В минувшие выходные Дзержинский театр драмы открыл 64-й театральный сезон. Открыл весело и насыщенно – сразу двумя премьерами: комедией Алехандро Касона «Дикарь» и детским спектаклем «Дюймовочка».
Фестивальное начало
Между прочим, сказка Ганса Христиана Андерсена в исполнении дзержинских актеров завоевала сердца зрителей еще до премьеры на родной земле. Правда, зрителей не дзержинских, а тех, кто побывал на фестивале «Театры малых городов России» в Вышнем Волочке. Он прошел 6 – 14 октября и именно на нем состоялась настоящая премьера «Дюймовочки» в постановке режиссера и актера театра Валентина Морозова. То, что спектакль пришелся по душе зрителям Вышнего Волочка и коллегам дзержинской драмы из других городов, говорят многочисленные отзывы и слова благодарности. Жюри же фестиваля отметило сказку дипломом с интересным названием «За стилистическую точность сценического прочтения сказки Г. Андерсена «Дюймовочка».
А маленькие театралы Дзержинска увидели спектакль «Дюймовочка» в прошедшее воскресенье и, судя по всему, тоже остались очень довольны.
Надо сказать, что «Дюймовочка» – не единственная победа дзержинской драмы в Вышнем Волочке. На суд жюри был также представлен спектакль «Блин-2». Поставленный еще в 2008 году в рамках антинаркотической программы городской администрации, спектакль не теряет своей актуальности и до сих пор интересен молодым и взрослым. Кроме того, он уже имеет свою фестивальную историю – в 2009 году в Сарове спектакль был отмечен жюри и зрителями второго фестиваля театрального искусства имени Е.А. Евстигнеева. В Вышнем Волочке за «Блин-2» театр получил диплом «За гражданскую позицию и творческий подход к современным молодежным проблемам». А исполнитель роли Титикаки актер Вячеслав Рещиков был награжден, пожалуй, самым дорогим дипломом детского зрительского жюри.
Еще один диплом «За преданность театральному делу» привез с фестиваля актер Игорь Тарасов.
Успехами в Вышнем Волочке руководители театра со зрителями поделились 16 октября, прямо перед первой премьерой сезона – комедии «Дикарь».
Грустная комедия «Дикарь»
Пьеса Алехандро Касона пополнила репертуар дзержинского театра, чтобы добавить в него еще одну драму. Действительно, хотя в афише «Дикарь» значится как «комедия», однозначно назвать развлекательным спектакль нельзя. Вот как объяснил это режиссер Андрей Подскребкин: «У автора жанр пьесы определен однозначно – комедия, но ведь чистых жанров в принципе не существует. Вспомните Чехова: он часто называл свои произведения комедиями, хотя в них больше слез, чем смеха. А в «Дикаре», я считаю, наоборот, превалирует мелодраматическое, романтическое содержание. Лично мне больше нравится, когда зритель не хохочет на протяжении всего спектакля, а где-то задумывается, где-то по-доброму улыбается, где-то грустит».
Бурных эмоций зрители, действительно, не показывали, но и скучать им не приходилось. Уж очень закручен сюжет. Хотя и прост на первый взгляд. В богатую семью, живущую обособленно в горах, приезжает молодая учительница Маргарита. Ее задача – обучить всем премудростям цивилизованной жизни племянника двух одиноких тетушек Матильды и Анхелины. Но вот ведь незадача: воспитанник Маргариты – 24-летний красивый мужчина, который двадцать лет прожил в горах и ни в какую не хочет учиться писать-читать. Естественно, после мучительного знакомства между молодыми людьми постепенно завязывается дружба, а потом (против природы не пойдешь) и любовь.
Проходит время, и Пабло с Маргаритой меняются местами. Девушка целыми днями носится по горам, а парень сидит в библиотеке и начинает постепенно вникать в махинации своего управляющего Ролдана. Тот, в свою очередь, вызывает на подмогу своего сына Джулио – нахала и пройдоху, который пытается обмануть Пабло, а еще шантажирует Маргу, которая когда-то была его любовницей… Словом, разобраться в хитросплетениях испанской мелодрамы можно только при очень внимательном просмотре.
Концовка более чем неоднозначна и тоже заставляет задуматься. Вроде бы, Пабло и Марга остаются вместе и впереди их ждет прекрасное событие – рождение ребенка. Но необузданный характер молодого мужчины плюс его воспитание в духе женоненавистничества, да бурная реакция на прошлое любимой заставляют задуматься – а будет ли так уж счастлива с ним Маргарита и не повторит ли Пабло судьбу своего отца? В общем, интрига остается до конца.
Жаль, что за всеми этими полными страсти и огня сценами главная идея пьесы оказалась на втором плане. Ведь основной конфликт комедии происходит между двумя мирами: «цивилизованным», но насквозь пропитанным ложью и корыстью миром управляющего и его сына, развратных и глупых родственников семьи, и миром дикаря, в котором нет места человеческой подлости, где все мысли чисты, а поступки естественны.
Что касается актерского состава, то как-то сразу бросилось в глаза разделение актеров двух поколений. Молодежи театра – Татьяне Рябовой и Ивану Никулину – достались главные роли Марги и Пабло. Опытные Татьяна Орлова, Лариса Шляндина, Валентин Морозов были на вторых ролях. Однако если в игре первых чувствовалась некоторая неровность, а иногда и излишняя наигранность, то «старейшины» держались весьма достойно, спокойно и уверенно.
Изумительный дуэт Ларисы Шляндиной и Татьяны Орловой зрители каждый раз встречали с радостными улыбками и ожиданием легкой естественной игры. Надо сказать, что обе эти актрисы – очень яркие и самодостаточные, каждая из них обычно забирает на себя большую часть зрительского внимания. Но в «Дикаре», играя двух совершенно разных сестер – строгую и гордую вдову Матильду и рассеянную болтушку Анхелину – им удалось стать буквально одним целым. «Просто Татьяна Сергеевна и Лариса Михайловна замечательные актрисы. Они очень радостно вдвоем играют на сцене чуть ли не в пинг-понг, дают возможность друг другу поработать. И потом, насколько я знаю, в жизни их связывают очень теплые отношения. У нас еще будут спектакли, где Лариса Михайловна и Татьяна Сергеевна будут партнерами и я уверен, что это будет прекрасный тандем», – отметил Андрей Подскребкин.
И это лишь начало
Первая премьера только прошла, а мысли главного режиссера уже заняты следующими постановками. Как нам рассказал Андрей Сергеевич, сейчас он приступает к подготовке новогодней сказки, ведь любимый праздник детей уже не за горами. А еще на столе Андрея Подскребкина лежит не пьеса, которую он должен ставить, а роль. В спектакле по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь», премьера которого запланирована на февраль, главный режиссер театра покажет дзержинским зрителям, на что способен как актер. «Для меня побыть актером – это возможность получить огромное удовольствие», – говорит Андрей Сергеевич. Режиссером же постановки будет Валентин Морозов. Для него это тоже своеобразный дебют, так как раньше Валентин Михайлович специализировался исключительно на детских спектаклях.
В планах театра на этот сезон также премьера по героической комедии Э. Ростана «Сирано де Бержерак» и новый спектакль на основе современной драматургии – пьеса сейчас утверждается художественным советом театра.
Марина Ипатова