Постановка современных пьес во все времена была делом в какой-то степени рискованным, а реакция публики на такие спектакли непредсказуемой. Это не классика, оценку которой нам, к счастью или к сожалению, прививает школа, институт, которую уже не раз разобрали всевозможные критики. Современная драматургия требует новаторства, способности «поймать момент» и поэкспериментировать как от режиссера, так и от зрителя. Поэтому и становится понятно, почему волновались перед премьерой спектакля «Русское лото» по пьесе Василия Сигарева режиссер Дзержинского театра драмы Андрей Подскребкин и актеры, задействованные в нем.
До 4 апреля, когда состоялась премьера спектакля «Русское лото», репертуар Дзержинского театра драмы был богат преимущественно классическими произведениями. И это замечательно. Однако театралам нашего, в общем-то небольшого города постоянно нужны новые эмоции, свежие идеи. Поэтому для очередной постановки была выбрана современная пьеса Василия Сигарева.
32-летний екатеринбуржец Василий Сигарев – очень востребованный в последнее время драматург, лауреат премий «Дебют», «Антибукер», «Эврика», «Evening Standard Awards», названный одним из самых перспективных авторов современного русского театра. Его пьесы ставят на ведущих сценах страны, при этом «Русское лото» идет сейчас только в нашем театре драмы.
Но дзержинские зрители все же знакомы с этим драматургом. Несколько лет назад в театре шла комедия «Детектор лжи». Как вспоминает заведующий литературной частью Александр Расев, тогда нижегородские театроведы обрушились на создателей спектакля с критикой, со множеством замечаний и к выбранной теме, конфликту, подаче. Однако время расставило все точки над «i» – спектакль был отмечен жюри IV Международного театрального фестиваля «Славянский венец», проходившего в Москве, а исполнительница главной роли Лариса Шляндина получила награду за лучшую женскую роль.
Стоит отметить, что «Русское лото», так же, как и «Детектор лжи», – не самые характерные вещи Сигарева, которому не чужды мрачный взгляд на мир, острая пародия и черный юмор. Эти же пьесы сатиричны, высмеивают пороки человека, показывают вовсе не трагичные, а просто нелепые житейские передряги и поведение в них самых, казалось бы, обычных людей, которые каждый день на улице проходят мимо нас. Однако Сигарев не стал бы так популярен, если бы за комичной стороной его произведений не скрывались множественные пласты все нового и нового смысла.
Итак, «Русское лото»… Действие происходит в незабываемые «перестроечные» годы. «Мы сознательно не стали осовременивать пьесу, действие в ней происходит в перестроечные годы, когда 25 тысяч рублей были огромной суммой. Большое видится на расстоянии и мы специально отодвинули это прошлое, чтобы увидеть в нем наше настоящее», – отмечает режиссер Андрей Подскребкин. Обычной советской семье, как говорится, «подфартило». Купленный женой Галиной лотерейный билет оказался выигрышным, и сумма-то немаленькая – хватит на новую машину. Как же не отпраздновать такую удачу, не позвать друзей? Приходят самые «близкие» – начальник мужа Рудольф Михайлович с супругой и молодая пара Анатолий и Света.
Наутро после обильных возлияний хозяйка обнаруживает, что счастливый билетик-то пропал и подозрения ее падают, конечно, на дорогих гостей. Бывшие «лучшие» друзья становятся злейшими врагами, осыпающими друг друга оскорблениями. Галина пытается обыскать каждого, угрожая газовым балончиком, берет в заложники несчастных гостей и, в конце концов, когда ее уже окружают почти бездыханные тела «воришек».., находит билет. Тут, казалось бы, и конец конфликту, но Галине стыдно признаться в своей ошибке. Лучше уж обмануть. В итоге, разбита машина местного бандита, который на следующее утра назначает «стрелку», разрушены отношения, и во главе всего – он, долгожданный и выстраданный билет. Не будем раскрывать все карты. Финал спектакля мог быть разным. Каким увидел его автор пьесы и режиссер, дзержинские зрители узнают сами. Спектакль, надеемся, будет в репертуаре не один сезон.
То, что делает и будет делать пьесу актуальной в любое время независимо от сюжета – это те самые «вечные» темы, которые красной нитью проходят сквозь действие. Первая из них – тема искушения выигрышем, выбора между большими деньгами и человеческими отношениями, который встает перед главной героиней. «Наблюдения за людьми, которые выигрывают большие деньги, показывают, что, как правило, они заканчивают очень плохо – либо за несколько лет сгорают от разгульной жизни, либо разоряются и опускаются. Очень сложно найти правильное применение свалившемуся богатству и уж тем более отказаться от него», – рассказывает Андрей Подскребкин. Поддаться или побороть искушение – решение за главной героиней.
Еще одна непреходящая и очень спорная тема – проблема псевдоверующих людей, которые одной рукой крестятся, а другой – грешат. И опять же раскрывается она в образе Галины, имеющей своеобразные отношения с Богом. «Я тебе в церкви столько свечек поставила, что ж ты меня так наказываешь? Ну, смотри у меня!» – грозит кулаком Галина всевышнему. Режиссер признается, что актрисе пришлось нелегко при работе над этой частью пьесы…
(полный
текст статьи читайте в газете “Дзержинское
время” за 9 апреля 2009 года)
Марина ИПАТОВА