В Дзержинском театре драмы в минувшие выходные состоялась премьера спектакля по пьесе Флорида Булякова «Святое дело», который поставила режиссер Юлия Ауг. Радует, что все чаще наш театр стал обращать внимание на современную драматургию, причем хорошую, глубокую, философскую, но от этого не ставшую скучной, способную тронуть до глубины души. Спектакль «Любишь – не любишь» стал дипломной работой московской актрисы и начинающего режиссера Юлии Ауг. В интервью, которое Юлия Артуровна дала нашему изданию за месяц до премьеры, она сказала, что в пьесу Флорида Булякова «Святое дело» влюбилась сразу и долгое время мечтала поставить ее на сцене. Оценивать постановку в дзержинский театр из Москвы приехали доцент кафедры режиссуры Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Михаил Яковлевич Али-Хусейн и исполнительный директор московского театра «Школа современной пьесы», режиссер-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Филипп Лось. Трагикомедия «Любишь – не любишь» – трогательная история любви и преданности двух стариков, проживших свой век бок о бок и только к концу жизни понявших, как же на самом деле они дороги друг другу, как неповторима и ценна была каждая минута, проведенная вместе. Пьеса идеально соответствует своему жанру – трагикомедии. Начинается спектакль как легкая бытовая комедия. Старику Григорию приснился сон, в котором к нему пришла сама смерть «с косой до бедра» и предложила своего рода сделку: она отпустит старика, но лишь на три часа. Если за это время он успеет сделать одно святое, богоугодное дело, то жить ему еще десять лет, если же нет, то заберет его насовсем. Проснувшись, Григорий рассказывает об этом своей старухе и они начинают думать, что же такого доброго совершить и, главное, как успеть за три часа. Пока Григорий и Васена перебирают святые дела, в их памяти вдруг всплывают сцены из их молодости. Вот их первая брачная ночь, когда девушка впервые просит молодого мужа сказать ей слова любви. Вот сцена, когда из-за непосильной работы Васена вновь теряет ребенка. С каждым разом сцены прошлого становятся все тяжелее, и начавшаяся как комедия пьеса превращается в настоящую, как сказала Юлия Ауг, «в античном смысле» трагедией. Кульминацией ее становится рвущая душу сцена, где отчаявшаяся Васена, потеряв очередного ребенка, бросает упреки небу за несправедливость и жестокость. Ее мужа Григория есть за что упрекнуть. В свое время он не позволил жене лечь в больницу, чтобы сохранить хотя бы одного ребеночка. Да и гульнуть мужик был не прочь. А Васена, как настоящая русская женщина, всю свою жизнь смиренно и преданно ждет от мужа заветного слова «люблю». Ни разу Григорий не задумался о страданиях жены, хотя по-своему, конечно, любил ее. А все из-за того, что не было у него на это времени. Вот так и все мы часто мчимся по жизни без оглядки, не находя минутки, чтобы всмотреться в любимое лицо, не останавливаясь ни на мгновение, чтобы приласкать, приголубить тех, кто рядом с нами, и сказать им самые главные слова. Герою пьесы «Любишь – не любишь» повезло. Хоть и на краю жизни, но Григорий вдруг понимает, как сильно всю жизнь он любил жену, он, наконец, замечает родинку на ее лице, вспоминает, что зовут ее Василиса, а не «старая», как называет он ее уже много лет. И главное, он успевает сказать ей долгожданные слова «прости», «люблю». Вот и получается, что самое святое, самое богоугодное дело в нашей жизни – это любовь… В постановке задействованы четыре актера. Как рассказывала Юлия Ауг в ходе подготовки спектакля, с выбором актеров для ролей пожилых Григория и Васены вопросов не возникло. В дзержинском театре есть, как говорится, сыгранная пара, на счету которой не одна совместная работа, – это Николай Стяжкин и Валентина Губкина. Режиссеру было очень важно, чтобы зритель поверил в то, что эти люди действительно прожили вместе всю жизнь, что их крепко связывают невидимые нити любви. Стяжкин и Губкина – актеры опытные, профессиональные, поэтому их герои выглядят очень настоящими, живыми и какими-то родными. С ролями молодых Григория и Васены было сложнее. Юлия Ауг провела большую работу с актерами, прежде чем выбрала Ивана Никулина и Наталью Дунаеву и, на наш взгляд, ничуть не ошиблась. Наталья Дунаева как будто прожила жизнь своей героини, она не боится переживать ей, остро чувствуя горе и боль молодой женщины. А главное, то, что во время спектакля сложилось впечатление цельности, как будто между всеми героями на сцене возникли искренние и очень близкие отношения. Марина Ипатова (Полную версию статьи читайте в газете «Дзержинское время» за 3 декабря 2009 года)