Конец весны – начало лета оказались для Дзержинска богаты на культурные события. Главными ньюсмейкерами стали наши фотохудожники. Но обо всем по порядку… В конце мая в Дзержинске состоялся «Весенний вернисаж» – этакий слет нижегородских фотохудожников по обмену премудростями. А через неделю в Нижегородском музее фотографии откроется персональная выставка дзержинского фотохудожника Николая Осоки. Вначале чуть-чуть о вернисаже. Принять участие в нем могли не только фотографы, а каждый, кто неравнодушен и хоть чуть-чуть интересуется фотографией. Идея организовать такие «посиделки» для любителей и профессионалов родилась у Николая Михайловича Осоки благодаря Интернету. А, скорее, даже назло ему – этому бездушному пожирателю настоящего человеческого общения, искренних эмоций и живых впечатлений. Не зря его назвали всемирной паутиной – опутал так, что не вырвешься… «Люди, общаясь через Интернет, на тех же фотофорумах, не видя друг друга, пишут порой такие гадости», – говорит Николай Михайлович. Вот и решили фотографы организовать что-то вроде площадки для обсуждения. Как говорится, встретились, поговорили – не только приятно, но и не бесполезно. Кстати, сейчас Николай Осока вынашивает новую идею – организовать для фотохудожников другой вернисаж… Предлагает им прогуляться с фотоаппаратом по городским помойкам. Их в нашем городе – хоть завались. Заснять, да и выставить все это напоказ – может, тогда в городе станет хоть чуть-чуть чище?.. Хотя вернисаж – событие интересное, но все-таки не главное. Гораздо важнее для Николая Михайловича то, что в июне в Нижегородском музее фотографии открывается его персональная выставка «Жил-был я: стоит ли об этом?». Еще большую значимость событие приобретает потому, что дзержинцам увидеть работы фотохудожника Николая Осоки, несмотря на то, что живет он в Дзержинске, удается нечасто. Его персональные выставки для города – редкость. Да и сам он живет пусть и не отшельником, но все-таки очень закрыто, словно отгородившись, заслонившись от всего внешнего и ненужного… Возможно, только так, в тайне от посторонних любопытных глаз, и рождается настоящее… Нечастое появление своих работ на публике Николай Михайлович объясняет просто: «штамповать» фотографии одну за другой нет смысла, творчество, поставленное «на конвейер» теряет смысл, работа фотохудожника обесценивается. Одна персональная выставка в пять лет – от одного своего юбилея до другого – этого, считает Осока, вполне достаточно. Этот год для фотохудожника стал как раз юбилейным, в феврале Николай Михайлович отпраздновал 65-й день рождения. И, по традиции, готовился было «отметиться» персональной выставкой в нашем краеведческом музее, но… места работам Осоки здесь почему-то не нашлось… Так что строчки из стихотворения, взятые Осокой эпиграфом к несостоявшейся в Дзержинске выставке: «Жил-был я: стоит ли об этом?» попали, что называется, в жилу. Миновав родной художнику город, выставка «уехала» в Нижний. Правда, в значительно усеченном виде. Из почти сотни лучших своих работ, отобранных фотографом специально для дзержинского зрителя, нижегородцам довелось увидеть чуть больше половины. В основном, это пейзажи и натюрморты – то, что, как правило, близко и понятно всем. А вот портреты – лица самих дзержинцев, известных и не очень, гостей города, просто любимых фотографом людей – так и остались в мастерской художника. Как самое сокровенное, задушевное – то, чем не хочется делиться с чужими. Зачем, если все равно не поймут? Разве узнают они на этом случайном снимке, сделанном Осокой в середине восьмидесятых, молодого Сергея Требухина? Нашего фотографа Сергея Васильевича? И что им, скажем, до бывшего когда-то давно главным режиссером Дзержинского театра драмы, с которым довелось поработать Николаю Михайловичу… Вот портрет любимого педагога – Ильи Соломоновича Миньковецкого, а на этом, почти искрящемся от южного солнца снимке, – такой же солнечный мальчик, сын художника Осоки. Этой фотографии уже четверть века – мальчик давно вырос. Зато теперь, спустя двадцать пять лет, совершенно очевидно, как он похож на свою маму. Нет, не на ту молодую, немного даже надменную красавицу Светлану, запечатленную Николаем Михайловичем. А на Светлану сегодняшнюю – трогательную, улыбчивую, с какими-то почти детскими задоринками в глазах… Или вот еще один снимок – контрабас и виолончель. Он и она. Тоже почти портрет – музыкальные инструменты, какими увидел их Осока, оказались, как ни странно, очень похожи на людей… Вот вам, читатель, и ответ на вопрос: что заставляет фотохудожника в определенный момент нажимать на «спуск»? «Отношение к окружающему», – говорит Николай Осока. Одного лишь присутствия объекта, выбранного художником для съемки, тут недостаточно. «Документальное» важно наполнить смыслом, внести что-то свое, придумать сказку, если хотите… Совсем скоро все эти работы (и еще много-много других) отправятся в Нижегородский музей фотографии – 14 июня здесь откроется персональная выставка Николая Осоки. Приходите.
Елена Богомазова