура” показателей всего лишь на 12 процентов.

Парадоксальным на кризисном фоне выглядит увеличение объемов производства по некоторым ключевым продуктам “Сибура”: СУГи (+6 %), сухому газу (+12%), полимерам (+11), ШФЛУ (+11%), минеральным удобрениям (+9%). Не обошлось, разумеется, и без потерь – ожидается, что с минусовыми объемами выпуска год закончат заводы, производящие каучуки (-29%), шины (-31%), мономеры (-7%) и продукцию органического синтеза (-10%).

Судя по амбициозным планам “Сибура”, “взять Берлин” он собирается уже в будущем году. По крайней мере, компания поставила целью превысить свои докризисные финансовые и производственные достижения. Алексей Филипповский заявил на пресс-конференции, что в 2010 году холдинг намерен довести выручку до 200 млрд рублей против прошлогодних 173,5 млрд. При этом уточнил: прогноз дан с расчетом на то, что цены на нефть удержатся на уровне $75 за баррель, а доллар будет стоить около 30 рублей.

Объемы производства в новом году холдинг планирует наращивать по всем ключевым продуктам. За исключением каучуков и шин, не востребованных автомобильной промышленностью, так и не сумевшей пока выйти из комы.

“Мы хотим стать лучшей компанией! Лучшей во всем!” – под конец Филипповский, экономист с явным гуманитарным уклоном, сформулировал чуть ли не лозунг “Сибура”.

Александр Дюков, державший слово вторым, кажется, не ожидал от коллеги такого насыщенного эмоциями и образами выступления. “Про Берлин, – отметил он с некоторой паузой и улыбкой, – это было сильно!” Александр Валерьевич продолжил, правда, в более сдержанной манере, тему сибуровских успехов – перечислил все проекты, которые компания реализовала в этом году. И перечисление это продолжалась довольно долго. В этом длинном ряду, кстати, был упомянут и пуск новой линии по производству кабельного пластиката на нашем “Капролактаме”, а также создание “РусВинила” в Кстово.

В тему оказалась и свежая новость, которую сообщил старший исполнительный вице-президент “Сибура” Владимир Разумов, – о заключении крупного контракта с немецкой компанией на проектирование, поставку оборудования и управление строительством комплекса по производству полипропилена на “Тобольск-Полимере”.

Когда дело дошло до вопросов журналистов, а все они были, разумеется, адресованы председателю совета директоров холдинга – так сказать, по старшинству, как того требует этикет, тот же Владимир Разумов не раз по просьбе Александра Дюкова держал ответ перед приглашенной прессой. Прошедший все карьерные ступени на производстве, начиная с рядового инженера, бывший зам. министра химической и нефтехимической промышленности СССР, казалось, знает о “Сибуре” все и даже больше. Именно ему и пришлось отвечать на “нижегород-ский” вопрос.

Интересы прибывших издалека на сибуровскую пресс-конференцию журналистов не выходили за пределы “местной” темы – спрашивали прежде всего о положении дел на предприятиях, которые расположены в их городах. И наш коллега из “Нижегородской правды”, разумеется, справился о судьбе “Капролактама”, выпускающего в том числе и ПВХ, в свете предстоящего строительства в Кстово завода по производству аналогичного продукта.

Владимиру Владимировичу, видимо, наша площадка хорошо знакома. По крайней мере, он упомянул и о ее славной истории, которая берет начало в 30-х годах прошлого века, и о дружном, сплоченном коллективе. Посетовал, правда, на то, что он “тяжеловато меняется и не всегда вписывается в современные экономические условия”. Но тут же заметил, что “к людям, которые столько сделали для страны, надо относиться с уважением”.

По словам старшего исполнительного вице-президента, из производства кабельных пластикатов “Сибур” не собирается уходить, тем более сейчас, когда с пуском новой линии на “Капролактаме” качество продукта уже позволяет отправлять его в Европу. Судя по всему, есть перспективы и у базовой площадки по работе с поваренной солью, которая может пригодиться и для кстовского производства. Совместными усилиями с руководством города и области компания через создание кластера ПВХ собирается помочь “Капролактаму” возродиться.

И все-таки похоже, что интерес для холдинга в Дзержинске представляет не столько производственная база, сколько научная. “Мы считаем, что эта площадка хороша уже тем, что там есть интеллектуальный потенциал, а это то, чего не купишь и быстро не построишь”, – очень показательная реплика, которой Разумов, собственно, и дал понять расстановку приоритетов. Он признал, что наше проектное подразделение, обладая высококвалифицированными кадрами, выполняет проекты, отличающиеся высоким качеством и при этом низкой ценой.

И такое гармоничное сочетание, скорее всего, будет востребовано компанией. Тем более что планов по модернизации и строительству новых производств в других регионах у нее громадье – “Сибур Холдинг” собирается хорошо подготовиться к окончанию “великой депрессии” и во всеоружии вступить в посткризисную эпоху.

 

Елена Серова